Об Ирине Костриной, создающей сказочные миры для детей.

«Ира Кострина – сказочная художница. В её «почерке» всегда было этакое, можно сказать, хулиганство. Она никогда не была «зверино-серьёзной». Она смеялась картинками. Она была на одной волне и со мной, и с режиссёром Мишей Каменецким. Она – профессионал в мультипликации, которая предусматривает иронию и самоиронию». Так характеризует работу художника-постановщика Ирины Костриной писатель и сценарист Михаил Липскеров. Они вместе работали над мультфильмом «Волк и телёнок». «Меня всегда во всём устраивало то, что она делала. Всё было по сердцу, по душе. Как будет одет, например, Волк. Она вдруг придумала ему цилиндр…»

Правильно: цилиндр – головной убор джентльмена. Когда телёнок называет Волка мамой, в нём вдруг просыпаются отцовские чувства, желание накормить и воспитать хорошего «человека», у него появляется благородная цель. А цилиндр – характерный элемент костюма благородного человека.

«Мультфильм получился на 1 минуту больше, – рассказывает Михаил Липскеров, режиссёр призвал меня к себе, пришлось резать по живому. Жаль…»

Любой хороший мультфильм – волшебство. Он уносит ребёнка в мир, где добро побеждает зло, где всегда торжествует справедливость. Смотришь и постепенно начинаешь верить, что герои мультфильма, хоть и куклы, но – настоящие. Они живут самостоятельной жизнью, разговаривают с тобой на одном языке, они затрагивают самые важные чувства и нравственно и эмоционально выращивают зрителя.

Сказочная художница  
На студии «Союзмульфильм» Ирина Дмитриевна Кострина сделала несколько мультфильмов: «Самый маленький гном» (выпуск 2-й – 1980; выпуск 3-й – 1981; выпуск 4-й – 1983), «Волк и телёнок» (1984), «Исчезатель» (1987), «Карпуша» (1988), «Шарман, шарман!» (1992-1995).

Кроме восторженной любви зрителей, мультфильмы Ирины Костриной получали заслуженные награды на кинофестивалях: «Серебряного слона» в Бангалоре, 1-ый приз МФАК в Загребе, 1-ый приз МКФ в Буэнос-Айресе, «Серебряную премию» МКФ в Оденсе и т.д.

Если для съемок мультфильмов нужны куклы маленькие, чтобы их легко было передвигать, снимая на камеру каждый шажок, то для кукольного спектакля необходимы совсем другие куклы. На персональной семейной выставке Ирины Костриной в Москве в 2009 году посетители увидели куклы в человеческий рост!

Представляя их, Ирина Дмитриевна разговаривала с ними, как с живыми, наделяя и характером, и душой: «Ну что, моя хорошая, какое у тебя красивое платье получилось...». Куклы слушали её, глазели на всех подкрашенными глазами, и у посетителей и вправду создавалось впечатление, что они вот-вот заговорят.

«Всю жизнь я играю в куклы!» – так в своё время назвал свою книгу для малышей главный кукольник страны Сергей Владимирович Образцов. То же можно сказать и про Ирину Дмитриевну Кострину. Правда, она не столько играет (хотя и это может быть!), сколько придумывает их.

В 1960 году И. Д. Кострина закончила Горьковское художественное училище. И с тех пор оформила более 150 кукольных спектаклей в Москве и в других городах России: Саранске, Владимире, Ижевске. Но особые отношения у неё с Нижегородским Государственным академическим театром кукол. Более 40 лет Ирина Кострина сотрудничает с этим театром.

самый маленький гном самый маленький гном самый маленький гном


Сегодня в репертуаре любимого дошкольниками театра больше 40 спектаклей: Три поросенка и волк, Аистёнок и пугало, Слонёнок, Колобок и т.д. Есть спектакли для взрослых: Божественная комедия, Ханума. В отзывах зрители называют спектакли добротными, яркими и без модернизма. Достойный уровень. Хороший театр – детям нравится. Часто бывает аншлаг. И заслуга в этом, без сомнения, главного художника театра Ирины Дмитриевны Костриной.

Вот почему она всегда занята. Найти свободное время для иллюстрирования книг сложно, график работы в театре очень плотный. «Я сейчас сделаю спектакль… А вот закончу ближе к лету, тогда и возьмусь рисовать», – говорит Ирина Дмитриевна.

Яркий, сказочный кукольный мир художница переносит и в книжную иллюстрацию. Персонажи – неповторимые. Посмотришь на них и сразу скажешь: почерк Костриной. Современные родители называют иллюстрации милыми, прикольными…

В 1994 году издательство «Малыш» заказало Ирине Дмитриевне проиллюстрировать сказку Михаила Липскерова «Как волк телёночку мамой был». Книжечка с вырубкой по контуру, тоненькая, двадцать страничек. На каждой странице 2/3 площади занимает рисунок. Тираж книги был отпечатан и быстро распродан. С тех пор издательство много раз переиздавало сказку самостоятельно и в сборниках. Она вошла в список постоянно востребованной литературы для детей дошкольного возраста. После успеха тоненькой книжки про Волка и Телёнка, Ирина Дмитриевна проиллюстрировала и другие сказки Михаила Липскерова: «Самый маленький гном», «Уважаемый Леший».

Позже были проиллюстрированы почти все сказки Екатерины Георгиевны Каргановой («Жёлтик», «Песенка Мышонка»), сказки Дж.Ч. Харриса «Сказки дядюшки Римуса», сказки Сергея Козлова, сказочная повесть В. Афонина «Мымрёнок и чудо в перьях» и другие книги для малышей.

А ещё Ирина Дмитриевна в свободное время занимается живописью, графикой. Интернет сообщает, что её работы хранятся в коллекциях ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, Музее кукол ГАЦТК им. С. В. Образцова, Музее кино, Мемориальном музее А. С. Пушкина (Санкт-Петербург), Музее-заповеднике А. С. Пушкина (Болдино).

Удивительный художник кукольного театра, художник-постановщик мультипликационных фильмов, иллюстратор детских книг Ирина Дмитриевна Кострина в марте 2018 года отмечает юбилей.

В рамках Программы «Десятилетие детства» мы будем знакомить читателей, детей и их родителей с писателями, художниками, режиссёрами, библиотекарями, одним словом, всеми, кто работает на детство, кто отдаёт детям все свои знания и душевную теплоту.


Автор: Ольга Муравьёва
Главный редактор издательства «Малыш»