Книга Джека Хартнелла «Голое Средневековье» — возможность посмотреть на жизнь, смерть и телесную оболочку глазами средневекового человека. Предлагаем ознакомиться с отрывком!
Задолго до Средних веков было известно, что кости составляют основание тела, несущую конструкцию, вокруг звеньев которой размещается все прочее — мышцы, нервы, кровеносные сосуды. Раннесредневековые авторы в своих трактатах описали относительно полно и подробно большинство частей скелета, различая отдельные кости и их функции: ребра придают прочность груди, череп защищает мягкий мозг, расположенный под ним, ключица — от латинского clavicula, «маленький ключ» — прикрепляет руки к груди у плеч. И все же почти никогда не было ясности с количеством костей. Одни авторы настаивали на том, что их равно 229, другие утверждали, что у мужчины 228 костей, тогда как у женщины на две меньше, 226. Некоторые поддерживали более частное соображение о том, что у мужчины на одно ребро меньше, чем у женщины: это отсутствие одной кости было отголоском Книги Бытия, где рассказывается, что Бог сотворил Еву из ребра Адама.
Путаница была результатом практической трудности. Нужно сперва удалить связки и сухожилия, которыми присоединяются мышцы к костям, чтобы увидеть очищенный, белый и удобный для подсчетов скелет. Это отнимало, как и отнимает, много времени. Конечности и другие части тела нужно осторожно выварить, чтобы отделить волокна связок и сухожилий и заставить сердцевину выскользнуть, словно баранья кость из голени в бульоне.
В Средние века вскрытие тел было и так чревато неприятностями само по себе, и без таких сомнительных бульонов. Кроме того, вываривать труп для того, чтобы добраться до костей, — практика, имевшая существенный недостаток: разрушение большей части тела, что делало его неприемлемо изувеченным и, в конечном счете, не пригодным для обозрения в целом. Только в раннее Новое время сооружение анатомами скелетов в целях изучения смогло продвинуться вперед, и даже тогда плоть с костей расчлененного трупа в основном не вываривалась, а удалялась с помощью разлагающих веществ, таких как негашеная известь.
Итак, кости вызывали некоторое ощущение бессилия: они были явно важными, но недостижимыми, укрытыми внутри, под кожей. Это к тому же приводило к их скудному отображению в медицинских рисунках того времени. Когда они все же появляются, изображения кажутся знакомыми, и все же искаженными. Вот череп, но лишь с некоторыми из зазубренных шовных линий, которые расходятся от макушки. Квадратная челюстная кость иногда показана правильно, как самостоятельная часть, но чаще сливается с черепом, образуя одну странную гигантскую кость-голову. Таз тоже часто выглядит деформированным и изогнутым, как если бы они с крестцом сочетались в единый полукруг. Кольчатый позвоночник спускается от шеи до копчика, с ответвляющимися от него ребрами, но часто без отдельных позвонков, как одна кривая линия, идущая вдоль спины. Иногда стараются воспроизвести скелет, который столь трудно увидеть в реальности, изображая его находящимся внутри тела. Кости показываются как взаимосвязанные части каркаса, который угадывается внутри, а слои раскрашенных мышц и тканей облегают скелет в виде расступающихся полос мраморно-багрового и более светлого красного цветов. Но чаще изображения вообще лишены какой-либо реалистичности.
У медицины более практического направления был иной подход к костям. Остеология Средних веков располагала устоявшимся набором средств. В частности, это касается работы хирургов, к врачебным навыкам которых прибегали в случаях ушибов и переломов. Смещения требовали лечения, которое влиятельный итальянский хирург Теодорико Боргоньони (ок. 1205–1298) называл «вправление вывихнутого» и которое, по тогдашнему мнению, лучше всякого осуществлялось посредством жестких манипуляций с пострадавшей конечностью — при ее вытяжении. Место смещения растягивали и массировали прямо руками или с помощью некоторых изобретательных приспособлений. При смещениях бедренных костей ноги снизу связывались за голени, а между ляжек вставляли кожаный мешочек, механически вталкивая суставы таза на место. При подобном лечении спинного хребта, для того чтобы растягивать тело пациента, применялись хитроумные козлы в сочетании с весом самого костоправа. Вероятно, все эти вытяжения сами по себе производили лишь краткий терапевтический эффект, но вполне могли уменьшать давление на задетые нервы и спазмы чрезмерно напряженных мышц, что действительно приносило больному облегчение.
Восстановление треснувших или сломанных костей было даже более удачным, для него употреблялись скобы и жесткий бандаж, с помощью которых обездвиживали и приводили в прежнее состояние кости, также применяя притирания и снадобья, целительные для костей. Мы можем составить яркое представление об этих методах благодаря книге-сборнику медицинских, религиозных и магических текстов на греческом языке, написанных около 1440 года малоизвестным врачом по имени Иоанн Аронский. Пергамент манускрипта недостаточно хорошо сохранился, его страницы истерты и покрыты пятнами, что, похоже, свидетельствует о частом использовании книги. Однако одна из страниц все еще содержит в отчетливом виде серию из девяти рисунков лиц, помещенных одно рядом с другим, каждое облечено в особую сетку коричневых змеящихся повязок.
Различное расположение перевязочных лент служит для того, чтобы обеспечить лечение разных костей, каждое названо согласно форме и месту: περικεφαλαία («вокруг головы подобно шлему»), πλήξ («переплетено вокруг лица»), ῥόμβοϛ («ромбообразное»). Другой рисунок из той же книги изображает более подробно процесс вправления кости. Пациент распростерт лицом вниз на устройстве для вытяжения, два помощника врача укрепляют опоры со стороны головы и ног. Все в целом выглядит довольно помпезно, медицинская процедура происходит под орнаментированной полукруглой аркой, висящие лампы и узорный купол напоминают о мозаичных украшениях бань. Там должно быть жарко, поскольку помощники обнажены, а у врача, обрабатывающего спину пациента доской, только обернуты полотенцем бедра.
Оруэлл Джордж
Усачев Андрей Алексеевич
Валенте Тони
Дуглас Пенелопа
Дементьев Михаил Александрович
Миллер Кирстен
Максимова Ольга Николаевна
Ершова Евгения Сергеевна
Шепс Олег Олегович
Матюшкина Катя
Кеннеди Эль
Демченко Владимир Сергеевич
Кельн Ольга Леонидовна
Мирай Медина
Елизаров Михаил Юрьевич
Кин Кэролайн
Савельева Дарья Дмитриевна
Ким Доюн
Райн Александр
Махёрин Шелби
Холланд Саммер
Блейк Оливи
Кинг Стивен
Корецкий Данил Аркадьевич
Манискалко Керри
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.