Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
«Повести Белкина»: краткое содержание, история создания, контекст

«Повести Белкина»: краткое содержание, история создания, контекст

28.11.2025

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» — или просто «Повести Белкина» — цикл из пяти повестей Александра Пушкина, которые некоторые литературоведы классифицируют как новеллы. Это дебют солнца русской поэзии в прозе. «Повести Белкина» легли в основу множества экранизаций, театральных постановок, а также оркестровой сюиты Георгия Свиридова. Сейчас «Повести Белкина» входят в учебную программу российских школ.

«Повести Белкина»: история создания

Пушкин создал цикл в 1830 году во время Болдинской осени. В письмах друзьям автор писал, что собирается издать «Повести Белкина» анонимно. Таким образом Пушкин хотел поиграть с читателями. Повести были написаны под литературной маской Ивана Петровича Белкина — простодушного помещика, собиравшего интересные истории и умершего в возрасте 30 лет. Опубликованы они были от имени издателя А. П., в котором явно угадывался сам Пушкин. Первое издание цикла было выпущено в 1831 году. Второе издание вышло спустя три года. В нем было раскрыто имя Пушкина, авторство которого к тому моменту уже ни для кого не было секретом. Помимо «Повестей Белкина», второе издание включало повесть «Пиковая дама» и «Две главы из исторического романа».

«Повести Белкина»: реакция критиков

Поначалу игра Пушкина удалась: критики, не зная, кто автор повестей, хвалили их. Даже Фаддей Булгарин, по поводу которого сам Пушкин предполагал, что тот «заругает» цикл, отозвался о нем положительно. Однако, когда имя автора «Повестей Белкина» стало известно всем, критики стали отзываться о них уже в нелестном ключе. Историк Павел Строев считал, что в «Повестях Белкина» нет идеи. Издатель Николай Полевой назвал повести «фарсами, затянутыми в корсет простоты». Критик Виссарион Белинский и вовсе счел цикл недостойным имени Пушкина. Поэт Евгений Баратынский был одним из немногих современников Пушкина, кто положительно отозвался о «Повестях Белкина».

Отношение к циклу изменилось несколько десятилетий спустя. Критик Аполлон Григорьев переосмыслил фигуру Белкина как выразителя русской ментальности. Эту идею развил Федор Достоевский, который отождествил «смиренного, простодушного» Белкина с русским народом. Высоко оценил цикл и Лев Толстой. В письме другу он назвал «Повести Белкина» «сокровищем» и признался, что перечитал их семь раз. Именно этим циклом Толстой вдохновлялся, когда работал над романом «Анна Каренина». В 1936 году советский писатель Михаил Зощенко в качестве дани уважения Пушкину дополнил цикл шестой повестью «Талисман». Писатель Сергей Довлатов вдохновлялся циклом Пушкина при работе над повестью «Заповедник». По словам самого Довлатова, он перечитал «Повести Белкина» 30 раз.

«Повести Белкина»: краткий пересказ

«Выстрел»

Глава 1

Рассказчик — армейский офицер — когда-то был расквартирован в неназванном местечке. Жизнь там была скучной и однообразной. Небольшой интерес вызывали лишь вечера, которые молодые офицеры проводили за игрой в карты у отставного гусара Сильвио — угрюмого человека 35 лет от роду, которые был известен искусной стрельбой. Сильвио никогда не разговаривал с гостями, а лишь молча исправлял их записи, если находил там ошибки. Однажды на вечере присутствовал новый офицер. Он не знал о характере Сильвио, и когда тот исправил его записи, бросил в него подстаканник. Сильвио прогнал офицера. Остальные присутствовавшие ожидали, что Сильвио вызовет обидчика на дуэль, однако тот этого не сделал. Репутация Сильвио среди офицеров оказалась подмоченной. Но вскоре о происшествии забыли.

Как-то раз Сильвио пришло письмо. Он с волнением прочел его, объявил офицерам, что ему нужно срочно уехать, и пригласил зайти к нему в последний раз. После ужина Сильвио попросил рассказчика задержаться. Когда они остались вдвоем, Сильвио рассказал, что не вызвал своего обидчика на дуэль, поскольку не хотел подвергать свою жизнь опасности из-за лежащих на нем обязательств. Он уже был должен отомстить другому человеку и шесть лет выжидал подходящего случая.

В молодости Сильвио был блестящим гусаром, душой компании, незаменимым человеком в бою и на дружеских застольях. Однажды к нему в полк перевели молодого человека из знатной семьи. Он попытался снискать расположение Сильвио, но тот втайне завидовал его статусу и часто пытался поддеть его. Как-то раз этот молодой человек прилюдно дал Сильвио пощечину. Сильвио вызвал его на дуэль. Первым должен был стрелять его обидчик. Он будто нарочно выстрелил Сильвио в фуражку. Пока Сильвио готовился к ответному выстрелу, его соперник ел черешню. И Сильвио решил не стрелять, сказав, что не хочет мешать его завтраку. Однако он сохранил за собой право на выстрел. После этого Сильвио подал в отставку. Он постоянно думал о мести. В этот день Сильвио узнал, что его соперник решил жениться, и решил вернуть ему ответный выстрел перед свадьбой.

Глава 2

Спустя несколько лет рассказчик оказался в одной «бедной деревеньке». Он познакомился с графом и графиней, которые приехали в соседнее поместье. Рассказчик подружился с ними. Когда рассказчик находился в доме графа, он заметил картину со следами двух выстрелов, второй из которых попал ровно в то же место, что и первый. В связи с этим он вспомнил о своем знакомом Сильвио, чем очень всполошил графа и его жену. Выяснилось, что граф и был тем обидчиком Сильвио, которому тот мечтал отомстить на протяжении стольких лет.

Узнав, что граф женился, Сильвио отправился к нему в поместье. Там он встретил графа и сказал, что намерен закончить начатую дуэль. Сначала Сильвио достал оружие и прицелился в графа. Сильвио некоторое время помедлил, а затем предложил графу бросить жребий. И вновь графу выпало стрелять первым. Граф выстрелил, но попал в картину. Когда Сильвио собирался выстрелить в ответ, в комнату вбежала жена графа. Граф попытался ее успокоить, сказав, что он просто шутит со старым другом. Жена спросила у Сильвио, так ли это. В ответ он дал ей понять, что нет. Жена графа встала на колени, граф приказал ей подняться. Сильвио сказал, что доволен тем, как прошла дуэль, поскольку увидел страх и смятение графа. Сильвио сказал, что уходит и оставляет графа наедине с его совестью. Перед уходом Сильвио не прицеливаясь выстрелил и попал ровно в то же место, в которое попал граф. Рассказчику больше не довелось встретиться с Сильвио, он лишь слышал, что тот погиб во время Греческой революции.

Повести Белкина

Пушкин Александр Сергеевич

Дубровский. Повести Белкина

Пушкин Александр Сергеевич

«Метель»

В Ненарадово жил богатый помещик Гаврила Гаврилович с семьей. Его дочь Марья Гавриловна была влюблена в бедного прапорщика Владимира Николаевича. Он тоже любил девушку, но о том, чтобы получить согласие ее родителей на свадьбу, не могло идти и речи.

Марья, воспитанная на французских романах, встречалась с возлюбленным тайно. Однажды она решила поступить в духе своих любимых книг — тайно обвенчаться с Владимиром, а потом сообщить об этом родителям, попросить у них прощения и благословения. Она была уверена, что план сработает, поскольку родители будут тронуты силой чувств возлюбленных.

Марья и Владимир выбрали день для венчания. Марья подготовила письма подругам и родителям, а Владимир договорился по поводу венчания со священником в селе Жадрине и встретился с другом. Накануне девушке приснилось, что отец узнал об их замысле и отправил ее в подземелье. Также ей привиделся окровавленный Владимир. В ночь венчания началась метель. Марья села в сани, подготовленные Владимиром, и отправилась в церковь. Сам Владимир на венчание не попал, поскольку из-за метели заблудился в поле. Он прибыл к церкви лишь утром, когда она уже была закрыта.

Наутро Марья ничего не сказала родителям. Однако к вечеру ей стало плохо, начался жар. Две недели она находилась на грани жизни и смерти. В бреду Марья проговорилась о венчании. Речь ее была бессвязной. Из всего сказанного Марьей родители поняли лишь то, что она смертельно влюблена во Владимира. Чтобы их дочери стало лучше, родители решили пойти на уступки и благословить ее брак с Владимиром. Они уведомили его об этом письмом. Ответ их поразил — Владимир писал, что больше никогда не появится в их имении, и просил навсегда забыть о нем. Вскоре, в 1812 году, Владимир отправился на войну. Марья же больше не вспоминала о Владимире. Однако, увидев его имя в списке раненых в Бородинской битве, девушка потеряла сознание.

Гаврила Гаврилович умер, оставив Марье огромное наследство. Женихи стали свататься к богатой наследнице, но она всем отказывала. Владимир к тому моменту уже погиб в боях за Москву, и девушка хранила все, что напоминало ей о нем. После победы над французами в соседнее поместье приехал раненый полковник Бурмин. Постепенно он и Марья сблизились. Бурмин начал ухаживать за девушкой. Марья ждала его признания. Через некоторое время Бурмин признался ей в чувствах, однако предупредил, что у него есть страшная тайна, которая может помешать их отношениям. Он рассказал, что уже женат, но не знает, на ком именно. Это произошло так: Бурмин ехал в свой полк и заблудился во время метели. Ямщик повернул к огню, который он сумел разглядеть в вихрях снега, и довез Бурмина до церкви. Тот зашел внутрь. Его приняли за жениха. Бурмин увидел, что невеста красива, и решил притвориться женихом, чтобы обвенчаться с нею. Когда после окончания венчания он попытался поцеловать невесту, та вскрикнула, что это не ее жених, и упала в обморок. Марья ответила, что это была она. Бурмин пришел в волнение и встал перед нею на колени.

«Гробовщик»

Гробовщик Адриан Прохоров переезжает из старого дома на улице Басманной в новый дом на улице Никитской. Однако он не рад этому — Адриан понимает, что тоскует по своему старому дому, в котором провел 18 лет. Гробовщик убирается в новом доме, расставляет по нему гробы и вешает вывеску над воротами. Адриан — угрюмый и немногословный человек, который разговаривает только когда нужно отругать дочерей или сторговаться с упрямым покупателем. Гробовщик невесело размышляет о новых расходах, и волнуется о том, что родственники богатой купчихи Трюхиной могут обратиться к другому гробовщику, который живет ближе к их дому.

К Адриану приходит сапожник Готлиб Шульц. Он хочет познакомиться с новым соседом. Его беседа с Адрианом проходит во вполне дружелюбном ключе. Шульц приглашает нового соседа к себе в гости — он собирается отмечать серебряную свадьбу. Адриан соглашается.

На следующий день гробовщик и его дочери отправляются к Шульцу. В его квартире собирается множество немцев-ремесленников. Шульц наливает гостям шампанское и предлагает выпить за здоровье своей жены. Затем ремесленники начинают пить за здоровье своих клиентов. Будочник — полицейский низкого звания — Юрко предлагает Адриану выпить за здоровье мертвецов. Гробовщик обижается.

Адриан возвращается домой в изрядном подпитии. Он ругается на своих новых соседей и объявляет, что вместо них пригласит на новоселье своих клиентов — мертвецов. Работница гробовщика приходит в ужас от его слов и умоляет его забрать их обратно. Гробовщик отправляется спать. Рано утром Адриана будят, чтобы сообщить о кончине купчихи Трюхиной. Гробовщик спешно отправляется к ее дому и договаривается с ее родственниками о выгодной сделке.

Подойдя к своему дому, гробовщик замечает у дверей незнакомца. Сначала Адриан думает, что это вор, однако незнакомец подходит к нему. Гробовщик предлагает ему войти. Войдя в дом, Адриан видит там множество людей. Незнакомец, которого он пригласил войти, поясняет, что это мертвецы, которых похоронил Адриан. Сам незнакомец оказывается бригадиром, которого хоронили во время сильного дождя. Мертвецы откликнулись на приглашение самого гробовщика — к нему пришли все, кроме окончательно истлевших. К гробовщику подходит скелет. Им оказывается сержант Петр Курилкин, которому Адриан продал сосновый гроб по цене дубового. Скелет напоминает ему об этом случае, и гробовщик его отталкивает. Скелет рассыпается. Остальные мертвецы недовольны поступком гробовщика. Адриан лишается чувств. Придя в себя, он узнает, что перебрал со спиртным на свадьбе, и понимает, что все увиденное оказалось лишь сном. Он радуется этому и принимается пить чай.

«Станционный смотритель»

Вдовец Самсон Вырин служит станционным смотрителем — чиновником низкого ранга, который управляет почтовой станцией. Вместе с Выриным живет его несовершеннолетняя дочь Дуня — красивая и активная девушка, которая кокетничает с проезжающими.

Рассказчик знакомится с семейством Выриных, когда проезжает через их станцию. Он поражается красоте Дуни и остается с ней пить чай. На прощание он с разрешения Дуни целует ее. Через несколько лет рассказчик вновь оказывается на почтовой станции Вырина. Он отмечает, что Дуня исчезла, а станционный смотритель сильно осунулся. Рассказчик спрашивает о Дуне, но Вырин не хочет отвечать. Однако, выпив с рассказчиком пунша, Вырин рассказывает, куда делась его дочь.

За три года до повторной встречи рассказчика и Вырина на почтовой станции остановился гусар Минский. Он остался ужинать, а потом сказался больным. Гусар подкупил врача, который подтвердил его мнимую болезнь, и задержался на почтовой станции еще на несколько дней. Перед тем, как уехать, гусар предложил подвезти Дуню до церкви, куда та собиралась на обедню. Станционный смотритель согласился на предложение гусара. Однако, когда дочь не вернулась домой в привычное время, Вырин начал волноваться. Вечером ямщик, который вез гусара, рассказал Вырину, что Дуня поехала с ним до следующей станции. Станционный смотритель понял, что гусар его обманул. От стресса у Вырина началась горячка.

Выздоровев, Вырин отправился в Санкт-Петербург, чтобы разыскать дочь. Станционному смотрителю удалось узнать адрес гусара. Вырин приехал к нему и попросил вернуть дочь. Гусар извинился, однако заявил, что Дуню ему не отдаст. Он выпроводил Вырина, на прощание дав ему немного денег. Вырин выкинул деньги и заплакал. Через несколько дней Вырин, выследив гусара, смог узнать, где живет его дочь. Он поднялся к ней в квартиру и увидел Дуню и Минского. Дуня, увидев отца, упала в обморок, а Минский взашей вытолкал Вырина на улицу. Через несколько дней Вырин вернулся на почтовую станцию. Он три года не получает известий от дочери и опасается, что она повторит судьбу «молоденьких дур». Свое горе Вырин заливает спиртным.

Через несколько лет рассказчик вновь проезжает через почтовую станцию Вырина. От семьи пивоваров, которые теперь живут в доме Вырина, он узнает, что год назад тот спился и умер. Рассказчик просит сына пивовара провести его к могиле Вырина. Мальчик рассказывает о роскошно одетой женщине, которая приезжала на могилу Вырина с тремя детьми. Она легла на могилу станционного смотрителя и провела на ней много времени.

Дубровский. Повести Белкина

Пушкин Александр Сергеевич

«Барышня-крестьянка»

Отставной военный Иван Берестов живет в глухой провинции. Берестов терпеть не может своего соседа Григория Муромского. Когда-то тот жил в Москве, однако, прокутив почти все свое состояние, был вынужден вернуться в провинцию. Муромский — англоман, который ведет свое хозяйство на английский манер. Их нелюбовь с Берестовым взаимна: Муромский считает его провинциалом. Вместе с Муромским живет его дочь Лиза.

К Берестову приезжает сын Алексей. Он красив и ловок, прекрасно обращается с лошадьми. Алексей вызывает интерес у провинциальных барышень, однако не обращает на них внимания. Лизе тоже нравится Алексей. Девушка ищет повод с ним познакомиться, но сделать это сложно: из-за вражды их отцов молодые люди не могут оказаться в одном и том же месте.

Горничная Лизы Настя рассказывает ей, что Алексей охотно общается с крестьянками и играет с ними в горелки. Лиза решает переодеться в крестьянку. Она поджидает Алексея в роще, где тот обычно охотится. Собака Алексея замечает Лизу. Девушка пугается. Алексей подъезжает и успокаивает Лизу. Девушка выдает себя за Акулину — дочь кузнеца. Она умело использует крестьянский говор, и Алексей ей верит. Парень обещает зайти к кузнецу. Однако Лиза не хочет, чтобы Алексей познакомился с настоящей Акулиной, поэтому предлагает ему встретиться завтра на этом же месте.

Алексею нравится Лиза. Когда они встречаются на следующий день, Лиза говорит, что это их последняя встреча. Алексей просит ее передумать. Лиза соглашается при условии, что Алексей не будет сам искать ее. Он соглашается. Некоторое время молодые люди встречаются. Алексей понимает, что любит Лизу. Лиза тоже влюбляется в Алексея.

Однажды Муромский падает с лошади во время охоты. Это видит Берестов, который помогает Муромскому. Соседи отправляются в гости к Берестову. Они мирятся. Муромский приглашает Берестова и Алексея в гости. Лиза узнает о планах отца и наотрез отказывается выходить к гостям. Потом девушка придумывает, как ей обмануть Алексея, и просит отца ничему не удивляться. Когда Берестов вместе с сыном приезжают в дом Муромского, Лиза выходит к ним в парике и гриме. Алексей не узнает в Лизе свою Акулину.

Во время следующей встречи Лиза спрашивает, понравилась ли Алексею дочь Муромского. Алексей называет барышню уродиной. Алексей вызывается обучить Лизу грамоте. Девушка соглашается. Алексей удивлен ее успехами — всего за три занятия якобы неграмотная крестьянская девушка научилась писать и читать. Молодые люди начинают переписываться, оставляя письма в старом дупле. Почтальоном становится Настя.

Берестов и Муромский становятся друзьями. Они решают поженить своих детей. Алексей наотрез отказывается жениться на Лизе. Берестов выходит из себя. Он ставит Алексея перед выбором: или тот женится на дочери Муромского, или он лишит его наследства. Алексей пишет об этом Лизе, которую продолжает считать Акулиной. Он предлагает ей выйти за него замуж.

Следующим утром Алексей едет к Муромскому, которому хочет объяснить ситуацию. Молодой человек входит в дом и видит Лизу, которая читает его письмо. Алексей понимает, что на самом деле Лиза и была его возлюбленной Акулиной. Он бросается к ней и начинает целовать девушке руки. В этот момент в комнату входит Муромский. Он радуется тому, что молодые люди любят друг друга. Рассказчик отказывается описывать развязку истории.

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Вы смотрели

Бродская Дина Леонтьевна

Житков Борис Степанович

Гуреев Максим Александрович

Барсотти Элеонора

Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь с условиями использования cookie-файлов.

Новости, новинки,
подборки и рекомендации