Свернуть меню
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
МЕНЮ
ПРОЧТИ ПЕРВЫМ — «Голое Средневековье»

ПРОЧТИ ПЕРВЫМ — «Голое Средневековье»

04.01.2019


Книга Джека Хартнелла «Голое Средневековье» — возможность посмотреть на жизнь, смерть и телесную оболочку глазами средневекового человека. Предлагаем ознакомиться с отрывком!

Задолго до Средних веков было известно, что кости составляют основание тела, несущую конструкцию, вокруг звеньев которой размещается все прочее — мышцы, нервы, кровеносные сосуды. Раннесредневековые авторы в своих трактатах описали относительно полно и подробно большинство частей скелета, различая отдельные кости и их функции: ребра придают прочность груди, череп защищает мягкий мозг, расположенный под ним, ключица — от латинского clavicula, «маленький ключ» — прикрепляет руки к груди у плеч. И все же почти никогда не было ясности с количеством костей. Одни авторы настаивали на том, что их равно 229, другие утверждали, что у мужчины 228 костей, тогда как у женщины на две меньше, 226. Некоторые поддерживали более частное соображение о том, что у мужчины на одно ребро меньше, чем у женщины: это отсутствие одной кости было отголоском Книги Бытия, где рассказывается, что Бог сотворил Еву из ребра Адама.

Путаница была результатом практической трудности. Нужно сперва удалить связки и сухожилия, которыми присоединяются мышцы к костям, чтобы увидеть очищенный, белый и удобный для подсчетов скелет. Это отнимало, как и отнимает, много времени. Конечности и другие части тела нужно осторожно выварить, чтобы отделить волокна связок и сухожилий и заставить сердцевину выскользнуть, словно баранья кость из голени в бульоне.

В Средние века вскрытие тел было и так чревато неприятностями само по себе, и без таких сомнительных бульонов. Кроме того, вываривать труп для того, чтобы добраться до костей, — практика, имевшая существенный недостаток: разрушение большей части тела, что делало его неприемлемо изувеченным и, в конечном счете, не пригодным для обозрения в целом. Только в раннее Новое время сооружение анатомами скелетов в целях изучения смогло продвинуться вперед, и даже тогда плоть с костей расчлененного трупа в основном не вываривалась, а удалялась с помощью разлагающих веществ, таких как негашеная известь.

Итак, кости вызывали некоторое ощущение бессилия: они были явно важными, но недостижимыми, укрытыми внутри, под кожей. Это к тому же приводило к их скудному отображению в медицинских рисунках того времени. Когда они все же появляются, изображения кажутся знакомыми, и все же искаженными. Вот череп, но лишь с некоторыми из зазубренных шовных линий, которые расходятся от макушки. Квадратная челюстная кость иногда показана правильно, как самостоятельная часть, но чаще сливается с черепом, образуя одну странную гигантскую кость-голову. Таз тоже часто выглядит деформированным и изогнутым, как если бы они с крестцом сочетались в единый полукруг. Кольчатый позвоночник спускается от шеи до копчика, с ответвляющимися от него ребрами, но часто без отдельных позвонков, как одна кривая линия, идущая вдоль спины. Иногда стараются воспроизвести скелет, который столь трудно увидеть в реальности, изображая его находящимся внутри тела. Кости показываются как взаимосвязанные части каркаса, который угадывается внутри, а слои раскрашенных мышц и тканей облегают скелет в виде расступающихся полос мраморно-багрового и более светлого красного цветов. Но чаще изображения вообще лишены какой-либо реалистичности.


[...]

У медицины более практического направления был иной подход к костям. Остеология Средних веков располагала устоявшимся набором средств. В частности, это касается работы хирургов, к врачебным навыкам которых прибегали в случаях ушибов и переломов. Смещения требовали лечения, которое влиятельный итальянский хирург Теодорико Боргоньони (ок. 1205–1298) называл «вправление вывихнутого» и которое, по тогдашнему мнению, лучше всякого осуществлялось посредством жестких манипуляций с пострадавшей конечностью — при ее вытяжении. Место смещения растягивали и массировали прямо руками или с помощью некоторых изобретательных приспособлений. При смещениях бедренных костей ноги снизу связывались за голени, а между ляжек вставляли кожаный мешочек, механически вталкивая суставы таза на место. При подобном лечении спинного хребта, для того чтобы растягивать тело пациента, применялись хитроумные козлы в сочетании с весом самого костоправа. Вероятно, все эти вытяжения сами по себе производили лишь краткий терапевтический эффект, но вполне могли уменьшать давление на задетые нервы и спазмы чрезмерно напряженных мышц, что действительно приносило больному облегчение.

Восстановление треснувших или сломанных костей было даже более удачным, для него употреблялись скобы и жесткий бандаж, с помощью которых обездвиживали и приводили в прежнее состояние кости, также применяя притирания и снадобья, целительные для костей. Мы можем составить яркое представление об этих методах благодаря книге-сборнику медицинских, религиозных и магических текстов на греческом языке, написанных около 1440 года малоизвестным врачом по имени Иоанн Аронский. Пергамент манускрипта недостаточно хорошо сохранился, его страницы истерты и покрыты пятнами, что, похоже, свидетельствует о частом использовании книги. Однако одна из страниц все еще содержит в отчетливом виде серию из девяти рисунков лиц, помещенных одно рядом с другим, каждое облечено в особую сетку коричневых змеящихся повязок.

Различное расположение перевязочных лент служит для того, чтобы обеспечить лечение разных костей, каждое названо согласно форме и месту: περικεφαλαία («вокруг головы подобно шлему»), πλήξ («переплетено вокруг лица»), ῥόμβοϛ («ромбообразное»). Другой рисунок из той же книги изображает более подробно процесс вправления кости. Пациент распростерт лицом вниз на устройстве для вытяжения, два помощника врача укрепляют опоры со стороны головы и ног. Все в целом выглядит довольно помпезно, медицинская процедура происходит под орнаментированной полукруглой аркой, висящие лампы и узорный купол напоминают о мозаичных украшениях бань. Там должно быть жарко, поскольку помощники обнажены, а у врача, обрабатывающего спину пациента доской, только обернуты полотенцем бедра.

Комментариев ещё нет
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
/
Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте одну из 100 книг бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте одну из 100 книг бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности