Продолжаем вспоминать знаменитых писателей, которые были не прочь кинуть ведро камней в огород конкурентов или просто других успешных авторов‑современников. И, если первая часть была посвящена хейтерам‑иностранцам, то сегодня поговорим про отечественных литературных злопыхателей.
До громкого конфликта и публичных скандалов дело не дошло в силу интеллигентности (и некоторого анахоретства) участников истории. Вместо этого прозаики, как и положено умным людям, предпочитают подкалывать друг друга на страницах своих книг.
Так, в «Бэтмане Аполло» Пелевин отвел для коллеги целую главу, которую назвал «СРКН», то бишь почти Сорокин. Стиль последнего здесь иронично спародирован и осыпан горстью издевок‑аллюзий.
Польщенный вниманием Сорокин тоже оказался не лыком шит, и в том же 2013 году выпустил в свет роман «Теллурия», одну из глав в котором посвятил троллингу философских и мистических идей Виктора Олеговича.
Кстати, в одном из интервью на вопрос об отношении к автору «Generation П» и его шуточкам, Сорокин деликатно ответил следующее: «Мы разные люди. Пелевин — выдающийся писатель. По поводу пародий — это нормально, это обычное дело. Я же ему ответил в своих книгах. Если писатель кинул в тебя бумеранг, не надо закапывать его в землю».
«Евтушенко, конечно, поэт очень плохой. И человек он еще худший»Бродский об авторе поэмы «Бабий Яр».
Вообще отношения этих двух поэтов можно назвать историей любви‑ненависти. Так, когда Бродского в 1972 году высылали из страны, он обвинил во всех своих несчастьях Евтушенко (с которым до того они любили прошвырнуться по ресторанам и считались почти друзьями), назвав его стукачом КГБ.
Уже в США Евтушенко, воспользовавшись личными связями, помог Бродскому устроиться на работу в колледж. При этом, известно, что когда сам Евгений Александрович решил подработать преподаванием в Джорджтаунском университете, Бродский написал руководству заведения, что тот — антиамериканист (что, впрочем, никого тогда не остановило).
Что интересно, несмотря на все высказанные фи в адрес Евтушенко, Бродский говорил, что знает его стихи наизусть «строк на 200 — на 300», что тоже кое о чем важном да говорит.
Стоит отметить, что господин Тургенев не славился дружелюбием. Фактически создатель «Муму» в какой‑то момент имел конфликт чуть не с половиной русских литераторов своего времени. Однако по сравнению с Достоевским, всё остальное можно считать детским лепетом.
Камнем преткновения между этими двоими стало различие во взглядах на жизнь, а также разница в доходах. Работа Тургенева оплачивалась щедро, когда автор «Идиота» получал сущие копейки, из‑за чего работал, практически не разгибаясь. Федор Михайлович даже как‑то раз был вынужден просить взаймы у более состоятельного коллеги. Но тот издевательски выдал ему лишь половину необходимого (хотя сумма была небольшой).
Когда Тургенев на несколько лет уехал за границу, Достоевского едва не разорвало от желчи. Он обвинял Ивана Сергеевича в предательстве родины, называл его «дрянным человеком» и советовал купить телескоп, чтобы издалека смотреть на Россию.
Точку в этом противостоянии не поставила даже смерть Федора Михайловича: после его отбытия в мир иной, Тургенев еще долго распускал слухи про интимную жизнь усопшего (называя его «маркизом Де Садом»). Но, справедливости ради, Достоевский тоже в долгу не остался, увековечив неприязнь к Тургеневу на века. В романе «Бесы» под маской беспринципного и тщеславного Кармазинова писатель вывел жестокую пародию на Ивана Сергеевича.
Как создатель «Ракового корпуса», так и автор «Колымских рассказов» оба имели опыт общения с пенитенциарной системой Советского Союза образца 40–50х. Однако вместо того, чтобы сплотиться на почве пережитого общего несчастья, писатели рассорились в пух и прах.
Дело в том, что впечатления после пребывания в местах не столь отдаленных у них остались разные. Например, после выхода «Одного дня Ивана Денисовича» Шаламов усомнился в реалистичности повествования: «Около санчасти ходит кот — невероятно для настоящего лагеря — кота давно бы съели... где этот чудный лагерь? Хоть бы с годок там посидеть в свое время».
От любых совместных проектов с Солженицыным, Варлам Тихонович отмахивался всеми конечностями. Он заявлял, что не желает появляться «в тени такого, в общем‑то, дельца» и что собственные работы он считает «неизмеримо более важными для страны».
Что же касается Солженицына, тот также не проявлял миролюбия по отношению к оппоненту. Критике подвергались любые тексты Шаламова: и за содержание, и за воплощение идеи, и (что интересно) за отказ печататься на Западе.
В итоге Александр Исаевич пережил своего коллегу, но продолжил поносить его и после смерти. Что, разумеется, также не делает классику чести.
Еще больше о литературных героях и их создателях вы узнаете из Наш.Дзен‑канала.
Аркатов Антон
Комарова Евгения Юрьевна
Кострова Мария Леонидовна
Дмитриева Валентина Геннадьевна
Успенский Эдуард Николаевич
Успенский Эдуард Николаевич
Забавников Иван
Корецкий Данил Аркадьевич
Джонсон Эмма Рид
Манискалко Керри
Панов Вадим Юрьевич
Альфсен Сэм
Лагерлеф Сельма
Худе Лань
Е Юань
Рэйн Сола
Глюк'oZa
Бокщанин Юрий Юрьевич
Цыпкин Александр Евгеньевич
Клэр Кассандра
Касивай Хисаси
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.