Поздравляем отца светлых и темных с днём рождения.

11 апреля празднует день рождения главный фантаст России - Сергей Лукьяненко. Представляем 10 его книг, заслуживших признание читателей не только в России, но и во всём мире.

КВАЗИ

Роман «КваZи» родился из не пригодившегося замысла для телевизионного проекта. Сергею Лукьяненко предложили придумать сюжет для зомби-сериала, автор с задачей справился, а вот сериал так и остался на уровне задумки, так что Лукьяненко решил переработать понравившуюся ему концепцию кваzи в привычный книжный формат.

Действие книги разворачивается спустя несколько лет после эпидемии, превратившей большую часть населения Земли в бездумных мертвецов, одержимых только одним желанием – жрать. Некоторые ожившие мертвецы переродились в кваzи, разумных и бессмертных мутантов, отличимых по синему цвету кожи. Московскому следователю Денису поручают расследовать странную гибель известного биолога, профессора Томилина. Чтобы справиться с расследованием, Денис получает в помощь нового напарника – матерого опера Михаила. Есть только одна проблема: Денис всеми фибрами души ненавидит кваzи, а Михаил – как раз из них.

Сергей Лукьяненко в очередной раз доказывает, что способен выжать что-то совершенно новое из приевшейся и полной штампов темы нашествия зомби. Мир «Кваzи» во многом похож на наш, и автор не отказывает себе в удовольствии провести несколько параллелей с сегодняшним днем. Но увлекает книга другим. Роман читается на одном дыхании, держит в напряжении до последней страницы, а сам автор старательно развешивает по ходу повествования ружья, которые мастерски выстреливают в финале, и даже задается некоторыми злободневными вопросами. На выходе мы получаем крепко сбитую детективную драму в зомби-антураже с легкой примесью социальной фантастики. Черновик

Однажды простой московский парень Кирилл возвращается домой и выясняет, что неведомая сила полностью вычеркнула его из жизни. В его квартире живут чужие люди, документы рассыпаются в прах, и даже собственные родители не признают парня. Вскоре Кирилл узнает, что ему предстоит стать «таможенником» и нести службу в старой водонапорной башне на границе разных миров, каждый из которых является альтернативной версией нашей Земли. Кирилл открывает для себя новые миры, заводит новые знакомства и пытается понять, почему судьба выбрала для этой «функции» именно его.

«Черновик» привлекает блестящим авторским стилем, непредсказуемым сюжетом, оригинальным построением мира, увлекательной литературной игрой и живыми персонажами, в которых угадываются ребята из соседнего двора. Лукьяненко не стесняется водить читателей за нос и предлагать им угадывать в тексте аллюзии как на свои прошлые тексты, так и на творчество Леонида Каганова и братьев Стругацких.

Неудивительно, что из всех книг автора именно «Черновик» следующим после «Дозорного» цикла и трилогии «Сегодня, мама» привлек внимание кинематографистов – 25 мая на экраны кинотеатров выходит экранизация романа, поставленная известным режиссером Сергеем Мокрицким, на счету которого значатся такие картины, как «Битва за Севастополь» и «День учителя». Спектр

После прибытия на Землю инопланетян человечество становится частью огромной обитаемой вселенной – на планете выросли станции межпространственного перехода, позволяющие за считанные минуты перенестись на другой конец галактики. Всего-то надо рассказать охраняющему портал инопланетянину историю, которая ему понравится. Главный герой, частный детектив Мартин, обладает неисчислимым запасом интересных историй, поэтому очередное дело поначалу не сулит никаких проблем – нужно лишь вернуть домой семнадцатилетнюю девушку, ушедшую сквозь врата в неизвестном направлении. Но сделать это будет крайне непросто.

«Спектр» написан в несколько необычном для автора стиле. Как говорит сам Лукьяненко, перед нами роман в семи частях, с семью прологами и одним эпилогом. Каждая часть являет собой одну из семи частей спектра, повествует об одном из семи путешествий Мартина в другие миры и предваряется одним из семи… гастрономических прологов.

Лукьяненко блестяще справляется с построением новых, совсем не похожих на Землю миров, а захватывающая и тщательно проработанная атмосфера дополняется динамичным сюжетом, лихо закрученной детективной интригой, меткими философскими рассуждениями и множеством бытовых и социальных подробностей, создающих настоящий эффект присутствия в созданной фантазией автора вселенной. Ну а в конце читателей поджидает крайне непредсказуемый финал. Ночной Дозор

Этот мир до удивления похож на наш, и в то же время кардинально от него отличается. Здесь по соседству с обычными людьми живут вампиры и оборотни, маги и чародеи, ведьмы и колдуны. В этом мире обитают Иные – существа, похожие на людей, но отличающиеся от них наличием способностей к магии и умением входить в Сумрак – параллельный мир, доступный только Иным. Тут одно неосторожно брошенное слово может стать причиной жуткого проклятия, известный рок-певец способен показать клыки и выпить вашу кровь, а бывший замминистра времен СССР вдруг окажется главой Ночного Дозора, организации светлых Иных, призванных пресекать беззакония темных. Свет и тьма, интриги и политика, любовь и смерть, тайные боевые операции и события, способные изменить целый мир – все это «Ночной Дозор».

На сегодняшний день «Ночной Дозор» – пожалуй, самое известное произведение Сергея Лукьяненко. С этого романа, по сути, началась история городского фэнтези в России. Книга легла в основу нашумевшего блокбастера Тимура Бекмамбетова, с которого, в свою очередь, началась история современного крупнобюджетного российского кинематографа.

«Ночной Дозор» – это эпическая история противостояния Света и Тьмы, история поиска равновесия и выполнения предназначения; книга, подарившая нам одного из самых ярких героев российской фантастики и мир столь живой, многогранный и увлекательный, что он породил уже пять продолжений и целый межавторский цикл. «Ночной Дозор» переведен на десятки иностранных языков, с большим успехом пошумел в Европе и принес Сергею Лукьяненко славу самого известного русского фантаста в мире. Лабиринт отражений

В 1994 году безвестный московский хакер Дмитрий Дибенко создает программу, благодаря которой человечество может воспринимать виртуальный мир как реальный. На основе интернета крупнейшие корпорации создают город Диптаун, двери которого распахнуты для всех. Любой желающий может погрузиться в Глубину и заняться всем, что в голову взбредет, но почти никто не может самостоятельно ее покинуть. Человеческий мозг воспринимает виртуальный мир как реальность, поэтому для Выхода из Глубины требуется специальная программа. Лишь немногие люди способны покидать Глубину по своей воле, и имя таким людям – дайверы.

Дайвер Леонид получает задание найти и вытащить из Глубины застрявшего на уровнях игры «Лабиринт смерти» игрока, известного под именем Неудачник. Ни одному дайверу еще не удалось спасти Неудачника, но трудности не пугают Леонида. А зря…

Читатели оценили техноромантический дух книги, интересный замысел, проработанных персонажей, динамичный сюжет и непредсказуемую концовку. «Лабиринт отражений» не получил популярности «Ночного Дозора», но зато обрел практически культовый статус среди российских пользователей интернета. Рыцари Сорока Островов

«Рыцари сорока островов» – первый роман Сергея Лукьяненко; книга, с которой началась его популярность. Это жесткая и увлекательная история приключений мальчишек и девчонок, «выброшенных» из нашего мира – и заброшенных в мир Сорока Островов. В мир, где им придется сражаться друг с другом до победы – или до гибели. Штормы и призраки, странные ритуалы и сражения на мечах, опасные приключения, любовь и дружба, ненависть и предательство ждут читателей на страницах первого большого произведения автора «Черновика» и «Ночного Дозора».

«Рыцари Сорока Островов» рассчитаны в первую очередь на подростковую аудиторию, но за несколько наивным сюжетом скрываются живые и достоверные герои, настоящие чувства и эмоции, теплая атмосфера и надрывный финал. Повествование пересекается с творчеством известного советского фантаста Владислава Крапивина, но если Крапивин свято верит, что дети не бывают плохими и не способны на подлость, то Лукьяненко смотрит на вещи гораздо реалистичнее. Герои «Рыцарей» оказываются без поддержки взрослых в непривычном чужом мире, где от каждой ошибки зависит твоя и чужая жизнь. Из приключенческой книжки «Рыцари Сорока Островов» постепенно превращаются в сложный психологический триллер, в роман взросления, ставящий перед читателями весьма непростые вопросы. Вопросы, ответы на которые автор предоставляет найти читателю. Линия грез

Далекое будущее. Человечество уцелело после кровопролитной войны, в которой погибли миллиарды, и шагнуло в космос. В этом мире дозволено все и нет никаких правил. Даже смерть утратила былую абсолютность, ибо бессмертие уже давно стало привычным, пусть и дорогим товаром. Бизнесмены и пилоты, герои и преступники, святые и грешники готовы на все ради покупки вечной жизни, но они даже не подозревают, что самое худшее всегда впереди… Даже после смерти.

В середине девяностых годов «Линия грез» стала настоящим подарком для отечественных поклонников фантастики. Грамотно выстроенный и интересный мир, живые и объемные персонажи, интересный и захватывающий сюжет и лаконичный и образный язык принесли книге место в ряду самых выдающихся образцов российской космооперы. Звезды – холодные игрушки

Человечество все-таки не одиноко во вселенной! Однако встреча с послами иных цивилизаций оказалась обескураживающей. Оказывается, вся галактика уже давно поделена между представителями Сильных рас, и новичкам межзвездного сообщества отводится роль космических извозчиков. Однако не все земляне готовы мириться с уготовленной им ролью, и разгорается борьба за право стать равными среди равных…

Роман «Звезды – холодные игрушки» представляет собой идеальный образец сбалансированного повествования. В книге хорошо все, от тщательно продуманной вселенной и огромного количества головокружительных приключений до динамичного повествования, ярких героев, живого языка и скрытой философской подоплеки, в которой угадывается полемика с «Миром Полдня» братьев Стругацких. Звездная тень

«Звездная тень» – прямое продолжение романа «Звезды – холодные игрушки». Люди добились своего права считаться равными среди равных. Но достигнутый хрупкий мир висит на волоске, и когда этот волосок оборвется, начнется новая война, война без пощады и без правил, в которой цель оправдывает средства, а победитель получает все!

Во второй части дилогии Лукьяненко повторил успех первой части и создал еще одну практически эталонную космооперу с масштабным размахом, проработанной вселенной, увлекательным сюжетом, запоминающимся главным героем, доброй порцией боевика и философскими аллюзиями на советскую утопическую фантастику Стругацких, Ефремова и Булычева. Геном

Далекое будущее. Человечество уже давно забыло свои корни и нашло место среди звезд. Ради процветания расы люди изменили свой генотип и превратились в спецов. Ограничив чувства и эмоции, они получили веру в предназначение и любовь к своему делу. Алекс Романов – пилот, безгранично влюбленный в профессию. Стремясь помочь случайно встреченной по пути девочке, Алекс становится капитаном странного судна с разношерстным экипажем. В первом же рейсе на борту совершается убийство, и теперь Алекс в течение двух суток должен найти и изобличить убийцу, в противном случае галактику ждет кровопролитная война.

Сам Лукьяненко охарактеризовал «Геном» как своего рода пародию на романы в жанрах «космоопера», «детектив» и «киберпанк», однако это не помешало ему создать крепко сбитое произведение с лихо закрученной детективной интригой, самобытными персонажами и неожиданной концовкой.