Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Великие ограбления: кражи картин и драгоценностей из музеев

Великие ограбления: кражи картин и драгоценностей из музеев

21.10.2025

К сожалению, великие произведения искусства вызывают не только восхищение. Некоторых зрителей привлекают не столько мастерство живописца или интересная история шедевра, сколько его цена. Такие люди могут решиться на преступление, даже не задумываясь о том, какой ущерб они наносят мировой культуре. В этом материале расскажем вам о самых громких преступлениях, связанных с миром искусства. Среди них — кражи картин, исторических реликвий и уникальных драгоценностей, многие из которых, к счастью, удалось вернуть.

Ограбление по-французски

19 октября 2025 года произошла кража из Лувра — главного музея Франции, одного из самых крупных и посещаемых музеев мира. Злоумышленники похитили девять бесценных ювелирных изделий, принадлежавших французским правителям. Для этого преступникам потребовалось не более семи минут. В самый защищенный музей мира они проникли через окно с помощью обычной автовышки, разбив стекла шлифовальной машинкой. После кражи они спокойно вылезли из окна и скрылись на скутерах. Это преступление стало самым громким и дерзким ограблением музея в XXI веке.

Несмотря на, казалось бы, грамотное планирование грязного дела, ряд экспертов полагает, что кражу совершила не банда опытных профессионалов, а группа наивных дилетантов. Ведь если бы преступники действительно разбирались в ювелирных украшениях, они бы ни за что не стали похищать настолько знаковые для мировой истории вещи, поскольку их очень сложно продать. И уж тем более они бы не выкинули корону императрицы Евгении, которую впоследствии нашли неподалеку от Лувра. Помимо исторической ценности, она обладает и ценностью материальной — в нее инкрустировано более 2000 бриллиантов и 56 изумрудов. Теперь же корона сломана, а преступников ожидают сроки не только за кражу, но и за порчу исторической реликвии. Если бы злоумышленники прочитали хотя бы одну книгу о драгоценных камнях, они бы не совершили этой ошибки, а любовались бы императорскими драгоценностями как добропорядочные ценители ювелирного искусства.

Минералы и драгоценные камни

Спектор Анна Артуровна

Драгоценные камни и коллекционные минералы

Лагутенков Алексей Александрович

Драгоценные камни и коллекционные минералы. Футляр

Лагутенков Алексей Александрович

Драгоценные камни

Лагутенков Алексей Александрович

Ограбление по-итальянски

В Лувре и раньше случались кражи. Самой известной из них стало похищение картины «Мона Лиза» Леонардо да Винчи в 1911 году — оно получило от прессы название «ограбление века». Два года французские правоохранители безуспешно разыскивали «Джоконду», которая благодаря СМИ за это время превратилась в самую известную картину в мире.

Выдвигались самые невероятные предположения — например, секретарь французского поэта Гийома Аполлинера обвинил в краже своего начальника, которого тут же арестовали. Как выяснилось впоследствии, Гийом был невиновен. Более того: оказалось, что его секретарь сам подворовывал в Лувре. И крал он не что‑то малозначимое, а бесценные иберийские статуэтки, которые он затем продавал испанскому художнику Пабло Пикассо. После визита правоохранителей живописец вернул похищенное и потому отделался легким испугом, а Аполлинера отпустили из‑за его непричастности к преступлению. Секретаря же поэта французские правоохранители отправили осознавать ценность иберийского искусства в специально отведенные для этого места. Однако успешно раскрытое похищение статуэток не приблизило следователей ни на шаг к загадке исчезновения «Моны Лизы».

Правда вскрылась лишь в 1913 году, когда похититель попытался продать «Джоконду». Злоумышленником оказался бывший работник Лувра Винченцо Перуджа, итальянец по национальности. Он спокойно вынес шедевр под большим белым халатом, подобные которому носили все музейные работники. Охранникам Лувра даже не пришло в голову обыскивать сотрудника, которого они хорошо знали.

После кражи Перуджа уехал в Италию, где два года хранил «Мону Лизу» в своей квартире. Он был дилетантом, а потому не знал, как можно сбыть похищенную картину — которая, к тому же, за это время стала слишком известной. В итоге он предложил ее знакомому антиквару, который обратился в полицию. На суде Перуджа утверждал, что украл картину из патриотических побуждений — ведь негоже итальянскому шедевру висеть во французском музее. Из каких побуждений он решил монетизировать свой патриотический порыв, Перуджа умолчал.

Мировая живопись. XII-XVI века

Геташвили Нина Викторовна

Короли «Крика»

В других европейских странах тоже не все спокойно. В Норвегии преступникам дважды удалось украсть картины экспрессиониста Эдварда Мунка. Первая кража произошла в 1994 году во время Зимней олимпиады в Норвегии. Специально для туристов со всего мира Национальная галерея в Осло выставила знаменитую картину «Крик» во всеобщий доступ. Чем не преминули воспользоваться преступники — ночью они проникли в галерею, похитили картину и оставили издевательскую записку «Спасибо за плохую охрану».

Злоумышленники были дилетантами — не сумев продать культовую картину, они попытались получить за нее выкуп от Национальной галереи, однако получили лишь отказ. Через три месяца они были задержаны правоохранителями, а картина Мунка, которая, как в случае с «Джокондой», благодаря прессе обрела мировую известность после похищения, была возвращена в Национальную галерею.

Экспрессионизм

Воронович Елена Владимировна

Эдвард Мунк

Баженов Владимир Михайлович

Художник создал несколько версий «Крика». Первая по счету хранится в Музее Мунка. В 2004 году, ровно через десять лет после кражи из Национальной галереи, злоумышленники похитили и эту версию. На сей раз они действовали буквально посреди белого дня — вооруженные люди в масках ворвались в музей, обезоружили охранников и похитили «Крик» и «Мадонну» того же Мунка. Через год полиция задержала подозреваемых, а еще через год смогла разыскать сами картины. К сожалению, они получили ощутимые повреждения. На них были царапины и пятна влаги — преступники были абсолютными дилетантами в сфере искусства и не знали, как нужно хранить шедевры.

Мировая живопись. XII-XVI века

Геташвили Нина Викторовна

Ограбление по-американски

Заокеанские воры тоже интересуются живописью — правда, в криминальном ключе. В 1990 году двое злоумышленников украли из бостонского музея Изабеллы Стюарт Гарднер 13 произведений искусства. Среди них — картины таких художников, как Рембрандт, Говерт Флинк, Ян Вермеер, Эдгар Дега и Эдуард Мане.

Преступники переоделись в полицейскую форму и, обманув охранников, попали внутрь. Там злоумышленники обезоружили их и связали. Охранники не успели вызвать подмогу, поэтому преступники почти полтора часа спокойно бродили по музею и выбирали, что можно оттуда украсть. И сделанный выбор выдал в них дилетантов. Помимо шедевров голландцев и импрессионистов, они украли ряд незначительных с точки зрения искусства предметов, проигнорировав при этом находившиеся в музее бесценные работы Рафаэля, Микеланджело и Боттичелли.

Несмотря на обещание ФБР освободить преступников от уголовной ответственности и огромную сумму выкупа, предложенную музеем, похищенные картины так и не были найдены. Американские правоохранители считают, что кража была частью войны между криминальными группировками Бостона. В музее же на месте пропавших шедевров оставили висеть их рамы — как символ надежды на их возвращение.

Ограбление по-русски

В нашей стране тоже случались кражи известных картин. Одним из самых известных — и необычных — преступлений такого рода стало похищение картины «Ай‑Петри. Крым» Архипа Куинджи из Третьяковской галереи, которое произошло в 2019 году.

Воскресным днем преступник зашел в один из главных российских музеев, снял со стены картину стоимостью более одного миллиона долларов и беспрепятственно с нею ушел. Злоумышленник действовал настолько уверенно, что все посетители решили, будто бы он — сотрудник Третьяковки. Меж тем преступник спокойно вынул картину из рамки, вышел из музея и скрылся.

Благодаря записям с камер видеонаблюдения правоохранителям удалось задержать его уже через несколько часов. Картина получила ряд небольших повреждений — злоумышленник поцарапал ее, когда доставал из рамы. Одним словом, дилетант, который явно не читал книги о живописи.

Далекое близкое

Репин Илья Ефимович

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Вы смотрели

Соболева Лариса Павловна

Гринькова Анна Геннадьевна

Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь с условиями использования cookie-файлов.

Новости, новинки,
подборки и рекомендации