Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Серебряный век: измены, групповые браки и диссы на коллег

Серебряный век: измены, групповые браки и диссы на коллег

29.09.2023

Серебряный век — переломный период в истории русской литературы. В конце XIX — начале XX века в обществе созрел четкий запрос на политические и культурные перемены, ответом на который стали произведения талантливых писателей. Они не боялись смелых экспериментов ни в творчестве, ни в личной жизни и оставили после себя богатое литературное наследие, которое так или иначе повлияло на всех современных авторов. В этой статье мы подготовили десять фактов об этой бурной и противоречивой эпохе.

  1. Футуризм — одно из самых ярких направлений поэзии Серебряного века. Однако возник он не в России — основы этого направления сформулировал итальянский писатель Филиппо Маринетти в статье «Манифест футуризма». Он призывал отказаться от традиций старого искусства, синтаксических правил и логических связей. Во главу угла новой художественной концепции автор манифеста поставил прогресс во всех его проявлениях, агрессию и бунт.

    Идеи Маринетти вызвали оживленную дискуссию среди европейской интеллигенции. Многие творцы посчитали их руководством к действию. Другие же критиковали деструктивность некоторых положений манифеста, таких, как культ войны и презрение к женщине. Немецкий мыслитель Эрих Фромм назвал программу Маринетти «некрофилией».

    Смущало содержание манифеста и русских поэтов. Они охотно приняли предложение разрушить прошлое — как они сформулировали это в собственном манифесте: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности». Однако отечественным футуристам были чужды милитаристские идеи и женоненавистничество. Настолько, что они постарались отгородиться от итальянских коллег даже в терминах — долгое время они предпочитали называть себя не «футуристами», а «будетлянами».

    В дальнейшем идеологический разрыв между русским и итальянским футуризмом лишь увеличивался. Будетляне исповедовали левые идеи, большинство из них поддерживали социализм. Маринетти же примкнул к правым, тесно сотрудничал с Бенито Муссолини и стал одним из ключевых идеологов итальянского фашизма.

  2. Вражда Сергея Есенина и Владимира Маяковского — один из самых живучих мифов Серебряного века. На самом деле поэты попросту ревновали к славе друг друга, поэтому не упускали случая поддеть коллегу в своих произведениях. В очерке «Железный Миргород» Есенин назвал поэмы Маяковского о США «бездарными». Тот же ответил ему в стихотворении «Юбилейное», окрестив «балалаечником».

    Однако за пределы творчества это соперничество не выходило — в жизни поэты приятельствовали и тепло отзывались о стихах друг друга. Есенин хотел присоединиться к творческому объединению ЛЕФ, лидером которого был Маяковский, а тот неоднократно хвалил коллегу в литературных кругах. Он же откликнулся на смерть товарища пронзительным посвящением, которое потом проанализировал в программном тексте «Как делать стихи», добавив несколько воспоминаний о Есенине.

  3. Есенину удалось породниться с классиком русской литературы Львом Толстым — он женился на его внучке Софье. Для нее это был второй брак, для поэта — третий. Однако семейная жизнь не принесла им счастья — они развелись, не прожив и года. Вскоре Есенин покончил с собой, а Толстая посвятила жизнь сохранению памяти о нем и своем дедушке.

  4. Маяковский панически боялся бактерий — по‑научному этот страх называется мизофобией. Она появилась у поэта еще в детстве — его отец уколол палец булавкой, когда сшивал бумаги, и умер от заражения крови. С тех пор Маяковский очень внимательно относился к личной гигиене. Настолько, что порой поражал этим знакомых, называвших его самым брезгливым человеком на свете.

    Возлюбленная поэта Вероника Полонская вспоминала, что он никогда не трогал лестничные перила, а дверные ручки открывал только с помощью платка. В пивных он долго проверял, насколько хорошо вымыты кружки, и даже самостоятельно протирал их. Пил же из них, держась за ручку левой рукой — Маяковский считал, что левшей намного меньше, чем правшей, поэтому выше вероятность, что противоположная сторона кружки осталась чистой.

  5. Эгофутурист Игорь Северянин был очень остер на язык. В романе в строфах «Рояль Леандра (Lugne)» он зло и едко прошелся по многим коллегам‑литераторам. Особенно досталось Николаю Гумилеву и членам его объединения «Цех поэтов» — в отношении них Северянин использовал неологизм «бездарь», который затем прочно закрепился в русском языке. Правда, с другим ударением — поэт образовал его от слова «бездарность» и, по аналогии с ним, сделал ударной гласную «а».

  6. Однако самым язвительным и конфликтным писателем Серебряного века можно по праву назвать первого русского нобелиата Ивана Бунина. В отличие от большинства современников он не был экспериментатором, а придерживался традиционных взглядов на литературу, семейные ценности и общественную жизнь. Именно поэтому он критиковал коллег, порой весьма жестко. Так, он называл Максима Горького и Маяковского «пропагандистами советской власти», Леонида Андреева упрекал в невнимательности к деталям, а Цветаеву — в излишней эмоциональности. Доставалось и другим писателям, которых Бунин разносил в письмах, критических заметках, личных дневниках и кулуарных беседах. Многие отвечали Бунину тем же — из‑за этого в литературных кругах за ним прочно закрепилась репутация высокомерного сноба.

    Тем не менее, в глубине души Бунин был довольно добрым человеком. Он покровительствовал Владимиру Набокову и Валентину Катаеву на заре их карьеры, после получения Нобелевской премии помогал деньгами многим нуждавшимся литераторам — в том числе Александру Куприну и Владиславу Ходасевичу, а в годы Второй мировой войны с риском для жизни укрывал в своем доме евреев.

  7. В молодости Анна Ахматова была очень гибкой. Чтобы произвести впечатление на знакомых, она любила с невозмутимым лицом закинуть ногу за шею и коснуться ею затылка. Для усиления эффекта поэтесса после этого читала стих о змее.

  8. Серебряный век — время экспериментов не только в искусстве. Литераторы пытались переосмыслить отношения между мужчиной и женщиной. Это привело к появлению множества любовных треугольников среди представителей творческой интеллигенции.

    Самый известный из них — сожительство семьи Осипа и Лили Брик с Маяковским. Поэт влюбился в Лилю при первой же встрече и посвятил ей поэму «Облако в штанах», которую Осип напечатал за свой счет.

    Вскоре все трое начали жить вместе — Брики восхищались творчеством Маяковского, а он восхищался Лилей. Однако участие в этом странном союзе не мешало поэту заводить романы на стороне, от которых у него даже появились дети.

    Другой известный любовный треугольник — союз поэта Александра Блока, его жены Любови Менделеевой и писателя Андрея Белого. Блок очень любил супругу — но исключительно в платоническом смысле. Сначала ее это смущало, потом стало раздражать. Поняв, что переделать мужа не выйдет, Менделеева ответила на ухаживания его друга Белого, страсть которого была не возвышенной, а вполне земной и понятной ей.

    Некоторое время Менделеева металась между мужем и любовником. Однако последний был слишком настойчив и требовал определиться. Это отпугнуло девушку, которая решила вернуться к мужу. Тот отнесся к изменам жены и своему невольному участию в любовном треугольнике философски — попросту проигнорировал их. Белый же долго не мог успокоиться, посылал десятки писем Менделеевой и Блоку и даже собирался вызвать его на дуэль. В конце концов Белый остыл, а Менделеева оставалась с Блоком вплоть до его смерти.

  9. Современники приписывали Ахматовой и Блоку роман. Причина — поэты посвящали друг другу проникновенные стихи. Сама Ахматова эти слухи опровергала. Однако они оказались настолько живучими, что преследовали ее до самой смерти. Поэтесса относилась к ним с юмором — шутила, что могла бы написать книгу «Как у меня не было романа с Блоком».

  10. Осип Мандельштам и Марина Цветаева — еще одна знаменитая пара Серебряного века, о которой ходило множество слухов. Впрочем, небезосновательных — их общение вполне могло иметь романтическую подоплеку.

    Впервые поэты встретились на крымской даче их общего друга Максимилиана Волошина. Знакомство вышло поверхностным и искра между ними не проскочила. Затем Цветаева приехала в Санкт‑Петербург — хотела показать свои стихи Ахматовой. Однако встретиться им не удалось. Зато Цветаева пообщалась с Мандельштамом и поняла, что нашла в нем родственную душу. На память о встрече поэт подарил ей сборник своих стихотворений с автографом.

    После этого Мандельштам первый раз в жизни приехал в Москву. Его проводником по городу стала Цветаева. Они много времени проводили вместе и посвящали друг другу нежные стихи. Цветаева была очарована талантом Мандельштама, а он — ей самой. Стоит отметить, что девушка тогда уже была замужем за Сергеем Эфроном.

    Несколько месяцев поэт жил, разрываясь между Петербургом, в котором были его друзья, и Москвой, в котором его ждала возлюбленная. Цветаева подарила Мандельштаму серебряное кольцо‑печатку с надписью «Адам и Ева под древом познания добра и зла». Однако через некоторое время их отношения охладели — Цветаева вернулась к своему мужу, а Мандельштам через несколько лет женился на Надежде Хазиной, благодаря которой до потомков дошли многие его стихи.

Комментариев ещё нет
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
/
Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации