Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Самая умная научная фантастика
15.12.2022
Научная фантастика, она же НФ или Sc‑Fi от английского science fiction, — поджанр фантастики, который основан на творческих допущениях в точных, естественных и гуманитарных дисциплинах. Адепты научной фантастики предлагают читателям свои версии дальнейшего пути технического прогресса, хода эволюции и развития общества. Один из краеугольных элементов жанра — научное открытие. Это может быть изобретение новой технологии, обнаружение нового вируса или контакт с внеземной цивилизацией — главное, что после этого жизнь человечества меняется навсегда.
Отдельные элементы научной фантастики можно найти в древних текстах: в «Метаморфозах» Овидия или «Сказках тысячи и одной ночи». Например, в одной из них есть деревянный конь, управляемый с помощью клавиш, на котором можно долететь до Солнца. Но все‑таки в них речь идет, скорее, о магии, нежели о науке и технологиях.
Толчком к появлению жанра стала промышленная революция XIX века: изобретение парового двигателя, механизация производства и развитие транспорта, появление паровозов и пароходов, а также активное строительство водных каналов. На заре научной фантастики писатели чаще всего опирались на уже существующие технологии и достаточно строгую научную базу, а центром сюжета становились новые открытия и изобретения. Такую научную фантастику называют твердой или жесткой — калька с английского hard science fiction. Наиболее узнаваемые ее представители — Жюль Верн, Герберт Уэллс и Станислав Лем. Этот поджанр был хорошо развит в Советском Союзе, поскольку отлично вписывался в государственную политику — к другим же видам фантастики цензура относилась с подозрением. Наиболее яркими советскими фантастами стали братья Стругацкие и Александр Беляев.
Для ранней научной фантастики характерно позитивное настроение: писатели считали, что прогресс позволит человечеству решить все проблемы. Но с течением времени среди литераторов появились скептики, которые стали сомневаться, что достижения науки можно использовать исключительно во благо. Их опасения с блеском подтвердила история XX века. Череда социальных потрясений: войны, революции и приход к власти диктаторских режимов — спровоцировала интерес к жанру антиутопии — описанию несправедливого устройства общества, которое тесно связано с научной фантастикой, ведь в большинстве случаев для удержания власти и подавления людей используются плоды технического прогресса. Такие общества описаны в романах «Мы» Евгения Замятина, «1984» Джорджа Оруэлла и «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли.
Киберпанк — еще один поджанр научной фантастики, раскрывающий негативные стороны развития технологий. В отличие от антиутопий, он сосредоточен не на деградации общественных отношений, а на упадке человеческой культуры. Для киберпанка характерно описание отрицательных последствий чрезмерной урбанизации и технологического прогресса: разрастание городских трущоб, которое приводит к неконтролируемому росту преступности, появление биороботов и киборгов, с которыми люди не могут научиться сосуществовать, а также все увеличивающаяся роль искусственного интеллекта, которая со временем может привести к печальным для человечества последствиям. Границы между реальным и виртуальным мирами в киберпанке часто размыты, что приводит к видоизменению привычных для читателя норм морали. Наиболее яркие представители киберпанка — Брюс Стерлинг, Майкл Суэнвик и Нил Стивенсон.
В силу особенностей жанра чаще всего научная фантастика рассказывает о будущем. Но возможен и другой вариант: писатель показывает, что было бы, если в прошлом что‑то пошло бы иначе. Например, как выглядел бы современный мир, если развитие технологий остановилось бы на уровне XIX века. На этом основаны такие поджанры НФ, как стимпанк, в котором упор сделан на паровые машины и различные механизмы, и ретрофутуризм — взгляд писателей прошлого на технологии будущего.
Несмотря на относительную молодость жанра, многие авторы научной фантастики уже стали признанными классиками мировой литературы, а их герои прочно вошли в популярную культуру. Но есть множество менее известных представителей жанра, с чьими произведениями обязательно стоит познакомиться. Представляем вам подборку небанальной интеллектуальной научной фантастики, которая точно не оставит вас равнодушными.
Первая жертва
Аннотация
«Первая жертва». В конце ХХI века цивилизация пребывает в состоянии, близком к агонии. Войны и неконтролируемое загрязнение окружающей среды привели к тому, что урожаи скудны, промышленность еле дышит, а население объято унынием и не видит ни малейшего просвета впереди. В чью‑то светлую голову приходит идея создания грандиозного шоу — арендованный картелем богатеев карибский остров Аркадия становится местом проведения смертельной Охоты. Любой гражданин из любой страны мира может принять в ней участие — как в качестве охотника, так и в качестве жертвы. Выигрыш — десятки тысяч долларов и всемирная слава, сравнимая со славой звезд Голливуда. И вот обычный парень из крохотного поселка в Аризоне отправляется на Аркадию попытать счастье.
Кроме «Первой жертвы», в состав сборника входит «Человек за бортом», а также повести «Майрикс» и «Охотники каменных прерий», события которых происходят во вселенной, созданной Айзеком Азимовым.
Однажды, вечерней порой, жители Лондона с интересом наблюдали необычное явление — зеленый звездный дождь, озаривший все небо. Наутро свидетели загадочного явления проснулись слепыми, а вскоре стало ясно, что зрения лишилось почти все население Земли. <
В мире грядут большие перемены. Те немногие, кто сумел сохранить зрение, получают почти безграничную власть и доступ к накопленным человечеством ресурсам. Но беда, как известно, не приходит одна — и в действие вступает третья сила: триффиды, разумные хищные растения, способные передвигаться и охотиться на людей. Сложная система безопасности, созданная для сдерживания очень ценных, но чрезвычайно опасных растений, дает сбой, и триффиды вырываются на свободу...
«Куколки»
Книга, которая произвела на любителей фантастики СССР оглушительное впечатление; многие всерьез считали, что роман написали братья Стругацкие. Более того — по рукам ходил любопытный самиздатовский «перевод» под названием «Христолюди», в котором в текст Уиндема были вставлены цитаты, заимствования и отсылки к произведениям Стругацких. Одно из лучших антиутопическиих произведений НФ XX века!
«Отклонениям от нормы» нет места в селениях новых пуритан — потомков немногих, кто выжил в ядерной катастрофе, постигшей человечество. Детенышей животных, обнаруживших малейшие признаки мутации, уничтожают. С человеческими младенцами обходятся «милосерднее» — их просто стерилизуют и вышвыривают в дикие джунгли, на милость прочих прозябающих там одичавших мутантов. Но все ли «отклонения» могут распознать беспощадные судьи‑проповедники и их фанатичная паства? Незаметно для них подрастают дети, обладающие мощным паранормальным даром...
Кома запирает пациента больницы внутри причудливых сновидений, претворяющихся в новые жизни — жизнь неотесанного Варвара в причудливой сказке, жизнь на Мосту — гигантском строении, вмещающем тысячи странных событий и фантастических созданий. Можно ли выбраться из этих призрачных не‑жизней? Можно. Превращаясь и превращая, снимая с себя слой за слоем прежние иллюзии и надежды, обретая единственно верные человеческие черты...
Вчера странный человек по имени Дэнни Уэйр решил покончить с собой... а потом передумал и решил объяснить, почему, по его мнению, стоит все же продолжать жить.
Жить в заброшенном соборе где‑то на окраине Глазго, общаясь только с пьяницей и изрядно потрепанной «ночной бабочкой».
Жить, скрывая от всего мира, что двадцать лет назад он, отшельник и забулдыга, был лидером и басистом одной из величайших групп в истории рок‑н‑ролла.
Что же привело его в заброшенный собор? Что сделало тем, кем он стал?..
Когда Робин просыпается в клинике с практически полным отсутствием каких‑либо воспоминаний, он довольно быстро понимает, что кто‑то хочет его убить. На дворе двадцать седьмой век, смерть побеждена, между звездами путешествуют через врата телепортов, а конфликты решаются с помощью сетевых червей, которые переписывают человеческое сознание. И с ранней версией Робина, судя по всему, поступили именно так. Пытаясь сбежать от преследования, он добровольно соглашается отправиться в искусственно созданное, замкнутое общество, призванное изучить Темные Века, то есть конец XX — начало XXI столетия. По условиям эксперимента каждому его участнику создают новую личность, никак не связанную с предыдущей. Но спасение довольно быстро оборачивается настоящей ловушкой, а научное исследование — подлинным кошмаром. И теперь Робин оказывается под полным контролем экспериментаторов — а еще во власти своей неуравновешенной психики...
Филип Хосе Фармер (1918–2009) — американский писатель‑фантаст, визитной карточкой которого стали эпатаж и приверженность к авантюрно‑фантастическим сюжетам.
Его «Любовники» были отвергнуты рядом крупных издательств, в том числе знаменитым Джоном У. Кемпбеллом, редактором «Удивительной научной фантастики», однако читатели встретили творение молодого автора с восторгом, свидетельство чему — «Хьюго»‑1953, «самому многообещающему новому автору».
В последующие годы Фармер упрочил свою репутацию бунтаря и мечтателя. Он публиковал «сексуально‑фантастические» романы в порноиздательстве «Эссекс Хаус». Он поссорился с Куртом Воннегутом, сделав автором своего произведения Килгора Траута, альтер эго Воннегута. Он возродил к жизни Филеаса Фогга и Тарзана, придав классическим литературным героям грубой телесности и одарив их способностями настоящих супергероев. Он создал ряд удивительных циклов: «Речной мир», «Многоярусный мир», «Мир дней», странные и привлекательные сюжеты которых не одно десятилетие восхищают читателей.
«Любовники» и «Плоть» — ранние романы Ф. Х. Фармера, наполненные социальной сатирой на серую пуританскую Америку и невероятными приключениями героев, попавших в ловушку собственной сексуальности.
Пятьдесят лет назад древняя теократическая цивилизация ссеан вступила в контакт с людьми и за прошедшие годы значительно изменила человеческое общество. Бывший посол землян на !ссе, Лукас Хильдебрандт, решил найти способ противостоять влиянию инопланетян и добился того, что задумал, но в то же время непреднамеренно коснулся самой темной тайны своих непобедимых противников. Изза его действий в казалось бы незыблемой церкви пришельцев, средоточии их культуры, начинается борьба за власть, а за разгорающимся конфликтом следит что‑то иное, холодный и равнодушный разум, который таился в глубинах космоса, но теперь решил действовать. Сам же Лукас пытается наладить контакт с оружием, которое хотел обратить против ссеан,— телепатом с другой планеты. Но как разговаривать с тем, кому известна любая твоя мысль, любой страх? Как заставить слушать того, кто знает о тебе все, а сам остается загадкой?
Это Мир9, смертельная планета, совершенно чуждая человеку. Здесь под песками скрываются миллионы неожиданностей, которые только и ждут своих жертв; прячутся невиданные монстры, огромные и зловещие. Здесь таинственная болезнь поражает плоть, превращая ее в сталь, исполинские цветы питаются ржавчиной, дюны из огненных песков становятся смертельной ловушкой, смерчи обретают разум, а в небесах летают странные биомеханические гибриды.
Здесь живут люди, они превратили Мир9 в царство машин, металла и ржавчины. По пескам ходят огромные корабли, вмещающие десятки людей, они охотятся на местную фауну и связывают между собой отдельные города. Робредо — один из таких кораблей, чудо инженерной мысли, невероятный механизм, который способен сберечь свой экипаж даже в случае аварии. И когда она происходит, поначалу все идет по плану. Но вскоре команда понимает, что Робредо разумен и придерживается совсем иных взглядов на человечество. Так начинается самая страшная одиссея Мира9, в которой людям придется бороться не только с враждебным миром вокруг, но и с тем, что должно было их защитить. Так начинается легенда о Робредо, монстре, которого жители этой планеты еще долго не забудут. Но это лишь одна из историй, ведь Мир9 полон невероятных чудес и жутких кошмаров.
История XIX века изменилась, когда Чарльз Бэббидж создал аналитическую машину, запустив кибернетическую революцию, и к 1930‑м годам в Европе уже появились компьютеры, интернет, электронная почта и активное сетевое общение. Веймар, 1942 год. Здесь находится Управление национальной безопасности, которое со времен Вильгельма II контролирует активность в глобальной сети и имеет доступ ко всем данным, которые когда‑либо создавались гражданами Германского рейха, будь то банковские операции, встречи, электронные письма, дневниковые записи или выражения мнений на Немецком форуме. В нем работает программистка Хелена Боденкамп, дочь знаменитого на всю Германию хирурга и евгеника. Ее личная преданность режиму начинает рушиться под воздействием личных обстоятельств и одновременно она узнает, что начальник ее отдела, Ойген Леттке, сын героя Первой мировой войны, начинает использовать систему в собственных целях. Только ни он, ни она еще не подозревают, на что способны новые технологии в исторических условиях Германии 1930–1940‑х годов и насколько страшными могут быть технологии, кажущиеся такими привычными.
Миротворческий контингент государства Рамма поддерживает порядок в Ремарке, пустынной стране, еще недавно охваченной войной. Поначалу люди, живущие тут, принимали рамманцев как освободителей, но сейчас считают главными врагами. В такой ситуации капрал Маркус Трент выживает на рутинной современной войне, о которой никто не говорит, ведь официально рамманская армия помогает местному населению, а не ведет с ним боевые действия. Но когда его подразделение направляют в пустыню Саладх, где по разведывательным данным замечена активность повстанцев, оно сталкивается со странными и необъяснимыми явлениями. Здесь исчезают люди, после контакта с таинственными шаровыми молниями солдаты начинают страдать синдромом Котара, считая себя мертвыми, не работает связь, по ночам в пустыне мерцают огромные зеленые и синие огни, а сам Маркус начинает слышать в голове механический голос, который говорит ему ужасные вещи. Ни командование, ни сами солдаты не подозревают, что вскоре им придется столкнуться с нечеловеческим разумом. Они еще не знают, что помимо своей воли будут поставлены перед самым страшным выбором в своей жизни, и мало кто из них выйдет из этого столкновения живым.
Сюжет романа построен на остром соперничестве двух выдающихся иллюзионистов второй половины ХIХ века. Вражда, зародившаяся в ранней молодости, превращает их жизнь в бесконечное состязание. С годами желание одержать окончательную сокрушительную победу над соперником становится нестерпимым, а борьба приобретает такой накал, когда уже все средства хороши, и в ход идут кража чужих секретов, подсказки зрителям при исполнении номера, откровенный срыв представления. Но каждый по‑прежнему остается виртуозом в своем деле и непрерывно совершенствует мастерство, изобретая все новые и новые изощренные трюки.
И вот уже оба успешны, богаты и достигли небывалых высот в искусстве иллюзиона. Высот, за которыми проходит граница реальности. Но один из них готов пойти еще выше...
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Политика публикации отзывов
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
2. Мы за вежливость
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
3. Ваш отзыв должно быть удобно читать
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
6. Отзыв – место для ваших впечатлений
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
7. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
8. Мы уважаем законы РФ
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.