Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Война в литературе

Война в литературе

12.01.2023

Война — одна из вечных тем мировой литературы. И это неудивительно — ведь именно на войне раскрывается истинная сущность каждого человека — патриот он или предатель, трус или смельчак, способен он на героический поступок или смалодушничает в самый ответственный момент.

Война привлекала внимание писателей с незапамятных времен. Именно ей посвящен самый древний текст в истории западной литературы — «Илиада» Гомера, в которой автор рассказывает о приключениях полумифических героев во время Троянской войны. О ней же написал свою эпическую поэму «Энеида» самый известный поэт Древнего Рима Виргилий.

Но если античные и средневековые писатели основывали свои произведения по большей части на мифах и легендах, то их последователи предпочитали опираться на факты — либо на документы, либо на свой собственный жизненный опыт. Например, одна из первых русских женщин‑офицеров, личный адъютант Михаила Кутузова Надежда Дурова описала свои воспоминания об участии в Отечественной войне 1812 года в «Записках кавалерист‑девицы». Сразу же после выхода книга стала очень популярной — ей восхищались не только простые читатели, но и мэтры русской литературы того времени, среди которых был и Александр Пушкин.

Другой путь выбрал Лев Толстой. Поскольку писатель родился после окончания Отечественной войны, при создании своей легендарной эпопеи «Война и мир» он использовал мемуары ее непосредственных участников и исследования историков. Это была по‑настоящему кропотливая работа: на написание романа у Толстого ушло порядка шести лет, а некоторые сцены для придания им большей точности он переписывал до 20 раз!

Другие же писатели предпочитают не углубляться в исторические подробности, а сосредоточиться на самой сути войны. Так поступил нобелевский лауреат Габриэль Гарсиа Маркес в своем самом известном романе «Сто лет одиночества». В нем писатель показал жизнь нескольких поколений семьи Буэндиа на фоне кровопролитной гражданской войны, в которой безошибочно угадывается вооруженное противостояние между правительством и партизанами в родной для Маркеса Колумбии, и последующих трагических событиях, вызванных этой войной. Для Маркеса, как и для многих писателей, война важна прежде всего как фон, влияющий на мысли, чувства и поведение главных героев, оказавшихся хрупкими зернышками в жерновах истории.

Война привлекала и продолжает привлекать очень разных писателей, каждый из которых видит ее по‑своему. Наша подборка продемонстрирует вам всю многогранность и неоднозначность военной темы в мировой литературе. Здесь собраны книги авторов, которым удалось точно описать самые потаенные грани человеческой природы, открывшиеся миру в экстремальных условиях.

Борис Пастернак «Доктор Живаго» с иллюстрациями Леонида Пастернака

Борис Пастернак считал роман «Доктор Живаго» главным произведением своей жизни. Писатель работал над ним порядка десяти лет, получил за него Нобелевскую премию и волну критики от советских властей, вынудивших Пастернака в конце концов отказаться от престижной награды. Но это лишь подогрело интерес читателей к роману — его активно переводили на Западе и выпускали в самиздате на родине писателя. С годами интерес к книге не угас — она вошла в школьную программу по литературе и стала основой для многочисленных экранизаций, самая известная из которых — режиссера Дэвида Лина — завоевала пять премий «Оскар».

Негодование советских властей вызвала предельная искренность, с которой Пастернак через судьбу главного героя романа Юрия Живаго показал страдания простых людей, на чью долю выпала целая череда серьезных военных конфликтов — Первая мировая война, Февральская революция, Гражданская и Великая Отечественная войны. Роман спровоцировал травлю писателя со стороны коллег, что, по мнению многих биографов, подорвало его здоровье и привело к преждевременной смерти. Официально в СССР «Доктора Живаго» опубликовали лишь спустя 30 лет после завершения работы над ним — во время перестройки.

Данное издание проиллюстрировано рисунками отца писателя Леонида Пастернака.

Лидия Гинзбург «Записки блокадного человека»

Лидия Гинзбург — известный советский литературовед, доктор филологических наук, автор работ по творчеству Михаила Лермонтова и Александра Герцена. Активно участвовала в литературном процессе 1920 — 1930‑ых годов: входила в кружок «младоформалистов», сотрудничала с обэриутами, общалась с Владимиром Маяковским, Анной Ахматовой и Надеждой Мандельштам.

Долгое время Лидия Гинзбург была известна лишь среди узких кругов профессиональных литераторов. Признание широкой аудитории пришло к ней лишь во времена перестройки — после публикации мемуаров «Записки блокадного человека». В них Лидия Яковлевна подробно и беспристрастно описала свою жизнь во время блокады Ленинграда — острую нехватку продуктов, смерть матери, стойкости ленинградцев перед лицом повседневной опасности и ежедневной рутине, которая помогала горожанам побороть страх. «Записки блокадного человека» — важное свидетельство того, как война влияет на простых людей, отсеивая все второстепенное и обнажая их истинную суть. Книга стала популярна не только в СССР, но и за рубежом — ее перевели на английский, испанский, французский, голландский, немецкий и шведский языки.

В данное издание также вошла проза военных лет — произведения, написанные во время Великой Отечественной войны, которые сама Лидия Яковлевна назвала «промежуточной литературой» за сочетание черт документального и художественного.

Томас Гарди «Старший трубач полка»

Томас Гарди — один из самых известных писателей викторианской Англии. В центре его романов — герои, обреченные бороться как со своими внутренними демонами, так и с враждебной внешней средой. Разумеется, Гарди не мог пройти мимо темы войны, радикально влияющей на судьбы людей.

Гарди родился после наполеоновских войн, но интересовался ими с детства. Любопытство юного Томаса подогревало «эхо войны», повсеместно раскатившееся по Англии середины XIX века — следы лагерных укреплений, детали военных мундиров и остатки оружия будоражили воображение мальчика. Повзрослев, Гарди стал собирать свидетельства очевидцев, изучал научные труды, документы и газеты той эпохи. Так появился роман «Старший трубач полка» — о жизни простых англичан, готовившихся к вторжению Наполеона.

1804 год, Туманный Альбион готовится отразить атаку французов — на морских курортах разбиты военные лагеря, вместо прогулочных яхт к причалам пришвартованы военные корабли. Однако жизнь в прибрежных городках продолжает идти своим чередом, а люди в преддверии надвигающейся катастрофы продолжают заниматься своими повседневными делами. Например, зажиточную вдову Марту Гарленд мало занимают французские солдаты — она мечтает выдать замуж свою дочь Энн — первую красавицу их городка. На руку девушки претендуют сразу трое поклонников — серьезный и сдержанный старший трубач полка Джон, его брат — веселый моряк Боб, а также малодушный и высокомерный дворянин Фестус. Энн не спешит отдавать предпочтение кому‑то из женихов, однако ей придется поторопиться — ведь война совсем близко...

Викентий Вересаев «На японской войне»

Викентий Вересаев — русский писатель и переводчик, последний лауреат Пушкинской премии — самой престижной литературной награды дореволюционной России, лауреат Сталинской премии первой степени.

В качестве военного врача Вересаев участвовал в русско‑японской и Первой мировой войнах. По мнению критиков, его очерки «На японской войне» — самые значительные произведения об этом конфликте в русской литературе, а Максим Горький назвал Вересаева «трезвым и честным свидетелем» тех событий.

В 12 главах Вересаев описал весь свой фронтовой путь — от получения повестки до возвращения домой. Писатель рассказал о встречах и разговорах с солдатами и офицерами, тем самым запечатлев «народное» представление о войне, которое очень сильно отличалось от «официального». Первоначально главы книги публиковались в журналах в сокращенном варианте — за критику коррупции в армии и обличение изъянов самодержавия царская цензура обвиняла писателя в отсутствии патриотизма. Впервые полный текст книги был издан лишь в СССР — спустя 20 лет после окончания работы над ним.

Михаил Шолохов «Тихий Дон»

«Тихий Дон» — одна из самых значительных исторических эпопей в мировой литературе XX века. На ее создание у Михаила Шолохова ушло 15 лет. Роман печатался по частям в журналах с 1928 по 1940 годы, и с первых же публикаций завоевал симпатии читателей. Писатель получал тысячи восторженных писем, его приглашали выступать перед трудовыми коллективами — в какой‑то момент Шолохов буквально гастролировал по всему СССР! Оценила произведение и зарубежная аудитория — Михаил Шолохов стал одним из пяти русских писателей, получивших Нобелевскую премию по литературе.

«Тихий Дон» рассказывает о судьбах русского казачества в переломное для России время. Первая мировая война, революция 1917 года и последовавшая за ней Гражданская война изменили страну навсегда. Эпоха, в которой «в смертной драке брат идет на брата, сын — на отца», правда не похожа на правду, а подвиг едва отличим от предательства, изображена Шолоховым необычайно достоверно как с исторической стороны, так и в плане психологии героев. Для большей реалистичности Шолохов максимально детализировал картину происходивших событий — всего в романе насчитывается более 850 персонажей, 250 из которых — реально существовавшие люди. Точен и язык романа — выросший в казацкой станице, Шолохов с детства владел особым диалектом донского казачества, который затем органично использовал в своем произведении.

Роман сопровождали не только хвалебные отзывы. Многие критики, включая другого нобелевского лауреата Александра Солженицына, из‑за молодости Шолохова — на момент первых публикаций эпопеи ему было 23 года — обвиняли его в плагиате. Впоследствии эти подозрения не подтвердились — были обнаружены настоящие рукописи романа, а лингвистическая экспертиза подтвердила авторство Шолохова.

Захар Прилепин «Ополченский романс»

Захар Прилепин — один из самых популярных писателей России, которого ряд критиков считает основоположником современной русской военной прозы, а читатели в ходе открытого интернет‑голосования назвали самым влиятельным литератором десятилетия.

В своих произведениях Прилепин опирается на свой личный военный опыт — он участвовал в боевых действиях в Чечне и в конфликте на Украине. «Ополченский романс» — это 14 рассказов о людях, по воле рока оказавшихся на Донбассе по ту сторону фронта. Среди них — местные жители, отказавшиеся покидать свою Родину, добровольцы, приехавшие защищать русскую землю по зову сердца, и случайные люди, которых затянул сюда водоворот событий. У каждого героя — свои мотивы и своя личная история, которые писатель раскрывает живым языком репортажа — без лишнего драматизма и пафоса. Часть героев кочует из рассказа в рассказ, представая перед читателем то с одной, то с другой — подчас весьма неожиданной — своей стороны, связывая отдельные части мозаики в цельное повествование о становлении нового Донбасса. И он для писателя — не просто зона боевых действий. В первую очередь это место, где под влиянием страшных испытаний, принесенных войной, перерождается русский человек и формируется его новая идентичность.

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Вы смотрели

Доценко Виктор Николаевич

Гофман Эрнст Теодор Амадей

Гейман Нил

Вам уже есть 18 лет?
Да, есть
Ещё нет
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь с условиями использования cookie-файлов.

Новости, новинки,
подборки и рекомендации