Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Русский футуризм: пощечина общественному вкусу

Русский футуризм: пощечина общественному вкусу

27.09.2023

Футуризм — модернистское течение в европейской поэзии начала XX века. Название для него придумал итальянский писатель Филиппо Маринетти. В 1909 году он выпустил «Манифест футуризма», в котором призвал отказаться от старого искусства и заменить его принципиально новыми формами. По мнению писателя, молодые творцы должны вдохновляться красотой прогресса — так, гоночную машину он считал прекраснее античных статуй.

Идеи Маринетти повлияли не только на литераторов, но также на художников и философов. Выход манифеста стал важным этапом развития европейского модернизма и привлек огромное количество последователей. С особым восторгом его встретили в предреволюционной России, где запрос на политические перемены совпал с запросом на перемены культурные.

Однако, несмотря на очевидную схожесть идеологических платформ, русские футуристы стремились отмежеваться от своих европейских коллег. В первую очередь это проявилось в самоназвании. Поэт Велимир Хлебников предложил неологизм «будетляне», образованный, как и его итальянский аналог, от слова «будущее». Помимо Хлебникова, в объединение будетлян вошли поэты и художники Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Алексей Крученых и Василий Каменский. Также к ним примыкал и известный авангардист Казимир Малевич. Практически все будетляне участвовали в работе группы «Гилея».

В 1910 году будетляне издали альманах «Садок судей». Он был напечатан на обоях — «мещанской коже обывательских квартир», под которой «вместо клопов да тараканов» поселились «молодые, юные, бодрые стихи». Тексты были набраны без ятя, твердого знака, фиты и ижицы. Таким образом авторы сборника фактически предвосхитили орфографическую реформу, которая произошла лишь восемь лет спустя. Альманах вызвал оживленную полемику в литературных кругах. Валерий Брюсов счел его проявлением мальчишества и дурновкусия, тогда как на Николая Гумилева сборник произвел положительное впечатление — особо высоко он оценил оригинальные неологизмы.

Еще одной значимой публикацией стал сборник «Пощечина общественному вкусу». Помимо стихов в него вошел одноименный манифест, в котором члены «Гилеи» провозгласили новые художественные принципы и заявили о намерении порвать с предшествующей им литературной традицией. Они призвали «бросить Пушкина, Толстого, Достоевского и проч. и проч. с Парохода Современности». Примечательно, что Маяковский, который был одним из авторов манифеста, очень уважал творчество Пушкина, но презирал низкопоклонство других литераторов перед его гением. Наиболее четко Маяковский сформулировал это в посвященном Пушкину стихотворении «Юбилейное»: «Я люблю вас, но живого, а не мумию».

Члены «Гилеи» пропагандировали смелые эксперименты над рифмой и ритмикой стиха. Наиболее экстремальную форму они приобрели в зауми Хлебникова и Крученых. Они буквально придумали новый язык — передавали эмоции и смыслы через неожиданные сочетания звуков. Особое внимание уделяли футуристы и презентации своих стихов. На концертах они вычурно одевались и намеренно провоцировали публику вызывающим поведением.

Литературоведы разделяют русский футуризм на несколько направлений. Членов группы «Гилея» принято относить к кубофутуристам — несмотря на то, что у каждого из них был собственный уникальный авторский стиль. Помимо них, существовал кружок эгофутуристов во главе с Игорем Северяниным. Их стихи отличало обилие неологизмов и иностранных слов, склонность к мистической тематике и привычка к самовосхвалению. Последнее наиболее ярко выражено в начале стихотворения «Эпилог» лидера эгофутуристического движения: «Я, гений Игорь Северянин...». Также эгофутуризм был представлен литературной группой «Мезонин поэзии», лидером которой был Вадим Шершеневич. К футуристам можно отнести и группу «Центрифуга», самыми известными участниками которой были Николай Асеев и Борис Пастернак.

История русского футуризма сравнительно коротка — он стал угасать после Октябрьской революции. К 1930‑м годам часть представителей течения эмигрировала, часть была репрессирована, некоторые поэты умерли, другие занялись собственным творчеством вне манифестов и объединений. Несмотря на это, футуризм заметно повлиял на дальнейшее развитие русской литературы. Именно им вдохновлялись имажинисты и члены ОБЭРИУ. Позже к наследию футуристов обращались представители сибирского панка, в том числе Егор Летов, и участники рэп‑объединения «Антихайп».

Облако в штанах

Маяковский Владимир Владимирович

Во весь голос

Маяковский Владимир Владимирович

Спички судьбы

Хлебников Велимир Владимирович

Полутораглазый стрелец

Лившиц Бенедикт Константинович

Комментариев ещё нет
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
/
Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации