Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
«Жизнь переходит в память. Художник о художниках»: творческая автобиография Бориса Мессерера

«Жизнь переходит в память. Художник о художниках»: творческая автобиография Бориса Мессерера

29.11.2022

«Редакция Елены Шубиной» представляет новую книгу Бориса Мессерера — «Жизнь переходит в память. Художник о художниках». Творческая автобиография известного сценографа, живописца и графика продолжает вышедшую пять лет назад книгу «Промельк Беллы» и рассказывает о дружеском окружении Мессерера, выдающихся деятелях искусства XX века.

В отличие от многих других биографических книг, написанных знаменитыми живописцами, эта книга не подробный автопортрет, а целая галерея: Борис Асафович растворен в десятках изображений наставников и коллег, близких и дальних друзей.

Представитель легендарной театральной семьи Мессереров и Плисецких, Борис с детства был знаком со многими художниками, композиторами и артистами уходящего поколения. Новую книгу открывает ностальгический рассказ «Один день в Поленове» о главных местах в личной географии автора — Поленове и Тарусе. Там, в воспоминаниях о детстве и юности, еще живы легендарные артисты МХАТа и его основатель Немирович‑Данченко, молоды Прокофьев и Шостакович, еще не снесена тарусская дача Цветаевых...

«Я узнаю и не узнаю окрестности. Меня обступили тени прошлого. Собственно, они живут во мне, быть может, потому, что навсегда отпечатались в моем юном сознании. Порой даже давят грузом подробнейших деталей. Они населяют эти аллеи, этот поленовский дом — вот он, стоит в отдалении, и корпуса Дома отдыха, которых больше нет, — все так отчетливо проявлено в памяти. Щемящие воспоминания своей реальностью превосходят все остальное, погружают происходящее сейчас в прошлое. Мираж или, скорее, наваждение...»

В начале 1950‑х Мессерер решил стать архитектором и поступил в Московский архитектурный институт. Его восхищали новаторские постройки Ле Корбюзье, завораживал строгой ясностью модный конструктивизм. Вскоре Мессерер понял, что эксперименты новаторов «противоречат догмам искусства социалистического реализма», и отказался от архитектуры. Но время ученичества в МАРХИ автор вспоминает с благодарностью к первым учителям, которым посвящены главы о студенчестве.

«Артур Владимирович Фонвизин жаловался, что его ученики со временем становятся очень похожими на него и всегда восхищался знаменитым французским живописцем и педагогом Густавом Моро, из мастерской которого вышли такие разные и совершенно противоположные друг другу и своему учителю художники: Матисс, Руо и Марке.

Это замечание запало мне в душу. Я очень уважал Артура Владимировича и испытывал пиетет к его творчеству, но во мне непрестанно зрела мысль о том, как приобрести свое лицо, стать самостоятельным художником».

Следующие главы — «Друзья далекие, но близкие», «Роман с офортом» и другие — рассказывают о времени творческой зрелости автора. Его жизнь наполнена искусством и дружеским общением, круг знакомств необычайно широк — от московской и петербургской художественной богемы, музыкантов и писателей до живых классиков европейской культуры. Мессерер беседует с Джорджо де Кирико в Италии, встречается с Михаилом Шемякиным в Париже, работает со Святославом Рихтером в Москве. Коллеги и друзья, среди которых — десятки громких имен, изображены автором с живописной легкостью и графической точностью. Борис Мессерер умеет восхищаться талантами других и не только замечать красоту, но и рассказывать о ней.

«Замечательный период времени по остроте ощущений, стремительное переживание жизни рядом с выдающимся человеком. Меня не оставляло чувство симпатии, какой‑то приподнятости, Рихтер даже спрашивал меня: „Почему вы все время улыбаетесь?“ Но он, конечно, чувствовал, что я любуюсь им, его манерами и реакциями, тем, как он говорит, как смотрит на людей, как принимает или отвергает, как что‑то его заводит, — все это было мне очень симпатично. Я понимал, что это реакции человека высочайшего интеллекта, художественной интуиции, творческого горения».

Дар дружбы — один из главных в биографии Мессерера. Читатель новой книги «Жизнь переходит в память. Художник о художниках» становится собеседником, личным адресатом воспоминаний автора, его другом. Гонения и травля, вынужденная бедность и эмиграция коллег, другие приметы времени звучат в рассказе Мессерера лишь изредка, оставаясь элементами фона. Твердый и ясный голос рассказчика выделяет главное, поскольку жизнь переходит в память — и продолжается в ней.

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации