«Редакция Елены Шубиной» представляет новую книгу Бориса Мессерера — «Жизнь переходит в память. Художник о художниках». Творческая автобиография известного сценографа, живописца и графика продолжает вышедшую пять лет назад книгу «Промельк Беллы» и рассказывает о дружеском окружении Мессерера, выдающихся деятелях искусства XX века.
В отличие от многих других биографических книг, написанных знаменитыми живописцами, эта книга не подробный автопортрет, а целая галерея: Борис Асафович растворен в десятках изображений наставников и коллег, близких и дальних друзей.
Представитель легендарной театральной семьи Мессереров и Плисецких, Борис с детства был знаком со многими художниками, композиторами и артистами уходящего поколения. Новую книгу открывает ностальгический рассказ «Один день в Поленове» о главных местах в личной географии автора — Поленове и Тарусе. Там, в воспоминаниях о детстве и юности, еще живы легендарные артисты МХАТа и его основатель Немирович‑Данченко, молоды Прокофьев и Шостакович, еще не снесена тарусская дача Цветаевых...
Мессерер Борис Асафович
«Я узнаю и не узнаю окрестности. Меня обступили тени прошлого. Собственно, они живут во мне, быть может, потому, что навсегда отпечатались в моем юном сознании. Порой даже давят грузом подробнейших деталей. Они населяют эти аллеи, этот поленовский дом — вот он, стоит в отдалении, и корпуса Дома отдыха, которых больше нет, — все так отчетливо проявлено в памяти. Щемящие воспоминания своей реальностью превосходят все остальное, погружают происходящее сейчас в прошлое. Мираж или, скорее, наваждение...»
В начале 1950‑х Мессерер решил стать архитектором и поступил в Московский архитектурный институт. Его восхищали новаторские постройки Ле Корбюзье, завораживал строгой ясностью модный конструктивизм. Вскоре Мессерер понял, что эксперименты новаторов «противоречат догмам искусства социалистического реализма», и отказался от архитектуры. Но время ученичества в МАРХИ автор вспоминает с благодарностью к первым учителям, которым посвящены главы о студенчестве.
«Артур Владимирович Фонвизин жаловался, что его ученики со временем становятся очень похожими на него и всегда восхищался знаменитым французским живописцем и педагогом Густавом Моро, из мастерской которого вышли такие разные и совершенно противоположные друг другу и своему учителю художники: Матисс, Руо и Марке.
Это замечание запало мне в душу. Я очень уважал Артура Владимировича и испытывал пиетет к его творчеству, но во мне непрестанно зрела мысль о том, как приобрести свое лицо, стать самостоятельным художником».
Следующие главы — «Друзья далекие, но близкие», «Роман с офортом» и другие — рассказывают о времени творческой зрелости автора. Его жизнь наполнена искусством и дружеским общением, круг знакомств необычайно широк — от московской и петербургской художественной богемы, музыкантов и писателей до живых классиков европейской культуры. Мессерер беседует с Джорджо де Кирико в Италии, встречается с Михаилом Шемякиным в Париже, работает со Святославом Рихтером в Москве. Коллеги и друзья, среди которых — десятки громких имен, изображены автором с живописной легкостью и графической точностью. Борис Мессерер умеет восхищаться талантами других и не только замечать красоту, но и рассказывать о ней.
«Замечательный период времени по остроте ощущений, стремительное переживание жизни рядом с выдающимся человеком. Меня не оставляло чувство симпатии, какой‑то приподнятости, Рихтер даже спрашивал меня: „Почему вы все время улыбаетесь?“ Но он, конечно, чувствовал, что я любуюсь им, его манерами и реакциями, тем, как он говорит, как смотрит на людей, как принимает или отвергает, как что‑то его заводит, — все это было мне очень симпатично. Я понимал, что это реакции человека высочайшего интеллекта, художественной интуиции, творческого горения».
Дар дружбы — один из главных в биографии Мессерера. Читатель новой книги «Жизнь переходит в память. Художник о художниках» становится собеседником, личным адресатом воспоминаний автора, его другом. Гонения и травля, вынужденная бедность и эмиграция коллег, другие приметы времени звучат в рассказе Мессерера лишь изредка, оставаясь элементами фона. Твердый и ясный голос рассказчика выделяет главное, поскольку жизнь переходит в память — и продолжается в ней.
Плотников Валерий Федорович
Ерофеева-Литвинская Елена Владимировна
Шнитман-МакМиллин Светлана
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.