Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
10 фактов о Японии

10 фактов о Японии

10.05.2024

Япония — удивительное государство, которое смогло органично совместить в себе дух Востока и технологии Запада, верность своим корням и стремление быть в авангарде мирового прогресса.

Своеобразие Страны восходящего солнца во многом обусловлено ее непростой историей. На протяжении более двух веков она была закрыта от остального мира: чужеземцам за редким исключением запрещалось появляться на ее территории, по любому иностранному кораблю мог быть открыт огонь, а самим японцам за попытку покинуть родину грозила смертная казнь.

Тогда произошло становление японской национальной идентичности, развились ремесла, боевые искусства, театр и литература. Именно в это время творили поэт Мацуо Басё — мастер жанра хайку, драматург Тикамацу Мондзаэмон, прозванный японским Шекспиром, претерпели существенные изменения театр кабуки и кукольный театр бунраку.

При этом политика изоляции не распространялась на науку — японские исследователи знакомились с разработками европейских коллег, а знать отправляла детей обучаться за границу. Главенствующим стал принцип вакон‑ёсай — «западные технологии, японский дух», которому в Стране восходящего солнца продолжают в той или иной степени следовать по сей день.

В конце XIX века государство резко открылось миру: после военного принуждения со стороны США Япония подписала невыгодный ей торговый договор. Началась повсеместная вестернизация, которая затронула все сферы жизни страны. Но, несмотря на это, в обществе усилился интерес к собственной культуре, а вокруг императора сложился культ почитания. Власти же взяли курс на ускоренную индустриализацию, чтобы избавиться от западного влияния и иметь возможность проводить собственную независимую политику.

Индустриализация сопровождалась важными социальными реформами: было введено обязательное начальное образование, открыто множество вузов, объявлена всеобщая воинская повинность, создана полиция. Все это позволило Японии укрепить позиции в регионе. В начале XX века она стала самой экономически развитой страной в Азии, выиграла войну с Китаем, присоединила Корею и создала подконтрольное ей государство Маньчжоу‑Го.

В 1940 годах Япония стала частью гитлеровской коалиции. Следование нацистским идеалам привело страну к катастрофе. Американские военные с помощью ядерного оружия буквально стерли с лица земли города Хиросиму и Нагасаки, а советские войска наголову разгромили японскую армию в ходе Маньчжурской операции, которая поставила окончательную точку во Второй мировой войне. В результате Япония потеряла часть территорий и право иметь собственные вооруженные силы.

Поражение в войне и последующая американская оккупация страны сильно изменили самосознание японцев. Они отказались от националистических идей, обожествления императора и культа милитаризма. Такие разительные перемены в менталитете нашли отражение в культуре. Первое послевоенное поколение писателей сосредоточилось на осмыслении произошедшего. В их книгах преобладали мотивы разочарования, обиды, отчаяния и смирения с неизбежностью. Позже у их молодых коллег фокус внимания сместился на изучение личных психологических конфликтов.

В этой статье мы подготовили для вас десять занимательных фактов о культуре, истории и жизни Страны восходящего солнца.

  1. Многие японские писатели увлекались русской литературой. Нобелевский лауреат Кэндзабуро Оэ высоко ценил произведения Федора Достоевского. Японский классик Рюноскэ Акутагава любил творчество Николая Гоголя и Антона Чехова, а Ивана Тургенева и Льва Толстого и вовсе сделал героями своего рассказа «Вальдшнеп». Вдохновил Толстой и членов токийской литературной группы «Сиракаба», что дословно переводится «белая береза».

  2. Юкио Мисима — один из самых известных японских писателей XX века. Его трижды номинировали на Нобелевскую премию по литературе. Сложно поверить, но у него была собственная военная организация «Общество щита»! Ее членов Мисима набирал среди студентов, снабжал их формой и проводил для них курс молодого бойца.

    Цели у писателя были амбициозные. Он мечтал изменить государственный строй, вернув императору былые полномочия и пересмотрев девятую статью Конституции, которая была принята по окончании Второй мировой войны. Согласно ей, Японии запрещалось участвовать в боевых действиях и иметь собственную армию, которая была заменена на Силы самообороны, больше напоминавшие полицию.

    Однако грандиозные планы Мисимы никто не воспринимал всерьез: журналисты игнорировали пресс‑конференции «Общества щита», а японцы подшучивали над его лозунгами. Тогда писатель отважился на отчаянный шаг — решил захватить базу Сил самообороны и уговорить солдат совершить государственный переворот.

    Сначала все пошло как по маслу. Вместе с четырьмя спутниками Мисима беспрепятственно проник на базу: его там хорошо знали и пропустили без вопросов. Охрану не насторожило, что у визитеров были самурайские мечи: к странностям популярного писателя все давно привыкли. Пройдя в кабинет начальника штаба, Мисима захватил его в заложники и потребовал собрать солдат на плацу. После этого он вышел на балкон и начал произносить длинную речь. Но на собравшихся не произвел впечатление революционный запал писателя. Они не слушали его и кричали: «Слезай оттуда!» и «Отпусти генерала!»

    Поняв, что поднять солдат на бунт не удастся, что изначально было очевидно для всех, кроме самого Мисимы, он решил совершить традиционный самурайский обряд — сэппуку. Однако вновь все пошло не по плану. Сопровождавшие его студенты, которые должны были помочь ему с обрядом, толком не умели обращаться с самурайскими мечами. Поэтому погиб он не так торжественно, как рассчитывал. Зато Мисима навсегда остался самым эксцентричным писателем в истории японской литературы.

  3. Японские комиксы манга — уникальная смесь литературы и изобразительного искусства. Она завоевала популярность по всему миру: на ее долю приходятся три четверти рынка комиксов США и Германии и более трети — Франции. У нее есть собственный узнаваемый стиль рисовки и художественные приемы, которые делают ее непохожей на все остальные виды историй в картинках.

    Во многом это вклад легендарного художника Осаму Тэдзуки. Именно благодаря ему у персонажей манги появились огромные глаза, а в сценах стали часто сменяться ракурсы, подчеркиваться движения и буквами обозначаться звуковые эффекты.

    Однако несложно заметить, что между мангой и ее западными собратьями есть немало общего. Правда, Тэдзука не скрывал, что вдохновлялся работами Уолта Диснея и Макса Флейшера. Так что можно сказать, что корни этого вида отрисованных историй лежат в западном искусстве.

  4. Интерес к манге подогревается возрастающей популярностью анимэ, основой для которого она зачастую становится. Оно занимает значительное место в современной поп‑культуре: на его долю приходится более половины создаваемых в мире мультсериалов.

    Большим спросом оно пользуется и на большом экране. Самым кассовым в истории анимэ стал боевик «Истребитель демонов. Поезд „Бесконечный“»: он собрал в мировом прокате около полумиллиарда долларов. До него хит‑парад более полутора десятилетий возглавляла фантастическая драма «Унесенные призраками» культового режиссера Хаяо Миядзаки. Несмотря на гораздо меньшие сборы — порядка 275 миллионов долларов без учета повторных показов и продажи дисков, лента оказалась более ценной с художественной точки зрения. Она завоевала «Оскар» и «Золотого медведя», а критики единодушно признали ее шедевром мультипликации.

  5. Самое продолжительное анимэ в истории — «Садзаэ‑сан»: оно выходит с 1969 года по сей день. Для сравнения: американский сериал «Санта‑Барбара», который стал для русского зрителя синонимом чрезмерно затянутой истории, короче почти в четыре раза!

    В основу анимэ легла одноименная манга о жизни типичной японской домохозяйки и ее семьи, которая публиковалась на протяжении 28 лет. Примечательно, что ее автор Матико Хасэгава никогда не была замужем.

  6. Советские зрители познакомились с анимэ в 1970 годах. Одной из первых таких лент, переведенных на русский язык, стал «Кот в сапогах». Главную роль в нем озвучил легендарный актер Георгий Вицин. Зрителям очень понравилась японская мультипликация, и каждое новое анимэ вызывало большой ажиотаж. Так, третью часть «Кота в сапогах» посмотрели более 42 миллионов советских мальчишек и девчонок!

    В свою очередь японские мультипликаторы тоже проявляли живой интерес к русской культуре. В начале 1980‑х они создали анимэ‑адаптацию балета «Лебединое озеро» Петра Чайковского и совместно с советскими коллегами выпустили мультфильм «Двенадцать месяцев» по сказке Самуила Маршака. А в конце десятилетия мультипликаторы обеих стран объединились для создания трилогии «Приключения пингвиненка Лоло», которая была переведена на десяток языков и завоевала сердца юных зрителей по всему миру.

  7. В Японии не принято оставлять чаевые. Причина — в высоких стандартах сервиса. Подразумевается, что официанты должны обслужить гостя по высшему разряду без дополнительных финансовых стимулов. Поэтому сумма на чай может быть воспринята как оскорбление или недоразумение. Нередко японским официантам приходится догонять непросвещенных клиентов, ведь они искренне думают, что те просто забыли деньги на столике.

  8. В Японии принято спать в общественных местах, например в автобусе или парке. Такой дневной сон называют инэмури, это своего рода национальная традиция. Он считается отличительной чертой настоящих трудоголиков, которые мало отдыхают, а потому могут уснуть где угодно. Не возбраняется подремать и на работе. Однако нужно строго соблюдать субординацию: начальник может предаваться инэмури на глазах подчиненных, но не наоборот.

  9. Инэмури не просто дань традиции. Японцы действительно очень много работают. По подсчетам специалистов, каждый четвертый житель страны трудится в полтора раза больше, чем того требует официальный график. Во многом это связано со специфической корпоративной культурой Японии. Там принято работать на одном месте всю жизнь, с университетской скамьи до самой пенсии. Поэтому сотрудникам приходится демонстрировать лояльность к начальству, иначе в случае увольнения они рискуют не найти новую работу. Этим пользуются корпорации, зачастую заставляя людей трудиться сверхурочно.

    Такая система не может не сказываться на здоровье японцев, которые в буквальном смысле умирают от переработок. Это явление крайне массовое, у него даже есть специальное название — кароси. При этом оно угрожает не только рядовым работникам — его жертвой стал даже японский премьер‑министр Кэйдзо Обути.

    Сейчас многие компании стараются исправить положение, запрещая переработки свыше определенного количества часов или в определенные дни, но, опять же, не запрещая их совсем. Однако и эти ограничения японцы обходят — после закрытия офиса они просто берут работу на дом.

  10. Японская строительная фирма «Конго Гуми» старейшая в мире. Она была основана в 578 году и продолжала работу вплоть до 2006‑го. Тогда ее поглотила более крупная корпорация, но спустя некоторое время объявила ее банкротом. «Конго Гуми» специализировалась на постройке и ремонте буддийских храмов. Среди самых известных ее объектов — Ситэнно‑дзи, Хрю‑дзи и Замок в Осаке.

    «Конго Гуми» — семейная компания, почти полтора тысячелетия передававшаяся от отца к сыну. Если наследников мужского пола не оказывалось, муж одной из дочерей брал фамилию Конго и продолжал семейное дело. Женщины тоже активно участвовали в бизнесе. В 1934 году Йоши Конго заняла должность главного плотника фирмы. Всего за время существования компании сменилось порядка сорока поколений семьи.

Еще больше интересных фактов о жизни, искусстве и мировоззрении японцев вы сможете узнать благодаря книгам из нашей подборки.

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Вам уже есть 18 лет?
Да, есть
Ещё нет

Новости, новинки,
подборки и рекомендации