Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
«Жизнь переходит в память. Художник о художниках»: творческая автобиография Бориса Мессерера

«Жизнь переходит в память. Художник о художниках»: творческая автобиография Бориса Мессерера

29.11.2022

«Редакция Елены Шубиной» представляет новую книгу Бориса Мессерера — «Жизнь переходит в память. Художник о художниках». Творческая автобиография известного сценографа, живописца и графика продолжает вышедшую пять лет назад книгу «Промельк Беллы» и рассказывает о дружеском окружении Мессерера, выдающихся деятелях искусства XX века.

В отличие от многих других биографических книг, написанных знаменитыми живописцами, эта книга не подробный автопортрет, а целая галерея: Борис Асафович растворен в десятках изображений наставников и коллег, близких и дальних друзей.

Представитель легендарной театральной семьи Мессереров и Плисецких, Борис с детства был знаком со многими художниками, композиторами и артистами уходящего поколения. Новую книгу открывает ностальгический рассказ «Один день в Поленове» о главных местах в личной географии автора — Поленове и Тарусе. Там, в воспоминаниях о детстве и юности, еще живы легендарные артисты МХАТа и его основатель Немирович‑Данченко, молоды Прокофьев и Шостакович, еще не снесена тарусская дача Цветаевых...

«Я узнаю и не узнаю окрестности. Меня обступили тени прошлого. Собственно, они живут во мне, быть может, потому, что навсегда отпечатались в моем юном сознании. Порой даже давят грузом подробнейших деталей. Они населяют эти аллеи, этот поленовский дом — вот он, стоит в отдалении, и корпуса Дома отдыха, которых больше нет, — все так отчетливо проявлено в памяти. Щемящие воспоминания своей реальностью превосходят все остальное, погружают происходящее сейчас в прошлое. Мираж или, скорее, наваждение...»

В начале 1950‑х Мессерер решил стать архитектором и поступил в Московский архитектурный институт. Его восхищали новаторские постройки Ле Корбюзье, завораживал строгой ясностью модный конструктивизм. Вскоре Мессерер понял, что эксперименты новаторов «противоречат догмам искусства социалистического реализма», и отказался от архитектуры. Но время ученичества в МАРХИ автор вспоминает с благодарностью к первым учителям, которым посвящены главы о студенчестве.

«Артур Владимирович Фонвизин жаловался, что его ученики со временем становятся очень похожими на него и всегда восхищался знаменитым французским живописцем и педагогом Густавом Моро, из мастерской которого вышли такие разные и совершенно противоположные друг другу и своему учителю художники: Матисс, Руо и Марке.

Это замечание запало мне в душу. Я очень уважал Артура Владимировича и испытывал пиетет к его творчеству, но во мне непрестанно зрела мысль о том, как приобрести свое лицо, стать самостоятельным художником».

Следующие главы — «Друзья далекие, но близкие», «Роман с офортом» и другие — рассказывают о времени творческой зрелости автора. Его жизнь наполнена искусством и дружеским общением, круг знакомств необычайно широк — от московской и петербургской художественной богемы, музыкантов и писателей до живых классиков европейской культуры. Мессерер беседует с Джорджо де Кирико в Италии, встречается с Михаилом Шемякиным в Париже, работает со Святославом Рихтером в Москве. Коллеги и друзья, среди которых — десятки громких имен, изображены автором с живописной легкостью и графической точностью. Борис Мессерер умеет восхищаться талантами других и не только замечать красоту, но и рассказывать о ней.

«Замечательный период времени по остроте ощущений, стремительное переживание жизни рядом с выдающимся человеком. Меня не оставляло чувство симпатии, какой‑то приподнятости, Рихтер даже спрашивал меня: „Почему вы все время улыбаетесь?“ Но он, конечно, чувствовал, что я любуюсь им, его манерами и реакциями, тем, как он говорит, как смотрит на людей, как принимает или отвергает, как что‑то его заводит, — все это было мне очень симпатично. Я понимал, что это реакции человека высочайшего интеллекта, художественной интуиции, творческого горения».

Дар дружбы — один из главных в биографии Мессерера. Читатель новой книги «Жизнь переходит в память. Художник о художниках» становится собеседником, личным адресатом воспоминаний автора, его другом. Гонения и травля, вынужденная бедность и эмиграция коллег, другие приметы времени звучат в рассказе Мессерера лишь изредка, оставаясь элементами фона. Твердый и ясный голос рассказчика выделяет главное, поскольку жизнь переходит в память — и продолжается в ней.

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Вы смотрели

Двинина Людмила Владимировна

Шоу Ирвин

Державина Виктория Александровна

Торджуссен Мэри

Велтистов Евгений Серафимович

Дашкова Полина Викторовна

Маршак Самуил Яковлевич

Гаспаров Михаил Леонович

Бернетт Фрэнсис Ходжсон

Брезиер Мартин

Логинов Виктор Александрович

Успенский Эдуард Николаевич

Быковский Сергей Александрович

Гоулман Дэниел

Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь с условиями использования cookie-файлов.

Новости, новинки,
подборки и рекомендации