Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Изменить привычки ребенка: это реально?

Изменить привычки ребенка: это реально?

24.08.2020

Для многих мам и бабушек ребенок‑малоежка — настоящая проблема. Их родительские инстинкты заставляют кормить ребенка чуть ли не силой. В большинстве случаев родительские опасения совершенно не оправданны. Иногда чрезмерное и неправильное кормление приводит к нарушению обмена веществ и высокому риску приобретения ребенком лишнего веса. Но бывает, что ребенок‑малоежка не мнимая психологическая проблема родителей, а вполне реальный симптом существования отклонений от норм питания. В таком случае надо принимать грамотные меры по восстановлению здорового питания ребенка.

Для определения проблем с питанием, прежде всего, надо набраться знаний и провести анализ сложившейся ситуации. Для этого понадобятся советы Александры Ситновой — нутрициолога и сертифицированного специалиста по питанию детей, придерживающийся современных принципов доказательной медицины.

Купить книгу «PRO питание детей. Без слез и уговоров» на сайтеBook24.ru

Скидка 12% при покупке на book24. Используйте промокод БЕЗСЛЕЗ.

Новая книга Александры описывает все этапы правильного прикорма детей, начиная от рождения и до 5 лет. Все этапы прикорма разделены на отдельные главы, что очень удобно. В том числе есть главы, посвященные малоежкам.

Мы публикуем выдержки из книги «PRO питание детей. Без слез и уговоров» Александры Ситновой о том, кто такие малоежки, как определить малоежку и откуда они берутся. В следующих материалах вы узнаете какие риски ведет за собой недоедание, как этого не допустить и как устранять подобные проблемы на разных этапах.

выдержки из книги
«PRO питание детей. Без слез и уговоров»

Изменить привычки ребенка: это реально?

И как же его менять, этот рацион, ведь ребенок ничего не ест из того, что мы ему предлагаем, или требует привычную еду.

В случае малоежек знакомство с новой едой состоит из нескольких этапов:

  • видит, как продукт едят остальные члены семьи, привыкает видеть этот продукт;
  • спокойно относится к наличию продукта у него в тарелке, но не пробует: отодвигает или просто игнорирует;
  • трогает продукт, ковыряет вилкой или ложкой, но пока не ест;
  • откусывает кусочек, но не глотает: выплевывает молча или говоря, что невкусно;
  • соглашается попробовать кусочек еще раз;
  • иногда ест продукт, «несколько укусов»;
  • ест продукт по аппетиту.

Этот путь кажется нереальным или очень длинным, и действительно, на изменения могут уйти несколько месяцев или даже год. Ведь вашему ребенку нужно изменить привычки, которые он формировал всю свою жизнь, и альтернатив которым он не знает.

Иногда ребенок отказывается от любой еды, ставит взрослым условия, выдвигает требования о внешнем виде еды, месте приема пищи. Обычно родители в этой ситуации измотаны постоянной борьбой и попытками накормить, их пугает фраза ребенка «тогда я вообще не буду есть».

И здесь на помощь семье придет понимание, что ребенок действительно может не есть, отказаться и выйти из‑за стола. Важно изменить ритуал, отказаться от уговоров и не соглашаться на условия ребенка: если он просит яблоко и требует нарезать его в форме мишек в два часа ночи — получает отказ и спит дальше. При этом родители сами садятся за стол по привычному режиму, едят обычную еду и приглашают за стол ребенка, без уговоров: если ты голоден, на столе есть еда.

Можно позвать ребенка за стол дважды, если вы очень переживаете, но не упрашивать, не привлекать внимание к еде. Пригласите его за стол так, как вы приглашаете гостей (наверняка вы не рассказываете им, что этот рис в чашке — просто такие специальные красивые макарошки для маленьких ротиков? Вот и ребенку не нужно).

Если ребенок отказался от еды, ее нужно выбросить. Не доедать, «чтобы не пропало», не убирать в холодильник «завтра разогрею». Важно выбросить порцию, которую вы наложили ребенку, и к которой он не притронулся (а может, потыкал в еду вилкой). Вы ведь не доедаете за гостями?

Да, вам жалко своих трудов, продуктов, денег. Но так вы еще и учитесь накладывать ребенку столько, сколько он готов съесть.

Важно организовать полезные перекусы. Они могут быть по запросу, но из числа полезной еды и без уговоров. Важно убрать набеги на шкаф со сладким каждые 10 минут (лучше вообще убрать сладкое из дома), а дать ребенку возможность каждые два часа съесть овощ, фрукт, что‑то злаковое или белковое.

Вам страшно, что ребенок будет голодать сутки, двое... Вы боитесь голодных обмороков. Если ребенок здоров, их не будет. Ребенок не будет голодать. Он будет что‑то пить, есть какие‑то небольшие порции еды (кусочек фрукта, кусочек хлеба — что‑то, что есть и в его сегодняшнем рационе), и как только договорится с собой — начнет есть более разнообразную пищу. Вы не лишаете ребенка еды — даете ему возможность поесть.

Этот метод возможно применять к детям только старше 2–2,5 лет, которые едят только при выполнении родителями набора условий.

Если проблемы с питанием лежат в категории рвоты при виде еды, невозможности глотать, неумении жевать — применяются иные методы.

Многие малоежки не едят еду кусочками: только жидкую или однородную пищу.

Подросшие здоровые дети, которые не едят кусочки, делятся на две группы:

  1. не ест кусочки никакие вообще и никогда, давится всем, что отличается от пюре. Это проблема жевания, и она решается знакомством с кусочками по одному: как и у самых маленьких, в каждое кормление вы даете один маленький мягкий кусочек своей рукой (двумя пальцами). Каждый день, в каждый прием пищи, пока ребенок не съест один. Как только ребенок съел первый, вы начинаете добавлять еще по одному в начале и в конце каждого кормления. И так пока ребенок не привыкнет. На привыкание к еде кусочками у деток, которые не умеют жевать, уходит от недели до месяца. Дальше в течении 3–4 месяцев малыш постепенно переходит на еду кусочками;
  2. не ест кусочки овощей, фруктов, давится кашей, но печеньем и мороженым — никогда. Это проблема поведения, и она решается педагогически. У ребенка остается один прием пищи однородной едой, остальные — кусочки как у родителей. Можно поесть или отказаться до следующего приема пищи, при этом сладкие перекусы исключаются, а еда предлагается по режиму. Единственная пюреобразная пища за день загущается:
  • сначала до густого пюре, не стекающего с ложки, а падающего комочком;
  • потом до еды, хорошо размятой вилкой;
  • дальше до еды, состоящей из мягких маленьких кусочков (размером с овсяные хлопья);
  • затем до еды с кусочками крупнее.

Можно не есть, отказаться и поесть что‑то другое... но тоже кусочками.

Ко мне обратилась мама трехлетнего мальчика, который ел только протертую еду: детские каши, супы‑пюре. От любой еды кусочками он отказывался, если это было не печенье. Малыш собирался в детский сад, и у нас было чуть больше месяца, чтобы попробовать что‑то изменить.

Мы начали с режима: ребенку необходимо было понять, когда будет еда. Мы добавили к привычной однородной каше немного взрослых хлопьев, тоже разваренных, но создавших более «грубую» консистенцию, а в супы‑пюре стали добавлять семечки и крупы.

Конечно, малыш был недоволен изменениям: говорил, что не будет это есть, соглашался на несколько ложек или уменьшенную порцию, пока однажды не сказал, что каша ему понравилась. Родители были уверены в себе: ведь они твердо решили изменить ситуацию, малыш эту уверенность заметил и понял, что еда — нестрашно, кусочки — неопасно, трогать и пробовать — нормально.

Через месяц он отправился в сад, умея есть неоднородную еду, хоть и с ограниченным рационом. На момент написания этой главы он пробует фрукты — не в соках, не в смузи, а кусочками.

Конечно же есть детки, которым еда кусочками дается тяжело: малышам с аномалиями ротовой полости, языка, зубов, пищевода, нарушениями психологического/психического развития требуется помощь врача.

Ребенку 2–3 года, но он ест только грудное молоко, смесь или пьет молоко из бутылочки? И в этом случае есть решение проблемы, и оно не в одномоментном отказе ребенку в молочном питании. Как и с младшими детьми, молочное питание ограничивается, подчиняется режиму и переводится за стол. Мы не лишаем еды, ограничиваем на уровне 2–2,5 стаканов молочного питания, которое ребенок будет пить из чашки, сидя за столом.

Этого достаточно, чтобы не получить обезвоженного и сверхголодного ребенка. И этого достаточно, чтобы ребенок ощутил «хочу есть». Да, в 2–3 года это важное и нужное ощущение. В этом возрасте уже поздно учить есть через интерес, кормя молочным до сытости. В период прикорма мы тратим примерно год на то, чтобы ребенок начал есть прикорм с аппетитом. В 3 года этого года у нас нет — ребенок каждый день получает недостаточно питательных веществ, каждый день его жевательный аппарат не тренируется.

«Молочным» детям важен режим: каждые 1,5–2 часа. Накрываем на стол, зовём, выбрасываем, перед дневным и ночным сном предлагаем молочное питание из кружки.

Скорее всего ребенок будет протестовать, требовать бутылочку в кровати, но не получив — начнет учиться пить сидя. Кому‑то потребуется день или два, кто‑то еще неделю или чуть дольше будет пить за столом, но из бутылочки.

Важно дать ребенку научиться есть иначе, чем он привык, не лишая еды, а меняя ритуал. Начал учиться — можно уменьшать порции молочного питания, хоть это нужно и не всегда. Ребенку также важны совместные приемы пищи с родителями, понятная еда в тарелке и возможность выбрать что‑то из имеющегося на общем столе.

Важное замечание: разводить смесь пожиже, разбавлять молоко — опасно. Ребенок пьет привычный объем, но получает все меньше энергии. Он не понимает прямо сейчас, что голоден, дефицит питания наступает постепенно. При отсутствии другого питания получается «эффект медленно сваренной лягушки»: организм медленно приходит к критичному дефициту питания.

Дети‑малоежки часто едят мало овощей и фруктов, и именно здесь родители ищут работающий рецепт.

Я дам вам несколько, а вы выбирайте тот, который подойдет именно вам.

  • Дети, которые едят хотя бы один овощ или фрукт легче пробуют новое по принципу цветового сходства и консистенции: яблоко и груша, морковь и батат, банан и (как не удивительно) картофель. Если ваш ребёнок ест что‑то одно — к его привычной порции добавьте один кусочек нового. Когда ребёнок привыкнет и попробует, добавьте второй кусочек этого же овоща или фрукта. Каждую неделю или две на тарелке с привычным может появляться похожее новое.
  • Тарелка с овощами или фруктами, поставленная на стол за 10–15 минут до основного блюда, увеличивает потребление овощей и фруктов почти на треть: как у детей, так и у взрослых. Помните о двух подходах к столу? Сделайте первым овощной или фруктовый. При этом важно сесть за стол с ребенком и есть, не акцентируя внимание на новом, не уговаривая, не предлагая пробовать. Овощи и фрукты, которые вы ставите на стол вместе с основным блюдом или после него, ваш малоежка скорее всего проигнорирует.
  • Если ребенок пьет соки, это огромный шаг на пути к овощам и фруктам. Предлагайте ему фруктово‑овощные смеси, готовьте соки дома. Отличной альтернативой сокам будут смузи: детям нравится закидывать компоненты в блендер и делать вжжжжик! Возможно, первые смузи малыш полностью отдаст вам, потом оближет ложку, сделает глоток... и привыкнет к новым вкусам.
  • Если ваш ребенок ест только готовые овощи — вам почти не о чем беспокоиться. Готовые овощи сохраняют клетчатку и значительное количество витаминов и минералов. Максимально сократите время приготовления и готовьте крупными кусками — это добавит пользы.

Малоежки едят много сладкого. Иногда сладкое становится единственной пищей. Почему так происходит? Когда ребенок ест выборочно или маленькими порциями, ему обещают десерт, конфетку, пирожное — лишь бы доел. Ребенок каждый день в каждый прием пищи получает порцию сладостей.

Чтобы ребенок съедал больше, ему подслащивают пищу, дают запивать еду сладкими напитками. К ежедневным 2–3 порциям сладостей добавляется 2–3 ложки сахара или иных подсластителей.

Страх оставить ребенка голодным толкает маму на кормление сладким: пусть съест хоть что‑то! Хотя бы молоко с печеньем! Хоть бисквит со сладким йогуртом. Только поешь!

В этом случае возможны две тактики:

  1. полная отмена сладостей в рационе ребенка и семьи, если с удовольствием ребенок ест только печенье, конфеты и другие сладости.

    Попытки ограничить сладкое в этом случае всегда приводят к нервным поискам, требованию «еще»;

  2. постепенное уменьшение сладости питания: если ребенок ест молочные продукты, каши, но только подслащенные, в течение 2–3 недель количество сахара уменьшается до минимального.

    Как только ребёнок перестает насыщаться сладким, то начинает есть другую еду. Сначала это сладкие фрукты или сухофрукты, потом различная выпечка и макароны, постепенно питание ребёнка станет разнообразным и несладким.

Один из моих малоежек был любителем сладкого. Если ему отказывали в сладостях, соглашался на картошку‑фри, но перед этим падал на пол со слезами. Решение убрать сладкое далось родителям трудно: ведь им пришлось ограничить и себя.

В рационе малыша остались сладкие йогурты (которые были смешаны с натуральными), сладкие фрукты и возможность отказаться от другой еды. Уже через неделю добавился хлеб и менее сладкие фрукты, огурцы и морковка, позже макароны.

Мальчик начал приходить за стол, интересоваться едой, выходить из‑за стола и возвращаться, если всё же решил поесть. Он начал есть понемногу всё, что ест семья.

Через 1,5 месяца работы малыш заболел, оказался в больнице, где вернулся к сладкому — нам всегда хочется накормить повкуснее болеющих детей. После выписки из больницы мама была готова к новому витку битвы со сладким, но она не понадобилась. Сын привык к обычной несладкой еде дома и легко согласился есть то, что едят родители. Сладкое вернулось в жизнь семьи — но не как замена фруктам, овощам, злакам, а как один из вариантов вкуса, маленькими порциями и без переживаний.

Запрещенные методы для малоежек и разборчивых едоков

Дать «Малоежку».

Детский напиток «Малоежка» — это «вкусный питательный напиток, который нравится детям» и который «не предназначен для детей со сложностями кормления или нарушениями роста и развития из‑за каких‑либо заболеваний». В России его дают детям «и в реанимации, и при серьёзных заболеваниях, и как прикорм». Интересно, что внутри?

Калорийность: 100 ккал на 100 мл. Такая же, как у любой молочной каши. И чуть выше, чем у банана и картофеля. Усиленное питание? Это точно не оно.

3 г белка на 100 мл. «Обычное молоко» содержит 3,2— 3,5 г белка на 100 мл. 3 гр белка — это одна баночка творожка «Агуша» или столовая ложка «с горкой» взрослогтворога. Источник белка? Тоже нет.

Жиры — не больше, чем в 1/2 стакана молока или чайной ложке любого масла.

Углеводов как в 2/3 стакана риса? Только в рисе нет двух чайных ложек сахара, а в «Малоежке» есть.

Витамина А столько же, сколько в 250 г брокколи? Откровенно, брокколи — это не самый богатый витамином А продукт. Ребенку дошкольного возраста достаточно 1 куриного желтка или одной небольшой морковки или 100 г манго или абрикосов, чтобы суточная потребность была удовлетворена.

Витамина С как в среднем яблоке? Но ребенку достаточно небольшого мандарина. Или 2 столовых ложки любой капусты.

100 мг кальция. Суточную потребность ребенка покроют всего 2–3 порции молочных продуктов в день, не обязательно «особых».

Железо — в детском обогащенном молоке Тёма железа в 1,5 раза больше.

«Малоежка» — это сладкое жидкое молочное питание, которое не поможет привить полезные привычки вашему ребенку, а вот зависимость от сладкого вызовет совершенно точно.

Убрать все перекусы

«Убрать все перекусы, чтобы ребенок начал есть» — совет, знакомый всем мамам, чьи дети едят «не по норме». И ребенка начинают приучать к режиму, кормя 3 раза в день с перерывами 4,5–5 часов.

В большинстве случаев это не улучшает аппетит, но приводит к насильным кормлениям. Если раньше на перекусах мама была уверена: что‑то поел, то теперь она не может не

накормить. Убирая все перекусы, родители создают дефицит питания: ребенок с «плохим» аппетитом не может поесть впрок. Дефицит питания ухудшает настроение, приводит к капризам, отказу от еды, нарушает сон.

И что же делать?

  • Убирать не перекусы, а продукты: сладости, соки, сладкие молочные продукты, сладкую выпечку, мясные полуфабрикаты.
  • Добавить приемы пищи правильными продуктами: 6 раз по 2 столовых ложки ребенку комфортнее съесть, чем стакан за раз.

Не давать десерт, если не ест суп

Дети, которые получают десерт строго после основного блюда, чаще переедают и едят больше добавленного сахарах и насыщенных жиров.

Дети предпочитают сладкий вкус и любят блюда с насыщенными жирами. Эти предпочтения часто используются, чтобы стимулировать детей есть больше и доедать основное блюдо до конца. Было проведено исследование, в котором детям предлагали увеличенные на 50% порции основных блюд и десерт вместе с блюдом или после него:

  • бóльшая порция сама по себе не привела к большему количеству съеденного;
  • при подаче десерта после еды дети съедали на 30% больше основного блюда и на 15% больше десерта, чем если десерт был предложен вместе с основной едой;
  • подача десерта после основного блюда увеличила общий объем съеденного и при увеличенной порции почти на 20% в сравнении с обычной;
  • из десерта дети получали от 50 до 70% от общей калорийности приема пищи.

Получая десерт вместе с основным блюдом, дети ели до точки сытости, а не по наличию еды на тарелке. Использование десертов после еды приводит к притуплению чувства голода и насыщения, регулярному перееданию как в отдельные приемы пищи, так и в течение дня, и к росту потребления добавленного сахара и насыщенных жиров.

Спрятать нелюбимый продукт

В порыве подружить ребенка с теми или иными продуктами, мамы и бабушки начинают прятать их в блюдах:

  • потереть на терке кабачок в котлеты;
  • смолоть в кашицу лук, добавляя его в суп;
  • варить супы‑пюре, где каждый ингредиент неразличим;
  • смешать кашу с фруктами, чтобы каша была незаметна.

Добавляя секретный ингредиент в блюда нужно помнить, что рано или поздно ребенок обнаружит ваш маленький секрет.

Одни дети перестанут доверять и откажутся даже от привычных блюд, где ничего не спрятано. Другие начнут тщательно ковырять в тарелке и следить, что мама добавляет в блюда. Третьи спокойно воспримут дополнительный компонент блюда.

Как отреагирует именно ваш ребенок — предсказать нельзя. Чем сильнее его отказы от тех или иных продуктов, тем ярче может быть реакция на спрятанный компонент, и тем больший набор блюд попадет под подозрение. Даже если мы обманули ребенка один раз, и обман был раскрыт, ребенок перестанет верить на слово и станет подозревакой.

А если у меня не получится?

Изменить питание ребёнка‑малоежки порой непросто: нужно менять свои привычки, проявить твердость и не сворачивать с пути, несмотря на откаты. Иногда коррекция питания занимает несколько недель, а иногда затягивается на полгода и дольше.

Хочется сказать: «С моим ребенком не работает это всё! Перерастет!»

Хорошая новость: к каждому ребенку можно найти ключик, и большинство стандартных способов изменить питание при небольшой «подгонке» работают со всеми здоровыми детьми.

Плохая новость: уверенность мамы, что ничего и никто не поможет, мешает ребенку изменить своё поведение.

Если ничего не работает, то часто это:

  • желание поменять питание ребенка, не меняя своих привычек: «Как отучить ребёнка от сладкого, если в холодильнике всегда стоит торт, в шкафу конфеты и перестать это покупать — не вариант?»
  • стремление починить ребенка без усилий, чтобы само. Таблетки для аппетита? Их не существует;
  • нехватка терпения. Первая попытка, отказ, откат, каприз — опускаем руки, забывая, что привычка формировалась месяцами, и месяцы же понадобятся, чтобы ее изменить: «Мы попробовали сегодня кормить без уговоров — есть не начал, пришлось опять уговаривать и обещать десерт»;
  • упускать важное в погоне за быстрым результатом: «Мы выполняем все рекомендации, оставили только мультики, а он всё равно не хочет есть»;
  • страх, что станет хуже. Сейчас ребенок хотя бы ест — с уговорами, криками, сладким, но ест. А если я перестану кормить, начнутся голодные обмороки!

Встав на путь изменений — нужно идти до конца, чтобы не проходить этот путь каждый раз снова и снова и не делать его сложнее и длиннее.

Вы боитесь — это нормально. Ребенок пытается вернуть всё как было — это нормально.

Постепенный результат — это нормально.

«Перерастет» — это опасная ловушка, которая заставляет родителей терять время. Вместо того, чтобы сегодня и сейчас, пока ребенку 9—12—18 месяцев, исправить его питание, взрослые принимают решение ждать. Ожидание усугубляет проблему: если ребенок ел под мультики месяц, ему легко отвыкнуть от них. Если ел 2–3 года — почти сверхусилие.

Да, без сомнения, после окончания так называемого «второго детства» (8–12 лет), питание ребёнка может измениться без наших усилий. Но может и не измениться или измениться в худшую сторону.

Если в год, три и даже пять применимы простые методы коррекции рациона — ограничение вредного, овощные и фруктовые тарелки, совместные трапезы, то к 8–12 годам «не переросшие» дети — пациенты диетологов и психиатров. По разным оценкам с различными расстройствами питания 22—30% детей, в том числе 8—10% с тяжелыми. И более 80% детей едят недостаточно овощей и фруктов.

Вам может казаться, что у вас не получится. Но не попробовав, вы не узнаете.

Ребенок — малоежка


Покупайте книгу «PRO питание детей» со скидкой 12% в магазине book24 по промокоду БЕЗСЛЕЗ. Приобретайте другие издания серии «Доктор блогер» по промокоду БЛОГЕР.

Комментариев ещё нет
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
/
Возможно будет интересно

Наследие

Сорокин Владимир Георгиевич

Пнин

Набоков Владимир Владимирович

Сокровища кочевника: Париж и далее везде

Васильев Александр Александрович

Пингвины зовут

Прайор Хейзел

Что таится за завесой

Вудс Харпер Л.

Уничтожить

Уэльбек Мишель

Возвращение не гарантируется

Корецкий Данил Аркадьевич

Цикады

Володина Ася

Окно призрака

Харди Камрин

Тень и искры

Арментроут Дженнифер

Позже

Кинг Стивен

Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации