
Повесть — это жанр прозы, который по своему объему занимает промежуточное положение между рассказом и романом. Повесть — это произведение, которое, как правило, сосредоточено вокруг жизни центрального персонажа, характер которого раскрывается в череде событий, расположенных чаще всего в хронологическом порядке. Обычно повесть охватывает небольшой промежуток времени и не содержит побочных сюжетных линий — именно в этом ее главное отличие от романа.
С течением времени термин «повесть» менял свое значение. В Древней Руси так называли документальные произведения — например, «Повесть временных лет». Начиная с XVII века «повестями» стали называть и художественные произведения, в том числе стихотворные. Так, поэму «Демон» Михаил Лермонтов называл «восточной повестью», а произведения из цикла «Повести Белкина» Александра Пушкина с сегодняшней точки зрения скорее напоминают рассказы. Термин «повесть» в современном его понимании устоялся лишь во второй половине XIX века.
В этом материале представляем вам лучшие повести русских писателей.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» — более известные как «Повести Белкина» — цикл повестей Александра Пушкина, в который вошли пять произведений: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка». Цикл был опубликован в 1831 году и стал прозаическим дебютом Пушкина, уже ставшего к тому моменту самым известным русским поэтом.
Все произведения цикла объединяет личность их мнимого автора — простодушного молодого помещика Ивана Белкина, который преждевременно скончался от болезни. Сборник предваряет предисловие, написанное от лица мнимого издателя, который после смерти Белкина собрал и напечатал его работы. Помимо издателя и Белкина, Пушкин использовал в сборнике еще четыре литературных маски: сюжет «Смотрителя» был сообщен титулярным советником, «Выстрела» — подполковником, «Гробовщика» — приказчиком, а «Барышни-крестьянки» — девицею.
Эти литературные маски были нужны Пушкину для игры с читателями и достижения дополнительного комического эффекта. Так, автор в одном из писем вспоминает, что его друг Евгений Баратынский «ржет и бьется», читая «Повести Белкина». И хотя современному читателю такая реакция может показаться неочевидной — или вовсе неуместной — она была вполне закономерной. Каждая из повестей — своего рода пародия на определенный жанр или даже на целое литературное направление: «Выстрел» — на романтизм, «Метель» и «Станционный смотритель» — на сентиментализм, «Барышня-крестьянка» — на чувственно-идиллическую повесть, а «Гробовщик» — на готическую. В предисловии Пушкин заставляет издателя противоречить самому себе, и заметившего эти противоречия читателя они изрядно развеселят.
Также в текстах повестей автор оставляет иронические отсылки к известным произведениям того времени — например, «Лафертовская маковница» Антония Погорельского — которые сейчас уже практически забыты. Эпиграфы Пушкин тоже выбирал с ироническим прищуром — например, строчка из стихотворения Гаврилы Державина в начале «Гробовщика» комически контрастирует с его содержанием.
Несмотря на очевидные достоинства, современники Пушкина встретили «Повести Белкина» довольно прохладно. Большая часть критиков сочла, что проза автора недостойна его поэтического гения. Даже симпатизировавший Пушкину Белинский высказался о «Повестях Белкина» довольно резко. Признание к сборнику пришло несколько позже. Федор Достоевский был восхищен им. Не меньший восторг цикл вызвал у Льва Толстого, который, по его собственному признанию, перечитал его семь раз. Но самым преданным фанатом пушкинской прозы оказался Сергей Довлатов, который, согласно его книге «Заповедник», перечитал «Повести Белкина» тридцать раз.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» — сборник повестей Николая Гоголя, его дебют в прозе. В книгу вошли восемь произведений о Малороссии. В первый том, опубликованный в 1831 году, были включены «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница» и «Пропавшая грамота». Во второй том, опубликованный годом позже, вошли «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» и «Заколдованное место». Сборник получился разножанровым — в нем есть реалистические, фантастические и сатирические повести, а также страшные повести.
Подобно Пушкину в «Повестях Белкина», Гоголь использует в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» несколько рассказчиков. Собирателем историй и издателем выступает пасечник Рудый Панько, основным рассказчиком — дьяк Фома Григорьевич, который поведал сюжеты повестей «Вечер накануне Ивана Купала», «Пропавшую грамоту» и «Заколдованное место». Рассказчиком в «Сорочинской ярмарке» и «Майской ночи» выступил гороховый панич, в повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» — Иван Степанович Курочка, а в повести «Страшная месть» — неназванный по имени рассказчик, собиратель жутких историй.
Эти персонажи понадобились Гоголю для обоснования стилистических различий между повестями — например, манеру горохового панича, в котором угадывался сам автор, отличал излишне вычурный язык — а также для придания дополнительного комического эффекта — так, жена Курочки заворачивает в листы повести пирожки, из-за чего читатели так и не узнают ее концовку, а Фома Григорьевич в «Вечере накануне Ивана Купала» бесконечно ссылается на других рассказчиков из числа своих родственников, чем сбивает читателей с толку и изрядно их веселит.
Критика встретила дебют Гоголя положительно. Пушкин отметил его развитое чувство юмора. Баратынский отметил необычайный талант Гоголя. Белинский пришел от сборника в восторг и посулил его автору большое будущее. Были и отрицательные рецензии: критик Николай Полевой счел, что автор не имеет ничего общего с Малороссией, а писатель Михаил Загоскин сетовал на «неправильность» языка Гоголя, который использовал в тексте множество диалектизмов.
«Крейцерова соната» — повесть Льва Толстого, самое скандально известное его произведение. Главный герой истории Василий Позднышев в порыве ревности убивает свою жену. Он пытается осмыслить как произошедшее, так и саму природу брака, по ходу повествования делая саркастичные замечания о природе любви и феминизме. В послесловии к повести Толстой рассуждает о природе полового влечения, рассматривая его в качестве причины ряда социальных проблем, среди которых проституция, супружеские измены и домашнее насилие. Брак Толстой воспринимал как уступку похоти и призывал ограничивать половое влечение даже между супругами.
«Крейцерова соната» вызвала широкий общественный резонанс. Провокационные идеи и излишне откровенный тон повести сделали ее главным культурным событием конца 1880-х — начала 1890-х годов. Ее обсуждали все — от мещан, многие из которых были далеки от литературы, до членов императорской семьи.
Из-за скандального характера повести Толстому долго не удавалось добиться разрешения на ее публикацию, поэтому она распространялась нелегально. Цензура запретила произведение, и только ходатайства высокопоставленных родственников Толстого перед императором Александром III позволили снять этот запрет. Однако государь все же не разрешил напечатать повесть отдельным изданием — она вышла только в составе собрания сочинений Толстого. В США же произведение было запрещено, а будущий президент страны Теодор Рузвельт назвал его автора извращенцем. В своих критических оценках он был не одинок. Многие сторонники Толстого также отвернулись от него. Даже Антон Чехов: признав художественные достоинства повести, обвинил своего коллегу в невежестве относительно вопросов физиологии.
«Записки из подполья» — повесть Федора Достоевского, опубликованная в 1864 году. В центре истории — безымянный «подпольный человек», отставной госслужащий, который пытается постичь работу человеческой психики и спорит с идеями известных философов и ученых XIX века — Николая Чернышевского, Ивана Сеченова, Чарлза Дарвина и Томаса Мальтуса. Первая часть повести посвящена рассуждениям главного героя, вторая часть рассказывает о его взаимоотношениях с проституткой Лизой. «Записки из подполья» органично дополнили ряд почвеннических работ Достоевского.
Сначала «Записки из подполья» не вызвали практически никакой реакции ни у читателей, ни у критиков. Одним из немногочисленных исключений стала статья «Литературные мелочи» Михаила Салтыкова-Щедрина, в финальной части которой, получившей название «Стрижи», он высмеял и «Записки из подполья», и почвеннические взгляды Достоевского в целом.
Широкую известность повесть получила в XX веке. Она стала предтечей философии экзистенциализма, вдохновив Франца Кафку, Жана-Поля Сартра и Альбера Камю. Также она оказала серьезное влияние на известных отечественных литераторов — Максима Горького, Дмитрия Мережковского, Василия Розанова и Михаила Бахтина. Владимир Набоков назвал повесть «квинтэссенцией достоевщины», поскольку в ней ярчайшим образом представлены темы, стереотипы и интонации Достоевского.
Арсеньев Владимир Клавдиевич
Булгаков Михаил Афанасьевич
Карамзин Николай Михайлович
Лесков Николай Семенович
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.