Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Самый честный юрист в мире: история Джека Брайгенса из романов Джона Гришэма

Самый честный юрист в мире: история Джека Брайгенса из романов Джона Гришэма

29.07.2022

В августе в редакции Neoclassic выходит роман Джона Гришэма «Время милосердия» — третья книга о молодом адвокате Джеке Брайгенсе и продолжение дебютного и самого популярного романа автора «Пора убивать». В нашей статье мы рассказываем историю появления первого произведения и дальнейших дел главного героя.

Основано на реальных событиях

В 1984 году молодой юрист Джон Гришэм оказался свидетелем крайне мерзкого дела. Молодого парня судили за изнасилование двух сестер 16 и 12 лет. Злодей пробрался в дом, когда там не было никого из взрослых, жестоко надругался над обеими жертвами, избил их до полусмерти и оставил умирать. Обе девочки выжили, но вряд ли смогли когда‑либо забыть пережитый ими кошмар.

Позднее Гришэм вспоминал, что, когда младшая из сестер давала показания, все плакали, а он сам пожалел, что при нем нет пистолета.

«На месте их отца я бы попросту пристрелил подонка».

Признавался писатель

Дело не выходило у молодого юриста из головы. Гришэм стал размышлять. А что, если бы отец девочек таки убил мерзавца? Смог бы он избежать наказания? А если бы насильник был белым, а его убийца — черным? Существуют ли вообще случаи, когда убийство оправдано, а закону следует смотреть в другую сторону? И ко всем ли обвиняемым по подобным делам закон отнесется одинаково? И Гришэм начал писать.

Долгий путь к печати

Гришэм потратил на создание дебютного романа три года. Поскольку все дни ему приходилось присутствовать в суде, каждое утро он вставал в пять утра и писал по несколько часов, после чего отправлялся на основную работу.

Когда роман наконец был готов, Гришэм начал рассылать его по издательствам. И везде получал отказ. По его подсчетам, от 20 до 30 издателей отказали начинающему писателю в публикации, прежде чем права на роман приобрело Wynwood Press.

Книга «Пора убивать» вышла тиражом в пять тысяч экземпляров без какой‑либо рекламной поддержки. Естественно, ее релиз прошел совершенно незамеченным. Продажи были настолько плохими, что Гришэм грузил нераспроданные экземпляры в багажник своей машины и лично развозил по библиотекам, умоляя комплектаторов выставить их на полках.

Впрочем, неудачи не останавливали Гришэма. Несмотря на прохладный прием «Поры», автор продолжал писать, и две его следующие книги, «Фирма» и «Дело о пеликанах», стали бестселлерами. И тут‑то издатели вспомнили о первом произведении автора.

Wynwood Press к тому моменту уже успело обанкротиться, но другие издательства выкупили права на «Пора убивать» в мягкой обложке и выпустили тираж в полтора миллиона экземпляров. Роялти был настолько большим, что позволил автору навсегда забыть об юридической карьере и сосредоточиться на написании новых книг.

Пора убивать

В маленьком южном городке двое белых приятелей жестоко насилуют десятилетнюю темнокожую девочку. Мерзавцы пытаются избавиться от нее и сбрасывают тело малышки в канаву, но несчастной удается выжить и дать показания. Обоих насильников ловят, но отец девочки убивает их прямо в коридорах здания суда.

Защищать убийцу поручают молодому и амбициозному адвокату Джеку Брайгенсу. Доказать непричастность клиента к преступлению у него не получится, но он все равно рассчитывает добиться оправдательного приговора, настаивая на убийстве в состоянии аффекта. Правда, это будет непросто: жители преимущественно белого городка настроены против обвиняемого, да еще и местные лидеры Ку‑Клукс‑Клана пытаются оказать давление на следствие, присяжных и самого Брайгенса.

Брайгенс идет в кино

За пару лет Гришэм превратился в автора первой величины, а киностудии наперебой боролись за права на экранизации его романов. За три года были представлены зрителям три из четырех первых произведений писателя. Над экранизацией романа «Клиент» работал режиссер Джоэл Шумахер. На съемочной площадке он познакомился с автором первоисточника, и Гришэм стал доверять его чутью.

Именно поэтому, когда в 1996 году Шумахер предложил экранизировать дебютный роман писателя, тот согласился, зная, что режиссер будет верен духу рукописи. Однако оставался незакрытым вопрос поиска исполнителя главной роли. Поскольку Брайгенс как минимум частично основан на самом Гришэме, писателю было крайне важно увидеть в этой роли кого‑то особенного. Слухи сватали на роль Джейка всех известных тяжеловесов того времени, но Гришэм решительно отметал одну кандидатуру за другой.

Начинающий актер Мэттью Макконахи изначально должен был сыграть в «Поре» эпизодическую роль одного из насильников. Однако узнав, что Шумахер никак не может отыскать исполнителя главной роли, он выдвинул свою кандидатуру. Режиссер предложил дерзкому актеру пройти экранный тест, и, когда его пробы увидел Гришэм, мгновенно осознал, что нашел своего Джейка Брайгенса.

Экранизация романа «Пора убивать» заработала в прокате 152 миллиона долларов, а Макконахи больше никогда не приходилось перебиваться эпизодическими ролями.

Мэттью Дэвид Макконахи

Мэттью Дэвид Макконахи

Джек Брайгенс возвращается

Для многих «Пора убивать» так и осталась лучшей книгой Гришэма, и практически на каждой встрече с читателями автору задавали вопрос: не собирается ли он рассказать о новом деле Джека Брайгенса? Гришэм почти не писал сиквелов, и на протяжении четверти века неизменно отвечал, что, возможно, когда‑нибудь в будущем он и вернется в Клэнтон, но пока что ему никак не приходит в голову подходящая идея.

А затем такая идея появилась. В 2013 году в продажу поступил роман «Время прощать» (в дословном переводе — «Платановая долина»). Автор признавался, что решение вернуться к своему самому известному персонажу далось ему нелегко, а его жена и вовсе сочла это плохой идеей. Она сказала ему:

«Подумай, прошло уже 25 лет, ты уже давно не занимаешься юридической практикой, а нам не нужно беспокоиться о том, как заплатить за аренду. Ты уверен, что тебе удастся сделать продолжение настолько же аутентичным, как первую книгу?»

Но Гришэм был уверен. Сюжет «Времени милосердия» существенно отличается от первой книги: на этот раз Брайгенс ведет дело о наследовании. Однако все остальные составляющие успеха первой части: напряженная судебная драма, непопулярный клиент и расколовшееся на две части общество — остались неизменными.

Наследие и наследники

Перед тем как покончить жизнь самоубийством, зажиточный южанин Сет Хаббард составил новое завещание, в котором оставил двух своих детей практически без гроша в кармане, а все состояние отдал темнокожей служанке.

Сын и дочь Хаббарда из кожи вон лезут, чтобы доказать: составляя новое завещание, их отец был не в своем уме. Однако Брайгенс, которого отстаивать интересы служанки попросил перед смертью сам Хаббард, намерен убедить присяжных в том, что у бизнесмена имелись веские причины поступить именно так. Пусть сам он и понятия не имеет, в чем эти причины заключались.

Третий заход

В 2020 году Гришэм снова вернулся в Клэтон, и на этот раз новое дело Джека Брайгенса очень напоминало то, с которым ему пришлось разбираться в «Поре убивать». Как и в первой книге, у подростка Дрю Гэмбла были все причины покончить с новым хахалем своей мамы: всякий раз, напившись, он избивал подружку, приставал к сестре Дрю и третировал самого пацана. Однако мотивы убийства не отменяли факт самого преступления. Более того, пусть Дрю и его обидчик были белыми, жертва также числился помощником шерифа с идеальным послужным списком, жалобы на его поведение никогда не поступали. А по существовавшим тогда законам за убийство сотрудника правоохранительных органов подростку светил электрический стул.

Как и в первой книге, Джек едва сводит концы с концами. Как и в первой книге, роль адвоката подсудимого выглядит крайне непривлекательной: общество настроено против подростка, и в худшем случае Джек, выступив защитником убийцы полицейского, может распрощаться со своей практикой. Однако деваться некуда: судья сам назначает Брайгенса защитником со стороны штата, а это значит, что за весь процесс он заработает столько, сколько он обычно берет за пару первых консультаций. Да, покрыть долги это дело точно не поможет.

В интервью Гришэм рассказывает, что Джек Брайгенс может существовать только в таком маленьком городке, как Клэнтон: в любом большом городе его амбиции и стремление к справедливости быстро померкнут под гнетом цинизма окружающих. А значит, Джек никогда не покинет Клэнтон. А вот читатели вполне еще могут туда вернуться, если Гришэму придет в голову еще одна идея.

***

Джек Брайгенс стал настолько популярным и любимым персонажем, что почти не пишущий сиквелы Гришэм создал о нем уже три романа и одну повесть, вошедшую в состав сборника Sparring Partners. А где есть три романа, вполне могут быть и другие, а значит, у нас еще есть шансы снова вернуться в Клэнтон. Главное — не откладывайте первый визит туда.

Комментариев ещё нет
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
/
Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации