«Шинель» — фантастическая повесть Николая Гоголя с остросоциальным подтекстом, которая повлияла на развитие всего русского реализма. Это отразилось в своеобразном меме XIX века: «Все мы вышли из гоголевской шинели». Повесть входила в учебную программу советских школ. Сейчас с ней тоже обязан ознакомиться каждый российский школьник.
«Шинель» пользовалась популярностью у кинематографистов — она легла в основу известных фильмов, которые сняли итальянский режиссер Альберто Латтуада, британский режиссер Майкл Маккарти — главную роль в его фильме «Пробуждение» исполнил оскароносный американский актер Бастер Китон — и советский режиссер Алексей Баталов — главную роль в его экранизации сыграл Ролан Быков.
Гоголь начал работу над повестью в 1839 году во время пребывания в Италии. Одновременно он сочинял поэму «Мертвые души», которой отдавал большее предпочтение. Литератор принимался за написание «Шинели» трижды. Не бросать работу над повестью Гоголя убеждал его друг Михаил Погодин. В итоге писатель все же завершил произведение в 1841 году.
Как вспоминает литературовед Павел Анненков, на создание повести Гоголя вдохновил анекдот, который он услышал в одной компании. Главный герой истории — бедный чиновник — долго копил на дорогое ружье и потерял его во время первой же охоты. После этого он тяжело заболел и пошел на поправку лишь после того, как его близкие купили ему другое ружье. Этот анекдот позабавил всех присутствовавших, кроме Гоголя.
В отличие от других произведений, вошедших в цикл «Петербургские повести», «Шинель» не публиковалась в журналах и сборниках, а сразу была включена в собрание сочинений Гоголя, которое вышло в 1842 году.
Повесть была опубликована почти одновременно с поэмой «Мертвые души», к которой было приковано все внимание критиков. Именно поэтому «Шинель» некоторое время оставалась в тени других произведений Гоголя. О ней писали довольно мало, однако все упоминания были положительными. Виссарион Белинский отметил «глубину идеи и чувства», а также «зрелость художественного резца» автора. Александр Герцен высоко оценил «Шинель» за сочувствие Гоголя к «маленькому человеку», чья жизнь была отравлена нищетой и давлением общества. Николай Чернышевский в статье «Не начало ли перемены?» восхитился состраданием писателя к главному герою повести. Критики Степан Шевырев и Алексей Хомяков отдали должное стилистическому новаторству автора.
Однако настоящее признание пришло к «Шинели» несколько позже — во времена Федора Достоевского, которому приписывают фразу «Все мы вышли из „Шинели“ Гоголя». На самом деле ее автор — французский публицист Эжен Мельхиор де Вогюэ, который создал ряд критических статей о русских писателях. Но отрицать влияние «Шинели» на Достоевского и других авторов его поколения сложно — как ни странно, именно это фантастическое произведение повлияло на всех русских писателей‑реалистов, которые тоже были обеспокоены темой страдания «маленького человека».
Влияние «Шинели» распространилось и на авторов‑модернистов. К ней обращались такие писатели, как Андрей Белый, Франц Кафка и Элиас Канетти, а Рюноскэ Акутагава даже создал своего рода ретеллинг повести Гоголя — рассказ «Бататовая каша».
Гоголь Николай Васильевич
Автор начинает повесть с описания Акакия Акакиевича Башмачкина. Это титулярный советник маленького роста, рябой, морщинистый, с большой залысиной, рыжий, подслеповатый и с нездоровым цветом лица. Автор подробно останавливается на необычным даже по меркам XIX века имени героя. Когда он родился — в ночь на 23 марта — его матери предлагали различные имена в соответствии с календарем. Имена были исключительно экзотические — Соссий, Моккия, Хоздазат, Трифилий, Дула, Варахасий, Павсикахий и Вахтисий — поэтому мать решила назвать Башмачкина в честь его отца Акакием. После крещения младенец заплакал и стал гримасничать так, будто бы уже предчувствовал, что ему уготована судьба мелкого чиновника.
Башмачкин жил в маленькой съемной квартире в самом непрестижном районе Санкт‑Петербурга. У него не было ни семьи, ни друзей. Работа Башмачкина состояла в переписывании документов. Он любил эту работу и часто брал ее на дом. Однако ничем больше он заниматься не смог. Однажды начальство попросило его исправить одну бумагу, но Башмачкин испугался и попросил дать ему привычную работу по переписыванию документов. После этого Башмачкину ничего более ответственного не поручали. Коллеги не уважали Башмачкина, постоянно унижали его и заставляли выполнять работу, которую он не должен был выполнять. Башмачкин в ответ лишь говорил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».
Главным предметом шуток сослуживцев стала одежда Башмачкина — он носил потрепанные вещи, в том числе дырявую шинель. С наступлением холодов он стал в ней замерзать, поэтому отнес ее в починку Петровичу — одаренному портному, который был известен своей тягой к спиртному. Петрович ответил Башмачкину, что залатать шинель невозможно, и нужно сшить новую. Он запросил сумму, которая была слишком большой для бедного чиновника. Башмачкин дождался момента, когда портной напился, и сторговался с ним на меньшую сумму. Однако и она оказалась слишком большой — у героя была лишь половина этой суммы. Накопить остаток ему удалось с помощью экстремальной экономии — Башмачкин стал ходить на цыпочках, чтобы не стаптывать подошвы, перестал пить чай, отказался от свечей, стал реже стирать белье и перестал надевать его дома, чтобы не изнашивать.
В итоге Башмачкину удалось накопить нужную сумму, и Петрович пошил ему новую шинель. Когда Башмачкин пришел на работу в новой шинели, сослуживцы это заметили. Они предложили ему устроить вечер в честь обновки, однако у Башмачкина не осталось на это денег. Но ему удалось избежать конфуза: один из чиновников пригласил всех, включая Башмачкина, к себе в гости на именины. Там коллеги обступили Башмачкина и стали делать ему комплименты, поскольку в новой шинели он стал выглядеть гораздо лучше.
Башмачкин впервые в жизни расслабился и почувствовал себя хорошо. Однако вскоре он решил, что ему пора домой, и покинул именины раньше других гостей. Чиновник настолько поверил в себя, что на улице решил поухаживать за некоей красивой дамой. Но счастье Башмачкина продлилось недолго — на безлюдной площади к нему подошли огромные усатые люди, которые заявили, что шинель принадлежит им. Они отобрали шинель у Башмачкина и толкнули его в снег.
Башмачкин сообщил об ограблении частному приставу — так в то время называлась одна из полицейских должностей. Тот окончательно сконфузил Башмачкина, поскольку интересовался не подробностями ограбления, а тем, почему тот оказался на улице в столь поздний час. Башмачкин ушел от частного пристава в растерянности.
На работу чиновник пришел в старой изношенной шинели. Часть коллег снова начала унижать Башмачкина, другая же часть начала ему сочувствовать. Сослуживцы попытались собрать для Башмачкина деньги на новую шинель, но сумма получилась незначительной. Один из коллег посоветовал ему отправиться к значительному лицу, которое могло бы дать ход делу о поиске шинели. Башмачкин отправился к значительному лицу, однако оно мало того, что не помогло ему, так еще и сделало выговор. Башмачкин отправился домой. По дороге он замерз в своей старой шинели и простудился. Через несколько дней Башмачкин умер. На работе о нем вспомнили лишь на четвертый день после его похорон.
После смерти Башмачкина около Калинкина моста появился странный призрак, который отбирал у прохожих шинели. Частный пристав не мог его успокоить. Однажды призрак отобрал шинель у значительного лица. После этого ограбления прекратились, а значительное лицо стало вести себя гораздо скромнее.
Гоголь Николай Васильевич
Гоголь Николай Васильевич
Гоголь Николай Васильевич
Гоголь Николай Васильевич
Терц Абрам
Казиник Михаил Семенович
Отрошенко Владислав Олегович
Латунова Ольга Владимировна
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.