«Василий Теркин» — поэма советского писателя и военного журналиста Александра Твардовского. Примечательно, что сам автор избегал определения «поэма» и называл свое произведение «книгой про бойца». За создание «Василия Теркина» автору была вручена Сталинская премия I степени. Поэма стала самым известным произведением о Великой Отечественной войне в русской литературе, а цитаты из нее — например, «Я согласен на медаль», «Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле», «Пушки к бою едут задом», «Дальше фронта не пошлют», «Не гляди, что на груди, а гляди, что впереди» — стали крылатыми выражениями.
Интерес к Василию Теркину не угасает до сих пор. В России главному герою произведения установлено несколько памятников. Особенно примечателен памятник в Смоленске — скульптор изобразил беседующих Теркина и Твардовского во время привала. Поэма была экранизирована и стала основой для множества театральных постановок. Сейчас произведение входит в школьную программу.
Твардовский начал создавать стихи о простом русском солдате Васе — тогда еще не Василии — Теркине, работая в газете «На страже Родины» во время Советско‑финской войны — «той войны незнаменитой», как он сам охарактеризовал ее в одном из своих произведений. Вместе с Твардовским о герое писали и другие члены редакции, среди которых были Николай Тихонов, Виссарион Саянов и Самуил Маршак. Стихи о Теркине пользовались популярностью у бойцов, и Твардовский решил вернуться к развитию персонажа в мирное время. Писатель считал произведения об удали простого русского солдата перспективными — при помощи них он хотел привить молодежи тягу к армейской службе. После окончания Финской кампании Твардовский сделал ряд набросков к книге о Теркине.
Однако закончить работу писатель не успел. Началась Великая Отечественная война, и Твардовский «перебросил» рядового Теркина из Финляндии на новый фронт. При этом изменился характер героя. Если в ранних работах, которые печатались в газете «На страже Родины», он был более поверхностным, а его приключения — более комическими, то в новых стихах образ Теркина стал более «живым».
С самого начала Великой Отечественной войны Твардовский работал фронтовым корреспондентом. Параллельно он создавал фрагменты поэмы о похождениях своего героя. Писатель даже не представлял, чем окончится произведение — именно поэтому он шутливо называл его «книга про бойца без начала и конца». Литератор переделал черновики о приключениях Теркина во время Финской войны — например, главы «На привале» и «Гармонь» — и стал дописывать эпизоды, связанные непосредственно с ходом новых боевых действий. Таким образом, закольцованную структуру отдельных глав — встречу с рядом героев при отступлении и наступлении Красной Армии — автору подсказала сама жизнь.
Первые стихи об «обновленном» Теркине были опубликованы в сентябре 1942 года в газете «Красноармейская правда». Параллельно они выходили в ряде других газет и журналов. Первое отдельное издание поэмы — от авторского вступления до главы «Поединок» — было напечатано в декабре 1942 года. Твардовский продолжал работать над произведением до самого конца войны — авторское послесловие было написано в ночь с 9 на 10 мая 1945 года.
Однако окончательная версия поэмы появилась намного позже — каноничная редакция, которая сегодня известна каждому российскому школьнику, была опубликована лишь в 1971 году. Примечательно, что из нее исчезли несколько эпизодов, которые были хорошо известны читавшим ее во время войны — например, из главы «Поединок» была полностью убрана сюжетная линия сослуживца главного героя Ивана Санчука.
Твардовский был не единственным автором, который использовал образ Теркина — к нему обращались как литераторы, которые писали о нем ранее, так и простые читатели, которые создавали собственные произведения о любимом герое. Так Теркин стал одним из первых персонажей в советской литературе, чей образ массово использовался в том, что современные читатели назвали бы фанфиками. К слову, некоторые из них печатались в популярных газетах. Писатель был не против — он считал, что это лучшее свидетельство того, что его персонаж «ушел в народ».
Единственный случай, когда Твардовский осудил использование образа Теркина другим автором, произошел после публикации книги «Василий Теркин после войны» писателя‑эмигранта Владимира Юрасова. По его версии, после победы над нацистами главного героя ждали либо советские лагеря, либо отъезд на Запад. Это совпадало с собственной биографией Юрасова. Он несколько лет находился в лагере, после начала Великой Отечественной войны смог оттуда сбежать, по поддельным документам попал в Красную Армию, воевал с нацистами, дошел до Германии и после демобилизации ему удалось эмигрировать на Запад. Твардовский назвал произведение Юрасова «кощунством», а его самого — изменником родины и перебежчиком.
Твардовский Александр Трифонович
Персонаж Твардовского завоевал симпатии немногочисленных читателей газеты «На страже Родины» еще во время Финской кампании, а с началом Великой Отечественной войны он стал по‑настоящему всенародным любимцем.
Профессиональные критики высоко оценили поэму. Единственным моментом, который смутил некоторых рецензентов, стало отсутствие в ней четкого сюжета. Однако ряд других критиков, напротив, отнес это к достоинствам произведения. Некоторые рецензенты и вовсе оспаривали тезис об отсутствии сюжета, ведь автор следовал за реальными событиями, происходившими во время войны, а потому отдельные эпизоды, несмотря на их самостоятельность, вполне укладывались в единую логически связанную историю о жизни простого солдата.
Единственным критиком, который негативно отнесся к поэме, стала Анна Ахматова: она назвала ее «легкими солдатскими стишками». Борис Пастернак же напротив, отрицал кажущуюся «легкость» произведения, считая его «чудом растворения поэта в стихии народного языка». Больше всего Твардовский дорожил мнением русского нобелиата Ивана Бунина, который, несмотря на свое презрение к советской литературе, дал поэме очень высокую оценку.
Твардовский Александр Трифонович
Автор представляет читателям солдата Василия Теркина — балагура‑правдоруба, который может и развеселить сослуживцев шуткой, без которой не обойтись на войне, и высказать в глаза самую горькую правду.
Знакомство с Теркиным начинается со сцены у полевой кухни — он шутливо просит повара дать ему добавки и остроумно отвечает на его замечание о своем аппетите. Другие бойцы приглядываются к своему новому сослуживцу и понимают, что он — «свой». Теркин рассказывает им о том, что на войне он уже во второй раз— имея в виду, видимо, что когда‑то он участвовал в Финской кампании. Теркин рассказывает о том, что ему уже довелось повидать на своем веку. Солдатам нравится слушать удалые рассказы нового сослуживца. Они даже начинают называть его по имени‑отчеству: Василий Иванович. Автор делает вывод, что Теркин — самый обыкновенный парень, которого можно встретить в любой роте или взводе.
Теркин рассказывает сослуживцам, как он вместе с отрядом из десяти человек отступал по территории, занятой немцами. Несмотря на серьезность ситуации, он шутил и призывал своих сослуживцев не унывать. Тем не менее, ему было стыдно перед мирными жителями, которые были вынуждены остаться в оккупации. Командир их отряда привел всех солдат домой. Его жена была рада увидеть мужа и его товарищей живыми. Она всех накормила и уложила спать. Теркину не спалось, и он вышел на крыльцо дома. Вскоре к нему присоединился и командир — он отправился рубить дрова, чтобы помочь жене. С утра командир попрощался с женой и детьми, и отряд покинул дом. Теркину было неловко оставлять женщину и детей во власти немцев. Теперь он хочет вернуться обратно с победой, чтобы поклониться жене своего командира за ее доброту.
Советские солдаты переправляются через реку на понтонах. Первый взвод достигает другого берега, но немецкий прожектор обнаруживает переправу, и по ней открывается огонь. Застигнутые врасплох солдаты тонут — они не могут плыть при полном обмундировании в ледяной воде. Восстановить переправу не удается, известий о судьбе первого взвода нет. Внезапно оставшиеся на берегу солдаты замечают плывущего в их сторону человека. Им оказывается Теркин. Его ведут в дом обогреться. Теркин докладывает командованию, что первый взвод выжил и ждет подмоги.
Теркин рассуждает, что на войне солдат должен забыть обо всех планах, которые он когда‑то строил в мирной жизни, и целиком посвятить себя борьбе с врагом. Он призывает не щадить себя, не бояться смерти и добавляет, что смелость помогает солдату выживать.
Теркин налаживает связь, чтобы его рота могла попросить огневой поддержки у артиллерии. Рядом с Теркиным падает снаряд, но он шутит, чтобы его сослуживцы не теряли присутствия духа. Теркин замечает, откуда ведется стрельба. Он передает катушку с проводом однополчанам, а сам отправляется зачищать огневую точку. Попав туда, он не обнаруживает вражеских солдат. Зато его замечают на других огневых точках противника, которые начинают бить по нему. Теркин прячется в небольшом погребе. После того, как огонь стихает, в погреб спускается немецкий офицер. Теркин вступает с ним в схватку и убивает, но немец успевает ранить его в плечо. Теркин не может выбраться из подвала — по нему открывают огонь свои же, которые не знают, что он там. Спустя сутки раненого Теркина обнаруживают советские танкисты и забирают с собой.
Теркин рассуждает о том, что он «не гордый» и «согласен на медаль». Он с горечью думает о родной Смоленщине, которая сейчас занята врагом.
Теркин вылечил руку и теперь догоняет свой полк. По дороге его подбирает грузовик. Машина останавливается, пропуская колонну. Шофер засыпает, а Теркин общается с другими бойцами, которые ждут прохода колонны. Теркин спрашивает, нет ли у кого гармони. Ему отвечают двое танкистов — они дают Теркину гармонь своего погибшего командира. Тот начинает играть. На звуки музыки стекаются бойцы и просят Теркина сыграть их любимые песни. Танкисты узнают Теркина — это они спасли его из подвала и доставили в санбат. Они отдают ему гармонь, чтобы тот радовал своих сослуживцев.
Теркин попадает на постой в дом старого солдата и его жены‑старухи. Он чинит для них пилу и часы. Старуха угощает бойца салом и яичницей. Старик спрашивает Теркина, побьют ли они немцев. Теркин кланяется ему и его жене и обещает победить врагов.
Потерявший семью сослуживец Теркина теряет и кисет. Он сильно этим раздосадован. Теркин отдает ему свой и подчеркивает, что на войне можно потерять многое, но только не Россию.
Теркин вступает в рукопашную схватку с немцем. Силы неравны: немец мощнее, он более сыт и свеж, а Теркин много голодал. Немец пытается ударить Теркина каской, но тот оказывается более ловким и бьет его незаряженной гранатой. Немец теряет сознание. Теркин берет его в плен.
Автор рассказывает, что «на войне сюжета нету». Он считает, что для читателя его книга — сказка, а для того, кто был на войне, сказка — это возвращение домой.
Во время немецкого налета один из советских солдат стреляет из винтовки во вражеский самолет и сбивает его. Генерал приказывает разыскать героя. Им оказывается Теркин.
За подвиг Теркину полагается орден. Он вспоминает, как когда‑то лежал в госпитале и познакомился с юным солдатом, имевшим орден. Он оказался из Тамбова, и Теркину стало обидно за Смоленщину, потому что он не сумел стать для нее героем. Теперь же у него это получилось. Теркин радуется не ордену, а тому, что он сумел прославить свою малую Родину.
Орден Теркину вручает сам генерал. Он собирается дать бойцу отпуск, чтобы тот мог съездить домой. Но Теркин отвечает, что это невозможно — Смоленщина оккупирована немцем. Генерал обещает, что они освободят малую Родину Теркина, и он сможет воспользоваться своим отпуском. На прощание Теркин и генерал обнимаются.
Автор сокрушается, что Смоленщина — край, из которого он и Теркин родом — находится под немецкой оккупацией.
Советские бойцы пробираются через болото. Им предстоит взять населенный пункт Борки. Тягачи и артиллерия вязнут в грязи. Солдаты переговариваются между собой, каждый обвиняет другой род войск в том, что Борки еще не взяты. Теркин шутками утешает расстроенных бойцов. Он говорит, что они не должны грустить, ведь они не отступают, как раньше, а наступают. Сослуживцы Теркина приободряются. Им, несмотря на большие потери, удается взять Борки.
Автор рассуждает о том, что любовь жены сильнее войны и смерти. Он сожалеет, что Теркина никто из девушек не провожал на войну, и предлагает читательницам полюбить героя.
Теркин попадает в дом отдыха. Ему непривычны чистота и сытная еда — все это напоминает бойцу госпиталь. Теркин не выдерживает и сбегает оттуда на фронт.
Взвод Теркина идет в наступление. Командира взвода — молодого лейтенанта — убивают. Теркин принимает командование на себя и ведет взвод в атаку. Его тяжело ранят.
Тяжелораненый Теркин лежит на снегу и видит Смерть. Она уговаривает бойца сдаться и согласиться умереть. Теркин с ней спорит. Его находят солдаты из похоронной команды и относят в санбат. Смерть отступает.
Теркин лежит в госпитале и с нетерпением ждет, когда сможет вернуться в свою часть.
Теркин возвращается в свою часть и обнаруживает там своего однофамильца — рыжего шутника по имени Иван. Они начинают спорить, кто из них «настоящий» Теркин. Старшина резюмирует, что в каждой роте должен быть свой Теркин.
Автор сообщает читателям, что, несмотря на слухи о смерти Теркина, он все еще жив.
У старого солдата и его жены, у которых когда‑то ночевал Теркин, немецкий солдат забирает часы. Старик и старуха прячутся в яме. Там их встречает вышедший на разведку Теркин. Старуха радуется ему как родному сыну. Теркин обещает ей привезти из Берлина двое новых часов.
Теркин узнает, что его родную Смоленщину освободили от немцев. С одной стороны, он рад этому, а с другой, Теркину стыдно, что его малую Родину освобождал не он.
Солдат‑сирота из деревни Красный Мост узнает, что его жену и сына убили немцы. Он раздавлен горем, но продолжает освобождать другие деревни и города вместе со своими сослуживцами.
По дороге на Берлин Теркин и его сослуживцы неожиданно слышат русскую речь. Говорящей оказывается старуха, которая когда‑то жила за Днепром, а сейчас оказалась в чужой стране. Немцы сожгли ее дом и двор. Теркин и его сослуживцы дают старухе лошадь, корову, овцу, часы и велосипед. Теркин добавляет, что она может называть на постах его имя, и ее обязательно пропустят.
В глубине Германии солдаты моются в бане. Автор акцентирует внимание на одном солдате, чье тело испещрено шрамами. Он постоянно шутит, а на его гимнастерке много наград. Солдаты уважительно сравнивают его с Теркиным.
Война закончилась, поэтому автор прощается с Теркиным. Автор посвящает книгу о нем всем павшим друзьям военной поры.
Твардовский Александр Трифонович
Твардовский Александр Трифонович
Твардовский Александр Трифонович
Твардовский Александр Трифонович
Суратова Екатерина
Мазина Вероника Дмитриевна
Бахчеван Анастасия
Той Кристина
Сапгир Генрих
Аркатов Антон
Бьорк Самюэль
Мирай Медина
Рязанова Татьяна Владимировна
Е Цхао
Мельчаев Александр Алексеевич
Разумов Алексей Михайлович
Спектор Анна Артуровна
Ершова Евгения Сергеевна
Гандапас Радислав Иванович
Уатт Эрин
Линь Эон
Матюшкина Катя
A4 Влад
Кент Рина
Габыч
Симоньян Маргарита Симоновна
Джейн Анна
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.