Литература Японии долгое время развивалась под влиянием китайского искусства и находилась в географической и культурной изоляции от остального мира. Сначала в Стране восходящего солнца вообще не было собственной письменности — японская аристократия изучала китайский язык и переписывалась на нем. Позже японцы стали записывать слова своего родного языка китайскими иероглифами с добавлением дополнительных элементов — такой способ получил название камбун. И лишь столетие спустя на основе китайских иероглифов была создана японская письменность.
Именно при помощи камбуна был создан один из старейших памятников японской литературы — антология «Кодзики» — «Записи о деяниях древности» — который датирован VIII веком. В нем содержались песни — танка и нагаута — которые имели иной характер, нежели привычная современным европейцам японская поэзия, воспевающая красоту природы и гармонию. В «Кодзики» содержались веселые, застольные, воинственные и похоронные песни. Любовные же произведения из антологии нередко имели весьма циничный подтекст. Еще одна особенность «Кодзики» — активное обращение к японской мифологии. Антология далеко не сразу была признана значимой для японской культуры. На протяжении нескольких столетий главная роль отводилась историографии «Нихонги», которая была написана в духе китайских хроник, а потому обладала большим авторитетом, нежели «Кодзики».
В IX–XI веках классическая японская литература переживала свой расцвет. На нее оказывали влияние буддизм и литературная традиция Китая. В это время большая часть японцев не владела грамотой, поэтому писателями становились аристократы. Причем подавляющим большинством авторов были женщины — поскольку японским мужчинам предписывалось заниматься наукой, а не искусством. Это сказалось на характере произведений той поры — они были утонченными и благопристойными.
Самыми распространенными жанрами были танка — пятистрочные стихи без рифмы, моногатари — прозаические произведения, которые могут принимать формы от повести до сборника рассказов и романа‑эпопеи, а также дзуйхицу — нечто среднее между дневниковыми записями, эссе на заданную тему и произвольным потоком сознания, своего рода японский автофикшн. Яркий представитель последнего жанра — книга «Записки у изголовья», которую создала придворная дама по прозвищу Сэй‑Сёнагон. В своем произведении она остроумно описала жизнь при дворе юной императрицы Садако.
В конце XI века государственная власть от микадо — утонченных аристократов — перешла в руки сёгунов — военных. Это повлекло за собой существенные изменения в японской культуре — в том числе и в литературе. На смену изящным произведениям пришли исторические и философские романы, а также работы по политике. Изменился и половой состав авторов — в то время подавляющее большинство писателей были мужчинами. Также усилилось влияние буддизма, которое ярко проявилось во многих произведениях той эпохи, например, в дзуйхицу «Записки из кельи» монаха по имени Камо‑но Тёмэй.
Этот период в истории японской литературы продлился до начала XVII века. Именно тогда благодаря развитию книгопечатания литература стала доступна не только представителям высших слоев общества, но и обывателям. С этого момента значение буддизма в японском искусстве стало неуклонно снижаться — его вытеснило конфуцианство. Также этот период характеризуется ростом популярности поэзии, в особенности жанра хайку — или, как его еще называют, хокку. Наиболее известными стали хокку Басё — поэта, определившего вектор развития японской поэзии на столетия вперед.
В конце XIX власть в стране от сёгунов вновь перешла к аристократам. Это дало толчок к сближению Страны восходящего солнца с Западом. Европейские и российские писатели оказали существенное влияние на творчество японских авторов того времени. Например, классик новой японской литературы Рюноскэ Акутагава был серьезно увлечен произведениями русских классиков, таких, как Федор Достоевский, Николай Гоголь — Акутагава использовал его повесть «Нос» в качестве основы для собственного одноименного рассказа — Антон Чехов — его пьеса «Вишневый сад» легла в основу рассказа Акутагавы «Сад» — а также Иван Тургенев и Лев Толстой, которые стали героями рассказа Акутагавы «Вальдшнеп». Кроме того, в то время в Японии существовала литературная группа «Сиракаба» — «Белая береза» — которая изучала творчество русских авторов.
Поражение во Второй мировой войне и бомбардировка Хиросимы и Нагасаки американскими войсками существенно отразились на творчестве японских писателей — например, первый лауреат Нобелевской премии по литературе из Страны восходящего солнца Ясунари Кавабата заявил, что после войны способен писать только элегии.
Из‑за трагических событий середины XX века в Японии появилась литература травмы — произведения, в которых японские авторы анализировали недавнее прошлое и пытались найти ответ на вопрос, как их стране развиваться дальше. Именно эти темы стали центральными в творчестве второго японского писателя‑нобелиата Кэндзабуро Оэ.
Современная японская литература удивительно разнообразна. Отличительная черта японских писателей конца XX — начала XXI века — симбиоз интеллектуальной прозы с атрибутами жанровой литературы. Наиболее известные литераторы, добившиеся в этом успеха — фантаст Хироми Каваками, постмодернист Харуки Мураками и автор young adult Рин Усами. Также важное место в японской литературе занимают произведения японцев‑эмигрантов и людей из смешанных семей, родившихся вне Страны восходящего солнца — они вплетают японские мотивы в пласт принявшей их культуры. Самые известные подобные авторы — нобелиат Кадзуо Исигуро, который в детстве переехал в Великобританию, и Рут Озеки — американо‑канадский писатель, которая родилась в семье японки и американца.
Цумура Кикуко
Мацуда Аоко
Мири Ю
Матида Соноко
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.