Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Пятничные чтения: «Рюриковичи. История первой династии»

Пятничные чтения: «Рюриковичи. История первой династии»

31.03.2023

Удивительно, но тайна появления Рюрика на Руси до сих пор не разгадана. Поиски истины в этом вопросе нередко становятся предметом споров как историков, так и обычных россиян. Ведь великая династия правила этими землями на протяжении почти восьми веков. За это время наше государство развивалось, переживало территориальные, культурные и структурные изменения.

Сценарист докудрамы «Рюриковичи. История первой династии» и кандидат исторических наук Марина Бандиленко проделала большую исследовательскую работу, благодаря чему мини‑сериал завоевал любовь зрителей. А книга расскажет еще больше исторических подробностей, на которые не хватило экранного времени.

ЧИТАЙТЕ ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ «РЮРИКОВИЧИ. ИСТОРИЯ ПЕРВОЙ ДИНАСТИИ» МАРИНЫ БАНДИЛЕНКО

Рюриковичи. История первой династии

Бандиленко Марина Михайловна

Иван IV Грозный

Маленький истуканчик в расшитых золотом одеждах сидел на высоких подушках трона, свесив ножки. Вокруг толпились бояре в парче и мехах. Великий князь Московский и всея Руси Иван Васильевич шести лет от роду принимал литовских послов. Повторял подсказанные короткие фразы. Послы подходили поцеловать маленькую ручку. А потом государя увели, объяснив высоким гостям, что по малолетству ему на пиру быть «истомно». Пока великий князь проводил время с мамками и няньками, государством управляли бояре.

Главной особенностью политического строя России было исключительно высокое положение и влияние служилой аристократии. русская знать считала себя коллективным хозяином страны. вельможи из рода Рюрика — потомки удельных князей — при необходимости и сами могли претендовать на трон. они обладали обширными вотчинами — наследственными землевладениями, с которых получали огромные доходы, и каждый из князей мог собрать и вооружить собственное войско. высшие вельможи назывались боярами, они были вассалами князя и должны были служить в его войске. с XVI века звание боярина стало высшим чином служилой аристократии, который давал право участвовать в Боярской думе — государственном совете при великом князе.

Столетиями основным содержанием политической истории Московского государства было выстраивание баланса власти между великим князем и его высокородными слугами, которые в любой момент могли стать соперниками. Сильный правитель был способен обуздать своеволие бояр. Слабого аристократия быстро подминала под себя. Младенец Иван и его мать, великая княгиня Елена Глинская, оказались идеальной ширмой для боярского правления. Вокруг трона закипела борьба за власть трех аристократических кланов — князей Бельских, Глинских и Шуйских. В 1538 году 28‑летняя княгиня Елена внезапно умерла, по всей вероятности, была отравлена. На вершине оказались князья Шуйские.

Первое послание Ивана IV князю Андрею Курбскому:

«Было мне в это время восемь лет. Тогда натерпелись мы лишений и в одежде, и в пище. Ни в чем нам воли не было. Бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас не взглянет... Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Что же сказать мне о доставшейся родительской казне?»

Воспитанием и образованием великого князя никто не занимался. С его желаниями и чувствами не считались. Когда Ивану было 13 лет, в его присутствии, прямо на заседании Боярской думы, арестовали его любимца, князя Федора Воронцова, за то, что «государь его жалует и бережет».

Первое послание Ивана IV князю Андрею Курбскому:

«...нашего боярина обесчестили, оборвали на нем одежду, вытащили из нашей столовой палаты и хотели его убить. Тогда мы послали к ним митрополита Макария и своих бояр передать им, чтобы они его не убивали, и они с неохотой послушались наших слов, а митрополита толкали и разорвали на нем мантию, а бояр пихали взашей».

Иван не выдержал. Вместе с ближними боярами он уехал прочь из Москвы. Сначала, по традиции, на богомолье в Троицкую лавру, а потом и дальше, до самого Можайска. Поездка была долгой. Под Можайском великокняжеский поезд встретила огромная толпа. Люди хотели пожаловаться государю на самоуправство бояр и чиновников, которые уже не знали никакого удержу. Государю впервые предстояло встретиться лицом к лицу со своим народом. Ивану было страшно. Но, с трудом пересилив себя, он выбрался из возка. Сотни людей разом, как подрубленные, упали перед ним на колени. И тогда он вдруг понял, кто он такой.

Поздней осенью великий князь вернулся в Москву. Дождавшись окончания Рождественского поста, он велел псарям схватить Андрея Шуйского и отволочь в темницу. Псари, пока тащили боярина до ворот, нечаянно или намеренно задушили его. И тогда всем стало ясно: вот великий князь и вырос. И хотя власть все еще оставалась в руках у знати, придворным следовало быть поосторожнее.

Иван Васильевич искренне считал себя полновластным правителем. Но собственно управлением страной он не занимался. Длительные поездки по монастырям сопровождались «звериными ловлями» и прочими выездными потехами. Развлекаясь в компании ровесников из «золотой молодежи», он не знал удержу ни в чем. Юному Афанасию Бутурлину за дерзость он приказал урезать язык, а 15‑летний Михаил Трубецкой, не угодив чем‑то великому князю, был немедленно казнен.

Опасное легкомыслие государя, который уже был далеко не ребенком, вызывали сильное беспокойство у ближних бояр — его родственников Глинских, и особенно у его опекуна и воспитателя митрополита Макария. Но Иван упорно не желал браться за ум. Тогда Макарий решил применить средство невиданной силы: он предложил великому князю принять царский титул.

Титул царя, или цесаря, происходит от имени римского императора Гая Юлия Цезаря и означает преемственность власти непосредственно от рима. русский царь должен был стать преемником царей римских и греческих, то есть византийских императоров. изо всего христианского мира равным русскому царю по статусу в Москве считали одного лишь правителя священной римской империи, то есть громадной германской державы. византийская идея венчания на царство имела ярко выраженный сакральный характер. Царь становился наместником Бога на земле и вместе с высшей властью возлагал на себя тяжелейшее бремя ответственности перед Богом за свое государство и своих подданных.

Возможно будет интересно

В гостях у Чебурашки

Успенский Эдуард Николаевич

Это безумие

Драйзер Теодор

Ураганные Войны

Гуанзон Теа

Всё закончится в пятницу

Усачева Елена Александровна

Рюриковичи. История первой династии

Бандиленко Марина Михайловна

Жажда скорости

Тоул Саманта

Мои первые линии

Дмитриева Валентина Геннадьевна

Тафгай

Рэйн Сола

Транспорт

Дмитриева Валентина Геннадьевна

Голод Рехи

Токарева Мария Юрьевна

Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации