Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Януш Корчак — педагог, писатель, герой

Януш Корчак — педагог, писатель, герой

22.07.2024

22 июля родился польский врач, педагог, журналист и писатель Эрш Хенрик Гольдшмидт, ставший известным под псевдонимом Януш Корчак. Он был одним из отцом гуманистической педагогики и ярчайшим представителем концепции нового воспитания. Идеи Корчака оказали значительное влияние на развитие мировой педагогической науки, в том числе советской — среди его последователей был известный отечественный ученый Василий Сухомлинский.

Корчак родился в Польше в еврейской семье. Он учился в гимназии с предельно жесткой дисциплиной — учителя практиковали телесные наказания, а любое действие ребенка — например, выход в город или встреча с родителями — было возможно лишь с разрешения директора. Уже тогда юноша стал подозревать, что так воспитывать детей нельзя.

После окончания школы Корчак поступил на медицинский факультет Императорского Варшавского университета — одного из ведущих вузов Российской империи. Он хорошо учился, однако преподаватели журили его за чрезмерную восприимчивость к чужой боли. Они считали, что это качество будет мешать Корчаку в работе, а он сам не понимал, как можно оставаться безучастным к чужим страданиям.

Параллельно Корчак интересовался педагогикой — посещал подпольные курсы Летучего университета, изучал работы известного педагога Иоганна Генриха Песталоцци в Швейцарии, изучал работу детских приютов в Великобритании, а также проходил практику в детских больницах Германии и Франции. В Польше Корчак работал в клинике для детей и был членом благотворительного общества помощи сиротам.

После окончания университета молодого специалиста отправили на Русско‑японскую войну в качестве врача. Во время Первой мировой войны он проходил службу в полевом госпитале, а во время Советско‑польской — в больнице в Лодзи. После окончания конфликта Корчак оставил медицину и полностью сосредоточился на созданном им в Варшаве доме для еврейских сирот.

В нем Корчак смог в полной мере реализовать свои педагогические идеи, главная из которых заключалась в уважении к ребенку. Он считал, что воспитание в ребенке чувства личной ответственности работает лучше крика и телесных наказаний. Корчак создал в доме сирот своеобразную детскую республику со своим кодексом, судом и газетой. Каждый ребенок мог подать в суд на кого угодно — даже на воспитателей, Корчака и себя самого — а суд, состоявший из его товарищей, рассматривал эту жалобу и давал виновнику возможность исправиться.

Дети участвовали и в налаживании быта — убирали комнаты, мыли посуду, помогали ухаживать за больными и следили за малышами. Это позволяло воспитанникам дома сирот почувствовать свою причастность ко всему происходящему в нем. Вдохновленный успехами своих воспитанников, Корчак создал еще один интернат — уже для польских детей.

В воспитательном процессе Корчак активно использовал сказки — он считал, что в такой форме проще донести до детей важные мысли. Свою первую сказку знаменитый педагог опубликовал в возрасте 18 лет — именно тогда он взял псевдоним, под которым и остался в истории. Однако его самое известное художественное произведение — дилогия «Король Матиуш Первый» и «Король Матиуш на необитаемом острове» — вышло значительно позже, когда автору было 45 лет. Главный герой дилогии — юный принц, который остался сиротой — учился самостоятельно решать серьезные государственные проблемы. И хотя со временем художественные произведения Корчака стали пользоваться значительной популярностью, он не собирался становиться профессиональным писателем и рассматривал их лишь как один из педагогических инструментов.

Во время оккупации Польши гитлеровской Германией Корчак и его воспитанники‑евреи были отправлены в Варшавское гетто. Нацисты опасались расправляться с известным на весь мир педагогом, поэтому не торопились его казнить — судя по всему, они надеялись, что он воспользуется помощью нацистских провокаторов или польских подпольщиков и убежит. Однако Корчак наотрез отказывался покидать Варшавское гетто без своих воспитанников. Когда нацисты решили отправить всех детей в концлагерь Треблинку, педагог вновь отказался бежать и отправился в газовую камеру вместе с ними.

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации