Пишите, исправляйте, избегайте интернета и плюйте на все правила: по просьбе The Guardian современные писатели сформулировали свои правила написания хорошей художественной книги.





Майкл Муркок







1. Моё первое правило подсказал мне Теренс Уайт, автор «Меча в камне» и других историй о короле Артуре, и правило было таким: Читай. Читайте все, что попадет в руки. Я всегда советую людям, которые хотят написать фэнтези, или научную фантастику, или любовную историю перестать читать все подряд в этих жанрах и начать читать что-нибудь иное, от Баньяна до Байетт.

2. Найдите автора, которым вы восхищаетесь (у меня это был Джозеф Конрад), и копируйте его сюжеты и персонажей, рассказывая собственную историю. Точно так же, как люди, которые учатся рисовать, копируют старых мастеров.

3. Если вы пишете в сюжетном жанре, убедитесь, что все основные темы и элементы сюжета были представлены в первой трети, которую можно назвать введением.

4. Раскройте темы и персонажей во второй части – развитии действия.

5. Подведите итог всех тем и загадок в третьей части – кульминации.

6. Для написания хорошей мелодрамы проштудируйте «Формулу мастерского сюжета Лестера Дента» (Lester Dent master plot formula), она доступна в интернете. В ней есть инструкция, как написать хороший рассказ для pulp-журнала, но ее спокойно можно адаптировать под любой объем и жанр.

7. По возможности сделайте так, чтобы что-нибудь происходило на фоне презентации и размышлений персонажей – это поможет держать напряженность сюжета.

8. Помните про правило кнута и пряника: пусть у вас будет преследуемый (безумец или злодей) и преследователь (идея, объект, человек, тайна).

9. Игнорируйте все правила, создавайте собственные, соответствующие вашим идеям.




Джонатан Франзен







1. Читатель – друг, а не соперник и не зритель.

2. Вымысел, который не является личным путешествием автора в мир волнующего и неизвестного, не стоит писать не для чего – разве что ради денег.

3. Никогда не используйте слово "then" в качестве союза – для этого есть "and". Выбор "then" в данном случае – путь ленивого или глухого писателя, желающего избежать лишних "and" на странице.

4. Пишите в третьем лице. Исключение можно сделать, только если в голове по-настоящему настойчиво звучат голоса от первого лица.

5. Когда информация становится бесплатной и всеобще доступной, тщательный ее поиск для романа на таком фоне обесценивается.

6. Самое автобиографическое произведение требует от автора чистого вымысла. Никто еще не написал более автобиографического романа, чем «Превращение».

7. Вы увидите гораздо больше, если будете спокойно сидеть, а не гоняться за идеями.

8. Сомнительно, что кто-то может написать хорошую художественную прозу, если пишет за компьютером, подключенным к интернету.

9. Интересные глаголы редко бывают интересными.

10. Прежде чем быть безжалостным к чему-то, нужно это полюбить.




Нил Гейман







1. Пишите.

2. Записывайте одно слово за другим. Находите верное слово, записывайте.

3. Заканчивайте то, что вы пишете. Что бы вам ни было нужно сделать для того, чтобы закончить, закончите.

4. Отложите написанное в сторону. Прочитайте это, как если бы вы никогда не видели раньше этого текста. Покажите друзьям, чье мнение вы уважаете и кому близок ваш взгляд.

5. Помните: когда люди говорят вам что-то неверно или не действует на них, они практически всегда правы. Когда они говорят, что именно неверно и как это исправить, они практически всегда заблуждаются.

6. Исправьте. Помните, что раньше или позже, прежде чем вы достигнете совершенства, вам придется отпустить этот текст, двигаться дальше и писать новый фрагмент. Совершенство – это как бежать за горизонтом. Продолжайте.

7. Смейтесь над собственными шутками.

8. Главное правило писателя: если то, что вы делаете, вы делаете уверенно, вы можете делать, что хотите. (Похоже, это правило для жизни вообще, не только для писательства. Но для писателей оно точно верно как никогда). Так что пишите вашу историю такой, какой она должна быть. Пишите честно, рассказывайте так хорошо, как можете. Я не уверен, что есть еще какие-то правила. Если и есть, они неважны.




Джойс Кэрол Оутс







1. Не пытайтесь удовлетворить «идеального читателя» – может, такой и есть, но он/она читает что-то другое.

2. Не пытайтесь удовлетворить «идеального читателя» – если только это не вы, возможно, где-то в будущем.

3. Будьте собственным редактором и критиком. Сочувствующим, но безжалостным!

4. Если только вы не пишете что-то очень авангардное, запутанное, беспорядочное или «темное», не забывайте о делении текста на абзацы.

5. Если только вы не пишете что-то очень постмодернистское – самоуверенное, наполненное авторефлексией и «провокационное», – не забывайте об использовании простых понятных слов вместо больших многосложных.

6. Помните слова Оскара Уйальда: «Немного искренности – опасная вещь, много же искренности - вещь, безусловно, роковая».

7. Сохраняйте легкость и надежду. Но готовьтесь к худшему.




Иэн Рэнкин







1. Читайте много.

2. Пишите много.

3. Учитесь быть самокритичным.

4. Учитесь, какую критику стоит принимать.

5. Будьте упорным.

6. Найдите историю, которую стоит рассказать.

7. Не сдавайтесь.

8. Изучите рынок.

9. Станьте счастливым.

9. Продолжайте быть счастливым.




Филип Пулман







Моё главное правило – отказываться от таких предложений, потому что это отвлекает меня от настоящей работы.




Подпишитесь на новости
Email *
Имя