
К сожалению, великие произведения искусства вызывают не только восхищение. Некоторых зрителей привлекают не столько мастерство живописца или интересная история шедевра, сколько его цена. Такие люди могут решиться на преступление, даже не задумываясь о том, какой ущерб они наносят мировой культуре. В этом материале расскажем вам о самых громких преступлениях, связанных с миром искусства. Среди них — кражи картин, исторических реликвий и уникальных драгоценностей, многие из которых, к счастью, удалось вернуть.
19 октября 2025 года произошла кража из Лувра — главного музея Франции, одного из самых крупных и посещаемых музеев мира. Злоумышленники похитили девять бесценных ювелирных изделий, принадлежавших французским правителям. Для этого преступникам потребовалось не более семи минут. В самый защищенный музей мира они проникли через окно с помощью обычной автовышки, разбив стекла шлифовальной машинкой. После кражи они спокойно вылезли из окна и скрылись на скутерах. Это преступление стало самым громким и дерзким ограблением музея в XXI веке.
Несмотря на, казалось бы, грамотное планирование грязного дела, ряд экспертов полагает, что кражу совершила не банда опытных профессионалов, а группа наивных дилетантов. Ведь если бы преступники действительно разбирались в ювелирных украшениях, они бы ни за что не стали похищать настолько знаковые для мировой истории вещи, поскольку их очень сложно продать. И уж тем более они бы не выкинули корону императрицы Евгении, которую впоследствии нашли неподалеку от Лувра. Помимо исторической ценности, она обладает и ценностью материальной — в нее инкрустировано более 2000 бриллиантов и 56 изумрудов. Теперь же корона сломана, а преступников ожидают сроки не только за кражу, но и за порчу исторической реликвии. Если бы злоумышленники прочитали хотя бы одну книгу о драгоценных камнях, они бы не совершили этой ошибки, а любовались бы императорскими драгоценностями как добропорядочные ценители ювелирного искусства.
Спектор Анна Артуровна
Лагутенков Алексей Александрович
Лагутенков Алексей Александрович
Лагутенков Алексей Александрович
В Лувре и раньше случались кражи. Самой известной из них стало похищение картины «Мона Лиза» Леонардо да Винчи в 1911 году — оно получило от прессы название «ограбление века». Два года французские правоохранители безуспешно разыскивали «Джоконду», которая благодаря СМИ за это время превратилась в самую известную картину в мире.
Морозинотто Давиде
Сергеев Кирилл Викторович
Выдвигались самые невероятные предположения — например, секретарь французского поэта Гийома Аполлинера обвинил в краже своего начальника, которого тут же арестовали. Как выяснилось впоследствии, Гийом был невиновен. Более того: оказалось, что его секретарь сам подворовывал в Лувре. И крал он не что‑то малозначимое, а бесценные иберийские статуэтки, которые он затем продавал испанскому художнику Пабло Пикассо. После визита правоохранителей живописец вернул похищенное и потому отделался легким испугом, а Аполлинера отпустили из‑за его непричастности к преступлению. Секретаря же поэта французские правоохранители отправили осознавать ценность иберийского искусства в специально отведенные для этого места. Однако успешно раскрытое похищение статуэток не приблизило следователей ни на шаг к загадке исчезновения «Моны Лизы».
Осборн Филипп
Правда вскрылась лишь в 1913 году, когда похититель попытался продать «Джоконду». Злоумышленником оказался бывший работник Лувра Винченцо Перуджа, итальянец по национальности. Он спокойно вынес шедевр под большим белым халатом, подобные которому носили все музейные работники. Охранникам Лувра даже не пришло в голову обыскивать сотрудника, которого они хорошо знали.
После кражи Перуджа уехал в Италию, где два года хранил «Мону Лизу» в своей квартире. Он был дилетантом, а потому не знал, как можно сбыть похищенную картину — которая, к тому же, за это время стала слишком известной. В итоге он предложил ее знакомому антиквару, который обратился в полицию. На суде Перуджа утверждал, что украл картину из патриотических побуждений — ведь негоже итальянскому шедевру висеть во французском музее. Из каких побуждений он решил монетизировать свой патриотический порыв, Перуджа умолчал.
Геташвили Нина Викторовна
В других европейских странах тоже не все спокойно. В Норвегии преступникам дважды удалось украсть картины экспрессиониста Эдварда Мунка. Первая кража произошла в 1994 году во время Зимней олимпиады в Норвегии. Специально для туристов со всего мира Национальная галерея в Осло выставила знаменитую картину «Крик» во всеобщий доступ. Чем не преминули воспользоваться преступники — ночью они проникли в галерею, похитили картину и оставили издевательскую записку «Спасибо за плохую охрану».
Злоумышленники были дилетантами — не сумев продать культовую картину, они попытались получить за нее выкуп от Национальной галереи, однако получили лишь отказ. Через три месяца они были задержаны правоохранителями, а картина Мунка, которая, как в случае с «Джокондой», благодаря прессе обрела мировую известность после похищения, была возвращена в Национальную галерею.
Воронович Елена Владимировна
Баженов Владимир Михайлович
Художник создал несколько версий «Крика». Первая по счету хранится в Музее Мунка. В 2004 году, ровно через десять лет после кражи из Национальной галереи, злоумышленники похитили и эту версию. На сей раз они действовали буквально посреди белого дня — вооруженные люди в масках ворвались в музей, обезоружили охранников и похитили «Крик» и «Мадонну» того же Мунка. Через год полиция задержала подозреваемых, а еще через год смогла разыскать сами картины. К сожалению, они получили ощутимые повреждения. На них были царапины и пятна влаги — преступники были абсолютными дилетантами в сфере искусства и не знали, как нужно хранить шедевры.
Геташвили Нина Викторовна
Заокеанские воры тоже интересуются живописью — правда, в криминальном ключе. В 1990 году двое злоумышленников украли из бостонского музея Изабеллы Стюарт Гарднер 13 произведений искусства. Среди них — картины таких художников, как Рембрандт, Говерт Флинк, Ян Вермеер, Эдгар Дега и Эдуард Мане.
Волкова Паола Дмитриевна
Старусева-Першеева Александра Дмитриевна
Николаев Алексей Валерьевич
Преступники переоделись в полицейскую форму и, обманув охранников, попали внутрь. Там злоумышленники обезоружили их и связали. Охранники не успели вызвать подмогу, поэтому преступники почти полтора часа спокойно бродили по музею и выбирали, что можно оттуда украсть. И сделанный выбор выдал в них дилетантов. Помимо шедевров голландцев и импрессионистов, они украли ряд незначительных с точки зрения искусства предметов, проигнорировав при этом находившиеся в музее бесценные работы Рафаэля, Микеланджело и Боттичелли.
Несмотря на обещание ФБР освободить преступников от уголовной ответственности и огромную сумму выкупа, предложенную музеем, похищенные картины так и не были найдены. Американские правоохранители считают, что кража была частью войны между криминальными группировками Бостона. В музее же на месте пропавших шедевров оставили висеть их рамы — как символ надежды на их возвращение.
В нашей стране тоже случались кражи известных картин. Одним из самых известных — и необычных — преступлений такого рода стало похищение картины «Ай‑Петри. Крым» Архипа Куинджи из Третьяковской галереи, которое произошло в 2019 году.
Воскресным днем преступник зашел в один из главных российских музеев, снял со стены картину стоимостью более одного миллиона долларов и беспрепятственно с нею ушел. Злоумышленник действовал настолько уверенно, что все посетители решили, будто бы он — сотрудник Третьяковки. Меж тем преступник спокойно вынул картину из рамки, вышел из музея и скрылся.
Благодаря записям с камер видеонаблюдения правоохранителям удалось задержать его уже через несколько часов. Картина получила ряд небольших повреждений — злоумышленник поцарапал ее, когда доставал из рамы. Одним словом, дилетант, который явно не читал книги о живописи.
Репин Илья Ефимович
Баженов Владимир Михайлович
Марина Микаэла
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.