В литературе и кино эпоха Регентства в Великобритании изображается как время блестящих балов и красивых ухаживаний. Исторический период даже вдохновил поджанр любовной литературы — регентские романы, в том числе цикл «Бриджертоны» Джулии Куин.
На экранах и в книгах дамы и кавалеры идут на светские приемы как на охоту. Каждый считает долгом обсуждать хитросплетения флирта и пророчить будущие союзы. Сказочная атмосфера на балах захватывает дух. Так ли это было на самом деле?
В книге «Эпоха Регентства. Любовные интриги при британском дворе» от Издательства АСТ журналистка Фелицити Дэй изучает дневники и письма шести современниц Бриджертонов, а также газетные статьи того времени. Давайте заглянем в кулуары высшего общества и разберем, из чего складывались дни лондонских дебютанток и светских львиц.
В истории Великобритании регентство как таковое продлилось всего девять лет — с 1811 по 1820 год. В этот период принц Уэльский, будущий Георг IV, выступал регентом при психически больном отце Георге III. Однако под Регентской эпохой часто понимают более широкий отрезок — с 1788 по 1830 год.
Балы, слухи о романах и брачных перспективах действительно занимали умы членов светского общества. Но предсказания возможных союзов, помощь в сватовстве или противодействие формированию пар были не только частью досуга — от интриг зависело само выживание элиты. Одна блестящая партия — и вся семья становится богаче, влиятельнее и даже вступает в новый, ранее недосягаемый круг.
Однако привилегированная жизнь касалась только горстки богатейших аристократов. Модный свет, то есть бонтон, или тон, являл собой не более 0,1 % населения и никоим образом не представлял Британию эпохи Регентства.
На кон брачных игр иногда ставилось само выживание благородной семьи
Рауты начинались в конце января, после возобновления парламентских заседаний, и длились до июля. Участие в сезоне позволяло высокородным девицам познакомиться и пообщаться с как можно большим количеством женихов и повышало шансы на удачный брак. Однако не все семьи выводили дочерей в свет — траты на сборы были непомерными. Незамысловатое платье стоило 50 фунтов, а цена бального на один выход доходила до 1500 фунтов — это впятеро больше среднего годового заработка приходского священника.
Одну из героинь книги «Эпоха Регентства» леди Сару Спенсер вывели в свет рано — в начале 1805 года, за полгода до восемнадцатилетия. Как и множество других знатных девушек, Сара формально отметила переход из школы в свет паломничеством к королеве Шарлотте. Вот, как леди вспоминала о волнительном приеме во дворце в письме бабушке:
«И вошли мы такой толпой, что были похожи на колоду карт: одна опиралась на другую, пока все не оказались рядом с королевой... Боюсь, как бы они [королева и принцессы] не сочли меня за тупицу, ведь я им, по‑моему, ни слова не вымолвила в ответ [на учтивости]».
Дебютантки получали благословение у королевы Шарлоты
Платья шили из лучшего шелка, атласа или крепа, украшали серебряной вышивкой или обильной кружевной отделкой и элегантным шлейфом сзади.
Наряды были не только дорогими, но и неудобными. До официального вступления принца‑регента на престол в 1820 году протокол требовал от дам появляться при дворе в платьях с юбками колоколом на поясном обруче, которые давным‑давно вышли из моды в качестве вечерней одежды. Эти тяжелые и теплые платья были к тому же столь объемисты и жестки, что стесняли движения и не позволяли присесть без особых ухищрений.
Одна женщина, которую в детстве взяли посмотреть на прибытие дам ко двору, вспоминала:
«Когда они сидели в карете, обруч доходил им чуть ли не до плеч, так что кроме ладоней с веером и видно‑то ничего не было».
Другой наблюдатель язвительно прошелся по «нелепейшим» головным уборам: высокие плюмажи вынуждали придворных дам запрокидывать головы назад до отказа и сидеть так в полной неподвижности до самого прибытия во дворец.
Художница по костюмам Эллен Мирожник адаптировала костюмы в «Бриджертонах». Сочетала подлинное и позаимствованное в моде более позднего времени
Типичный сезон при наличии хороших связей включал приглашения на все подряд — от грандиозных балов и завтраков на свежем воздухе на 1500 персон до малых званых вечеринок, концертов и ужинов с танцами. Не менее важным, однако, было светиться и в более публичных местах: от знаменитых садов наслаждений Воксхолл‑Гарденз с их сказочной иллюминацией и фейерверками до постановок шекспировских драм на сцене Королевского театра на Друри‑Лейн.
Дневные часы дебютантки проводили по вполне предсказуемому распорядку: «отвертеться от гениальных учителей, сделать обычные покупки и визиты; погулять по Гайд‑парку и посмотреть на людей на площади», — так описывала типичный день Марианна Спенсер‑Стэнхоуп в послании старшему брату в 1806 году. Обходы с визитами ближних и дальних родственников и знакомых были крайне важны, поскольку могли обеспечить приглашение в лучшие бальные залы Лондона.
Вечером девушки посещали два, а то и три мероприятия, — и так по нескольку дней подряд неделя за неделей. Об этом рассказывает Марианна Спенсер‑Стэнхоуп, которая дебютировала вместе с Сарой в 1805 году. Вечер 18 марта для нее начался с посещения концерта у миссис Матэн, оттуда она прямиком отправилась на прием у Тауншендов, а затем лишь к полуночи добралась до званого бала на дому у герцогини Болтонской неподалеку от ее собственного дома на Гровенор‑сквер. Там она протанцевала до пяти утра.
Лондонский сезон требовал от участниц энергии и энтузиазма
Саре было мало радости от бесконечной круговерти балов и приемов. Битком набитые залы и вереница бессонных ночей вкупе с физической нагрузкой танцами часами напролет плохо вязались с ее хрупкой, по словам матери, конституцией. А хорошее образование, любовь к чтению и высокая осведомленность о текущих делах и событиях делали для Сары невыносимо скучной бессмысленную светскую болтовню.
Темы бесед, объясняла она брату Бобу, ограничивались «размером и формой залов, жаркой погодой, да толпой в дверях». Девушку раздражало бесконечное повторение одних и тех же «ненавистных фраз: „Ах, как душно!“ и „Ах, как тесно!“»
Реальное неудобство состояло в невыносимом столпотворении на любом балу. Так в 1807 году леди Марианна Спенсер‑Стэнхоуп описывала один из приемов в письме брату:
«На минувшей неделе нам пришлось очень весело — в том смысле, что нас несколько раз чуть насмерть не раздавили собравшиеся во всяких‑разных местах несметные толпы».
Ровно такими же ощущениями поделилась в мае 1808 года со братом Бобом и Сара. Надеялась, что избежит приглашения на собрание у леди Лонсдейл, «где всех ждет участь быть раздавленными насмерть, я так понимаю».
Для некоторых леди балы представлялись неприятной обязанностью
Эпоха Регентства притягивает роскошью приемов, тонкостью манер и красотой ухаживаний. Но романтические образы тех лет явно идеализируют. Хорошо, что дамы высшего света оставили обширное эпистолярное наследие!
Хотите узнать больше о нравах, привычках и облике прототипов героев «Бриджертонов» — читайте книгу «Эпоха Регентства. Любовные интриги при британском дворе» Фелицити Дэй.
Георг Мириам
Хойт Элизабет
Хантер Мэдлин
Карлайл Лиз
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.