Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
«Вечера на хуторе близ Диканьки»: краткое содержание, история создания, контекст

«Вечера на хуторе близ Диканьки»: краткое содержание, история создания, контекст

16.12.2025

«Вечера на хуторе близ Диканьки» — сборник из восьми повестей, дебют Николая Гоголя в прозе, первое произведение, которое он подписал своим настоящим именем. Эта книга ввела его в русскую литературу и повлияла на творчество многих известных писателей. Произведения, входящие в сборник, неоднократно экранизировались, в том числе такими известными режиссерами, как Александр Роу, Николай Экк, Михаил Шапиро и Надежда Кошеварова. Сейчас «Вечера на хуторе близ Диканьки» входят в учебную программу российских школ.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»: история создания

К созданию сборника повестей Гоголь приступил в 1829 году — после оглушительного провала его поэмы «Ганц Кюхельгартен». Поняв, что его произведение, созданное под влиянием европейской литературы, оказалось вторичным, молодой автор решил написать что‑то оригинальное. Для этого он обратился к своим малоросским корням: произведениям своего отца Василия Гоголя‑Яновского, рассказам матери и знакомых.

В 1830 году Гоголь опубликовал повесть «Вечер накануне Ивана Купала» в журнале «Отечественные записки». Однако редактор Павел Свиньин внес в текст множество правок, исказивших первоначальный замысел автора, поэтому Гоголь отказался публиковать в журнале другие части цикла. Впоследствии он дописал предисловие к повести, в котором иронизировал над редактором «Отечественных записок».

В 1831 году Гоголь опубликовал первую часть цикла отдельной книгой. В нее вошли повести «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница» и «Пропавшая грамота». В следующем году он опубликовал вторую часть цикла.

Вечера на хуторе близ Диканьки

Гоголь Николай Васильевич

«Вечера на хуторе близ Диканьки»: реакция критиков

Высокую оценку дебюту Гоголя дал Александр Пушкин, который отметил его «настоящую веселость». Вторил ему Евгений Баратынский, который также похвалил автора сборника за хорошее чувство юмора. Виссарион Белинский причислил Гоголя к «числу необыкновенных талантов».

Однако многие критики были настроены к молодому писателю более холодно: их не устраивало обилие диалектизмов и фактологических неточностей в описании жизни Малороссии. Фаддей Булгарин упрекал Гоголя в «многословии». Николай Полевой обвинял автора сборника в незнании деревенской жизни Малороссии. Михаил Загоскин отметил «неграмотность языка» Гоголя.

Следующие поколения писателей и критиков воспринимали «Вечера на хуторе близ Диканьки» по большей части положительно. Сборник повлиял на творчество таких видных авторов XX столетия, как Василий Розанов, Андрей Белый и Дмитрий Мережковский.

Вечера на хуторе близ Диканьки

Гоголь Николай Васильевич

«Вечера на хуторе близ Диканьки»: краткий пересказ

Часть первая

«Сорочинская ярмарка»: краткое содержание

Торговец Солопий Черевик приезжает на знаменитую Сорочинскую ярмарку вместе с женой Хавроньей и дочерью Параской. Хавронья — мачеха Параски. Хавронья не любит падчерицу. Солопий хочет продать на ярмарке несколько мешков пшеницы и старую лошадь. Мимо них проходят парубки. Они восхищаются красотой Параски. Один из них обещает отдать свое хозяйство за один поцелуй Параски и смеется над Хавроньей, называя ее дьяволом. Хавронья начинает браниться на парней. Парень, пообещавший хозяйство в обмен на поцелуй Параски, кидает в Хавронью комом грязи. Солопий вместе с семьей направляется к куму. Хавронья продолжает ругаться из‑за произошедшего. Она успокаивается, лишь когда семья приходит к куму Солопия, у которого они собираются остановиться на время ярмарки.

Солопий отправляется на ярмарку вместе с Параской. Девушка мечтает посмотреть на украшения и наряды, но ей приходится остаться с отцом возле его товаров. К девушке подходит парень, в котором она узнает того, кто кинул грязью в ее мачеху. Параска пугается, но все же заговаривает с ним. Солопий не вмешивается в их разговор, поскольку занят своими делами.

Солопий внимательно слушает разговор двух торговцев пшеницей. Он мельком слышит о том, что место для ярмарки неподходящее, поскольку здесь видели свиное рыло и красную свитку — то есть кафтан. Солопий обращает внимание на дочь и видит, что она уже обнимается с парнем. Парень представляется Солопию сыном его давнего знакомого Грицко. Грицко зовет Параску замуж, Солопий не против. Они отправляются в шинок, где Грицко залпом выпивает много сивухи. Солопий одобряет удаль своего будущего зятя. Грицко отправляется покупать подарки на свадьбу, а Солопий с Параской возвращаются к своему товару.

Солопий рассказывает Хавронье о предстоящей свадьбе Параски. Хавронья недовольна и ворчит, что лучше бы Солопий продавал свой товар. Она предполагает, что к Параске посватался бедный жених. Солопий возражает. Хавронья понимает, что к Параске сватается парень, который кинул в нее грязью, и устраивает Солопию скандал. Тот понимает, что ему придется отказать Грицко. Солопий не рад этому.

Грицко грустит из‑за расстроившейся свадьбы. Он понимает, что это произошло из‑за Хавроньи. Цыган спрашивает, что случилось. Грицко рассказывает ему свою историю. Цыган предлагает Грицко сделку: он поможет ему жениться на Параске, а тот продаст ему своих волов по бросовой цене. Грицко соглашается.

Пока Солопий торгует на ярмарке, Хавронья приводит в дом его кума любовника. Она угощает его варениками и галушками. Внезапно раздается стук в дверь. Хавронья прячет любовника под потолком и идет открывать. В это время на ярмарке распространяется слух о красной свитке и сатане в обличье поросенка. Все торговцы, включая Солопия, перепуганы.

Солопий вместе с кумом и знакомыми приходит домой. Собравшиеся начинают выпивать. Солопий просит кума рассказать о красной свитке подробнее. Кум рассказывает, что когда‑то одного черта выгнали из Ада, и он стал пьяницей. Черт наделал много долгов, поэтому был вынужден заложить одному кредитору свою свитку. Черт предупредил кредитора, что вернется за ней через год. Когда черт вернулся за своей свиткой, кредитор, который успел ее перепродать, заявил, что ее вообще никогда не было. Вечером кредитор увидел свиней, которые лезли к нему в окна.

Собравшиеся пугаются рассказа кума. Хавронья ругается на всех, заявляя, что они испугались, как бабы. Собравшиеся смущаются. Кум продолжает рассказ. Свиньи проникли к кредитору в дом и отстегали его. Кредитор попытался найти свитку, однако она уже сменила несколько владельцев. Каждому из них она приносила несчастья. Один из владельцев догадался, что со свиткой что‑то не так, разрубил ее и разбросал по Сорочинской ярмарке. С тех пор черт ходит по Сорочинской ярмарке и собирает свою свитку.

Внезапно одно из окон разбивается, в нем показывается свиное рыло. Собравшиеся приходят в ужас, начинается паника. Солопий выбегает на улицу с горшком на голове. Люди на улице видят двух человек, один из которых упоминает черта. На них светят. Ими оказываются Солопий и Хавронья. Люди смеются над ними.

На следующее утро Хавронья прогоняет Солопия на ярмарку, чтобы тот продал старую лошадь. Солопий сопротивляется, поскольку думает, что над ним станут смеяться после ночного происшествия. Понимая, что Хавронью не переспорить, Солопий отправляется на ярмарку. По дороге с ним заговаривает цыган. Он спрашивает, что продает Солопий. Тот обнаруживает, что его лошадь украли, а к уздечке оказывается привязан рукав от красной свитки. Солопий пытается убежать, но его ловят и обвиняют в краже лошади у самого себя. Солопий пытается оправдаться, показывая рукав красной свитки, но ему не верят. Ловят и кума — он при свидетелях достал из кармана фрагмент красной свитки.

Солопия и кума связывают. Они в отчаянии. Внезапно появляется Грицко. Солопий просит освободить их. Грицко соглашается при условии, что ему позволят жениться на Параске. Солопий соглашается. Грицко сообщает, что нашлись покупатели и на кобылу Солопия, и на его зерно.

В это время Параска мечтает о свадьбе с Грицко. Она решает больше никогда не здороваться с Хавроньей. Параска начинает танцевать. Хавроньи в это время нет дома. Возвращается Солопий и танцует вместе с Параской. Кум говорит им, что Грицко приехал. Пока Хавроньи нет дома, Солопий благословляет Грицко и Параску. С улицы слышится ругань Хавроньи. Однако толпа на улице не пускает ее к новобрачным. Начинается свадьба.

Вечера на хуторе близ Диканьки

Гоголь Николай Васильевич

«Вечер накануне Ивана Купала»: краткое содержание

В одном бедном хуторе неподалеку от Диканьки обитал Басаврюк — дьявол в образе некрасивого мужчины. Никто не мог его прогнать, даже иерей. В этом же селе жил богатый казак Терентий Корж. У него была красивая дочь Пидорка и малолетний сын Ивась. На Коржа работал бедный батрак‑сирота Петрусь Безродный. Он любил Пидорку, и она отвечала ему взаимностью. Однажды Корж увидел, как они целуются. Он хотел застрелить Петруся, но за него вступился Ивась. Корж запретил Петрусю приближаться к его дому. Вскоре Корж решил женить Пидорку на богатом поляке. Пидорка не хотела замуж. Она отправила Ивася рассказать Петрусю о готовящейся свадьбе.

Петрусь выслушал Ивася и отправился в шинок, поскольку не знал, чем может помешать свадьбе. В шинке к Петрусю обратился Басаврюк. Он предложил Петрусю много золота в обмен на услугу с его стороны. Петрусь согласился. Басаврюк велел ему прийти вечером в Медвежий овраг. Это был вечер накануне Ивана Купала — единственный момент в году, когда цветет папоротник. На месте встречи Басаврюк объяснил Петрусю, что ему придется сорвать цветок папоротника. Петрусь выполнил поручение. Ему начала мерещиться всякая чертовщина.

Внезапно перед Петрусем оказалась ведьма, которая отобрала у него цветок. С помощью цветка она указала ему на место, где зарыт клад. Однако Петрусю не удавалось откопать клад, поскольку он все время уходил глубже под землю. Ведьма сказала, что для того, чтобы добыть клад, ему нужно пролить кровь невинного ребенка. Ведьма дала ему нож и велела убить появившегося рядом Ивася. Петрусь попытался напасть на ведьму, но его остановил Басаврюк. Петрусь увидел золото и, соблазненный им, зарезал Ивася, после чего убежал. Ему мерещились красные пятна и огонь. Добравшись до дома, он потерял сознание.

Петрусь был без сознания два дня. Очнувшись, он увидел дома два мешка золота. Он не помнил, как они попали к нему. Петрусь помнил только, что он искал клад и трясся от ужаса. Когда Корж узнал, что Петрусь разбогател, он разрешил ему взять в жены Пидорку.

Девушка рассказала Петрусю, что Ивась пропал. Она предполагала, что его украли цыгане. Однако Петрусь не смог вспомнить Ивася. Петрусь и Пидорка сыграли свадьбу. Однако брак был несчастливым — Петрусь переживал из‑за того, что никак не может что‑то вспомнить, а Пидорка не могла помочь ему. Она обращалась ко многим знахаркам, но те были бессильны.

Спустя год, вечером накануне Ивана Купала, Пидорка привела к Петрусю ведьму из Медвежьего оврага. Память вернулась к Петрусю, он узнал ведьму и метнул в нее топор. Ведьма исчезла. Появился призрак Ивася. Пидорка бросилась к Ивасю, но тот стал светиться красным. Пидорка выбежала из дома.

Дверь в дом закрылась и не открывалась. На крик Пидорки прибежали соседи. Они выломали дверь. Однако ни Ивася, ни Петруся в доме не было — только горсть пепла и два мешка черепков. После этого Пидорка исчезла. поговаривали, что она стала монахиней в Киеве. Басаврюк продолжил пугать жителей хутора. Они покинули свои дома и перебрались в соседнее село. Однако Басаврюк попытался настичь их и там. Священник отец Афанасий окропил улицы святой водой, однако и после это жители села замечали присутствие черта.

«Майская ночь, или Утопленница»: краткое содержание

Сын сельского головы, молодой казак Левко встречается с красавицей Ганной. Они хотят пожениться, но отец Левко — старый казак‑вдовец — притворяется глухим, когда сын заводит разговоры о свадьбе. Когда‑то отец Левко служил при Екатерине II в Крыму, и с тех пор он считает, что его слово — закон. Он овдовел и сожительствует со свояченицей, которая держит его «несколько под каблуком». Однако это не мешает старому казаку присматриваться к другим женщинам. Левко дает Ганне слово казака, что уговорит отца благословить их брак.

Ганна расспрашивает Левко о доме с заколоченными ставнями неподалеку от пруда. Левко рассказывает ей историю о ясной панночке — дочери сотника — которую злая мачеха довела до самоубийства. Девушка утопилась в озере, стала главной утопленницей и через некоторое время утопила мачеху. Но мачехе удалось уйти от ее мести, скрывшись среди других утопленниц. С тех пор утонувшая панночка заставляет попавших в ее руки людей искать мачеху среди других утопленниц. Если человеку не удается справиться с заданием, панночка его убивает.

Левко случайно слышит разговор своего отца с Ганной. Выясняется, что тот был против их свадьбы, потому что сам заглядывается на Ганну. Левко решает проучить отца и подговаривает знакомых парубков, чтобы они его разыграли. Левко и парубки переодеваются, ходят по селу и поют оскорбительные песни про старого казака. Тот злится и приказывает десятским поймать хулиганов, угрожая наказанием. В конце концов им удается поймать одного переодетого хулигана. Им оказывается свояченица, которую похитили парубки.

Левко убегает от десятских и скрывается около дома с заколоченными ставнями. Ему хочется спать. Внезапно он замечает, что в отражении дома на глади озера открывается окно. В нем он видит утонувшую панночку. Она жалуется, что не может найти свою мачеху среди других утопленниц. Панночка обещает Левко награду за помощь. Казак всматривается в утопленниц. Одна из них кажется ему темнее и непрозрачнее остальных. Левко указывает на нее. Утопленницы хватают ее, ею оказывается мачеха. Панночка благодарит Левко и передает ему записку.

Левко просыпается. Его хватают десятские и отец. Левко отдает отцу записку. Выясняется, что ее написал комиссар специально для его отца. Комиссар велел ему починить мосты на столбовой дороге и выдать Ганну замуж за Левко. Отец Левко удивляется, и Левко сочиняет историю встречи с комиссаром. Отцу Левко приходится подчиниться и одобрить свадьбу.

Майская ночь, или Утопленница

Чехов Антон Павлович

«Пропавшая грамота»: краткое содержание

Дьяк рассказывает историю о своем деде, которого гетман отправил с грамотой к царице. Дед зашил грамоту в шапку, быстро собрался в дорогу и на следующее утро уже был на ярмарке в Конотопе. Там он познакомился с разговорчивым запорожцем и с еще одним гулякой. Они подружились и отправились в путь вместе. Весь вечер запорожец рассказывал им интересные истории. Однако ближе к ночи он заметно погрустнел и замолчал. Через некоторое время запорожец признался новым друзьям, что заложил душу дьяволу, и ночью должен был прийти черт, чтобы забрать долг. Дед и гуляка вызвались помочь запорожцу.

Компания остановилась в шинке. Все трое планировали не спать, чтобы подкараулить черта. Запорожец и гуляка быстро уснули, а дед сопротивлялся дремоте. В итоге уснул и он. Наутро дед обнаружил пропажу запорожца, коней и своей шапки с зашитой в ней грамотой. Дед сделал вывод, что черт пришел пешком, значит, найти его можно было где‑то недалеко от шинка. Дед расспросил о черте местных чумаков, однако те не смогли дать ему вразумительного ответа. Дед поговорил с шинкарем. Тот взял у него пять золотых и научил, как найти черта. Он посоветовал деду отправиться ночью в лес.

Ночью дед пошел в лес. Там он увидел людей, сидевших на берегу реки у костра. Дед подошел к ним, но они не обратили на него никакого внимания. Дед попросил прикурить, и один из людей дал ему горящую головню. Дед рассказал о своей шапке с грамотой и дал людям денег. Люди принялись плясать и издеваться над дедом. Тогда он понял, что на самом деле это были черти.

Дед очутился за столом с чудовищами и ведьмами. Ведьма предложила деду сыграть в дурака на его шапку. Если он выиграет хотя бы один из трех раз, ведьма пообещала ее вернуть. Два раза дед проиграл. На третий раз он догадался незаметно перекрестить карты и выиграл. Деду вернули шапку и коня. Конь поскакал и сбросил деда. Тот очнулся в крови на крыше своего дома. Дед немедля отправился к царице. Он выполнил задание и практически забыл о чертях. Однако каждый год в день встречи с ними ноги его жены сами начинали танцевать.

«Страшная месть»: краткое содержание

Данило Бурульбаш приезжает с женой Катериной и сыном на свадьбу к сыну своего названного брата есаула Горобца. Горобец выходит с иконами благословлять сына и невестку. Внезапно один из гостей сильно меняется — он синеет, у него появляются клыки и горб. Все понимает, что это колдун. Горобец с помощью иконы прогоняет его. Гости принимаются обсуждать колдуна.

Незадолго до этого к Катерине приехал отец, которого она не видела много лет. Он был угрюм, немногословен и не любил Данило.

Гребцы везут Данило, Катерину и их ребенка через Днепр. Катерина переживает из‑за увиденного на свадьбе. Их лодка проплывает мимо замка колдуна. На кладбище при замке они видят оживших мертвецов. Катерина пугается. Данило говорит ей, что таким образом колдун охраняет замок. Наконец они приплывают домой.

Наутро Данило и Катерина занимаются домашними делами: он точит саблю, она вышивает. Отец Катерины устраивает скандал из‑за того, что она вчера поздно пришла. Данило вступает за жену. Он начинает сражаться с тестем на саблях. Их силы равны. Они решают перейти на мушкеты. Катерина умоляет мужа этого не делать. Данило извиняется перед тестем и мирится с ним.

Катерина рассказывает Данило о ночном кошмаре. Ей приснилось, что ее отец на самом деле колдун, который хочет жениться на ней. Данило рассказывает ей об угрозе со стороны поляков. Он начинает с подозрением относиться к тестю. Ему не нравится, что тот не ест галушки и свинину, а также не пьет мед, как православный человек.

Вечером Данило видит свет в окне замка. Он замечает лодку на реке. Данило отправляет к замку. Катерина боится оставаться одна, поэтому Данило ее запирает. Данило залезает на дерево и наблюдает за окнами замка. Он видит в замке отца Катерины. Тот превращается в колдуна и вызывает душу Катерины. Колдун уговаривает Катерину выйти за него замуж, но та отвечает, что у нее есть Данило. Данило возвращает домой и рассказывает об увиденном Катерине. Катерина в ужасе отрекается от отца.

Данило заковывает отца Катерины в цепи и сажает в подвал — за колдовство и предательство православных. Вскоре колдуна должны казнить. Колдун зовет Катерину. Он обещает ей раскаяться в грехах, если она отпустит его. Она поддается на уговоры отца и выпускает его. После этого Катерина падает в обморок, а колдун исчезает.

Служанка видит Катерину в подвале. Она выносит ее оттуда и закрывает дверь снаружи, чтобы Данило не догадался, кто именно виноват в побеге колдуна. Данило зол из-за того, что колдун сбежал. Катерина спрашивает, как бы он отреагировал, если бы узнал, что это она выпустила колдуна. Данило отвечает, что утопил бы ее.

Неподалеку от хутора появляется банда поляков. Она готовит нападение на хутор. Данила говорит Катерине, что чувствует, будто бы скоро умрет. Поляки нападают на хутор. Среди них Данило замечает колдуна. Тот убивает Данило и скрывается. Казаки прогоняют поляков.

Колдун отправляется в землянку неподалеку от замка. Он начинает колдовать. Ему мерещится незнакомец, который пугает колдуна. Горобец заботится о Катерине, которая винит себя в смерти Данило. Колдун приходит к Катерине во снах. Он по‑прежнему зовет ее замуж, обещая в случае отказа убить ее сына. Ночью Катерина обнаруживает, что ее ребенок мертв.

В горах появляется великан с младенцем на руках. Они направляются на коне к самой высокой горе. Достигнув ее, они останавливаются. И великан, и младенец спят.

Катерина сходит с ума и начинает ходит по лесу с ножом, надеясь убить колдуна. К ней приезжает гость, который представляется побратимом Данило. Он заявляет, что Данило велел ему жениться на Катерине в случае своей смерти. Катерина понимает, что перед ней колдун, и пытается его убить. Тот отбирает у нее нож и убивает.

Киевляне наблюдают удивительное явление — они видят Карпатские горы, где стоит огромный всадник с закрытыми глазами. Колдун видит его и пытается скрыться. Он узнает незнакомца, которого увидел во время колдовства. Конь колдуна смотрит на него и смеется. Колдун пугается и скачет к святым местам Киева. Он добирается к монаху и просит того помолиться о его душе. Монах отказывает, поскольку грехи колдуна нельзя отмолить. Колдун убивает монаха и скачет в Канев. Однако он не может попасть туда, поскольку все дороги заводят его в другие места.

Колдун попадает в Карпаты. Там его хватает рыцарь и убивает. После смерти колдун оживает и видит других мертвецов, похожих на него. Рыцарь кидает его в пропасть к мертвецам, которые набрасываются на него.

В Глухове бандурист поет о двух друзьях, которые были как родные братья. Однажды один из них поймал турецкого пашу и получил награду от своего правителя. Он разделил ее с другом, который, несмотря на это, затаил на него обиду. Как‑то раз они ехали в горах. Завистник скинул своего друга в пропасть вместе с его маленьким сыном и забрал его деньги. Бог предложил убитому выбрать наказание для убийцы. Тот ответил, что хотел бы, чтобы все потомки предателя были негодяями, которые не могли бы найти покоя ни при жизни, ни после смерти, и чтобы последний из его рода был таким злодеем, каких белый свет не видывал. Также убитый попросил права лично сбросить в пропасть последнего из рода убийцы к его предкам, которые будут мучать его. Бог согласился, но лишь при условии — все это время мститель тоже не будет знать покоя: он будет обречен смотреть на возню мертвецов.

«Иван Федорович Шпонька и его тетушка»: краткое содержание

Издатель «Вечеров на хуторе близ Диканьки» узнал эту историю от гостя из Гадяча и записал ее. Однако жена издателя завернула в часть листов пирожки, поэтому концовка истории осталась открытой.

Иван Федорович Шпонька — холостой поручик, тихий и правильный. В детстве он отличался примерным поведением, из-за чего пользовался расположением учителей. Однако учился он средне. Несмотря на это, его сделали аудитором — главой класса. Однажды Шпонька взял у своего одноклассника блин взамен на услугу — тот попросил сделать отметку о том, что он выучил урок. Однако учитель узнал об этом и высек Шпоньку по рукам. После этого и без того тихий Шпонька стал еще более робким. Отец Шпоньки умер еще до его совершеннолетия. Вскоре после этого Шпонька решил покинуть училище и отправиться в пехотный полк.

Шпонька мало общался с сослуживцами — не пил, не играл в карты и не ходил на танцы. Служил он образцово и получил чин подпоручика. Тем временем мать Шпоньки умерла, и его имением стала управлять его тетка Василиса Кашпоровна Цупчевська. Через несколько лет она прислала племяннику письмо, в котором попросила выйти в отставку и помочь ей управлять имением, поскольку она стара и нездорова. Шпонька выполнил просьбу тетушки.

По дороге в имение Шпонька познакомился с помещиком Григорием Сторченко, который оказался его соседом. Он пригласил Шпоньку в гости. Через день Шпонька оказался в своем имении. Он увидел, что его тетушка в добром здравии. Шпоньке понравилось управлять имением. Однако его тетушка не спешила перепоручать все дела 38-летнему племяннику, потому что считала его слишком молодым.

Однажды тетушка рассказала Шпоньке о луге, который прежний хозяин подарил его матери. Однако мать Шпоньки потеряла бумаги. На тот момент лугом владел племянник прежнего хозяина Сторченко. Шпонька рассказал тетушке, что уже познакомился со Сторченко. Тетушка уговорила племянника поехать к Сторченко поговорить о луге.

Шпонька приехал к Сторченко. Там, помимо него самого, были две незамужних сестры Сторченко, его мать и старый знакомый Шпоньки Иван Иванович. Услышав о луге, Сторченко сначала притворился глухим, а затем начал темнить. Он сказал, что в завещании прежнего хозяина луг упоминался, но бумаги на него не было. Шпоньку угостили хорошим обедом и попытались уговорить остаться на ночь. Но Шпонька решил поехать домой. Там он рассказал тетушке о луге и незамужних сестрах. Тетушка решила отправиться к Сторченко вместе со Шпонькой.

Тетушка и Шпонька приехали к Сторченко. Его не было дома. Тетушка поговорила с его матерью. Они быстро нашли общий язык. Тетушка и мать Сторченко отправились осматривать хозяйство, оставив Шпоньку наедине с одной из незамужних сестер. Разговор у них не заладился. Тетушка и Шпонька поехали к себе домой. По дороге тетушка стала убеждать Шпоньку, что ему надо жениться. Тот испугался. После этого Шпоньке стали сниться страшные сны о свадьбе. У его тетушки появился новый план. На этом повесть обрывается.

«Заколдованное место»: краткое содержание

Отец рассказчика-дьячка уехал в Крым продавать табак. Рассказчик, его мать, два брата и дед остались стеречь баштан — то есть бахчу — вдоль дороги. Особенно эта работа нравилась деду, поскольку по дороге постоянно проезжали чумаки, которые рассказывали ему интересные истории.

Однажды мимо проезжали знакомые деду чумаки. Они остановились. Дед попросил внуков сплясать для них и потом сам принялся танцевать. Однако в определенном месте ноги деда отказывались выполнять положенные движения. Дед несколько раз попробовал повторить танец, однако все было тщетно. Он решил, что это происки нечистой силы и выругался.

Внезапно дед обнаружил, что чумаки и его баштан исчезли, а он оказался в чистом поле. Поняв, что это поле располагается неподалеку от огорода попа и гумна писаря, дед начал в темноте искать дорогу домой. По пути дед заметил огоньки на могилах и решил, что это клад. У него не было заступа, чтобы выкопать клад, поэтому он отметил место с помощью большой ветки.

Назавтра дед взял заступ и отправился за кладом, но не смог найти нужное место, поскольку не совпадали все его приметы. Начался ливень и деду пришлось спрятаться.

Вечером следующего дня дед решил вскопать грядку на месте, где у него не получалось танцевать. Когда дед начал копать, он оказался на том самом месте, которое не мог найти.

Он обкопал и столкнул камень, лежавший на могиле. Дед начал нюхать табак, и за его плечом громко чихнул кто‑то невидимый. Дед выкопал из могилы котел. Он радостно воскликнул и обнаружил, что его слова повторяют птичий нос, баранья голова и медведь. Звезды и месяц исчезли, вокруг появились крутые обрывы и горы, из которых на него глядело гигантское лицо. Дед понял, что это проделки нечистой силы. Он бросил котел, и все пришло в норму. После этого дед схватил котел и побежал.

В это время семья села ужинать. После ужина мать рассказчика пошла выливать помои. Она увидела, что одна из бочек двигается. Женщина подумала, что ее толкает кто‑то из детей, и вылила в нее помои. Оказалось, что в бочке сидел дед. Он открыл котел и увидел в нем разнообразный мусор. После этого дед огородил заколдованное место и велел кидать туда мусор. Когда баштан взяли в аренду казаки, на заколдованном месте стали всходить непонятные растения.

Возможно будет интересно
Королевство плоти и огня
18+

Королевство плоти и огня

Арментроут Дженнифер

Чернила и огонь

Олмо Бенито

Азбука Бабы Яги. Рисунки В. Чижикова

Усачев Андрей Алексеевич

Рассеивая сумрак
18+

Рассеивая сумрак

Альфсен Сэм

Чем и как кормить кошку, чтобы не навредить

Нигова Екатерина Алексеевна

Магазин работает до наступления тьмы

Бобылева Дарья Леонидовна

Преданный
18+

Преданный

Нгуен Вьет Тхань

Мои первые линии

Дмитриева Валентина Геннадьевна

Два щенка Гав и Тяф

Хворост Александра Юрьевна

Желчь & ферменты

Вялов Сергей Сергеевич

Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь с условиями использования cookie-файлов.

Новости, новинки,
подборки и рекомендации