Сериал «Обитель» по одноименному роману Захара Прилепина выходит на канале «Россия 1» летом 2021 года. История любви и выживания, человеческих трагедий и надежд на фоне первого исправительного лагеря для заключенных молодой Советской Республики. Мы ждали этот фильм с 2019 года. Уже тогда появились и трейлеры, и кадры со съемочных площадок, и обещания скорого выхода на экраны.
Прошло два года. Перемонтированный сериал будет отличаться от романа Прилепина. Читателям «Обители» будет интересно увидеть фильм, который дополнит или даже изменит представление о действующих лицах. История, описанная в романе, — художественный вымысел. Но эпоха, лагерный быт и главные действующие лица реальны.
Идея снять фильм о лагере на Соловках принадлежит Александру Велединскому. Еще до того, как он взял почти все награды российского кинематографа с картиной «Географ глобус пропил», он пригласил Захара Прилепина в путешествие в Соловецкий монастырь с надеждой на то, что тот напишет рассказ или повесть. Прилепин и Велединский исследовали сам монастырь, Соловецкие острова, историю этих мест.
Прилепин Захар
Прилепин засел за исторические документы и справки. Он добивался полной достоверности эпохи и обстановки Соловецкого лагеря. Стремление исторически максимально точно описать обстоятельства, в которых живут герои его книг, — один из основных столпов прилепинской литературы. За это он ручается головой.
«Когда пишешь и говоришь о таких вещах, тут любой вымысел может тебе самому ударить по голове, потому что ты себя будешь вести некорректно по отношению к реальным жертвам, людям, которые через это прошли.Поэтому все основные персонажи имеют тех или иных прототипов. Если сажали просто так, тогда почему на Соловках всего сидело от 6 тысяч до 9 тысяч человек? Могли бы посадить и полмиллиона. Работая с документами, я собирал сюжет для романа».
Захар Прилепин в интервью телеканалу «Москва 24»
СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения) задумывался как перевоспитательный. Положение ОГПУ 1924 года о Соловецких лагерях особого назначения предусматривало, что «работы заключенных имеют воспитательно‑трудовое значение, ставя целью приохотить и приучить к труду отбывающих наказание, дав им возможность по выходе из лагерей жить честной трудовой жизнью и быть полезными гражданами СССР». Но предусматривались и разные меры наказаний за отказ от работы, порчу инструмента и другие нарушения. На самом деле ни начальнику лагеря, ни надзирателям никакие инструкции были не нужны. Они устанавливали свои порядки. Пытки, расстрелы, избиения, а еще голод и болезни оставляли заключенным немного шансов для того, чтобы выжить.
Начальник лагеря Федор Эйхманис из «Обители» Прилепина имеет в основе реального человека. Это бывший «латышский стрелок» Федор (Теодор) Эйхманс — второй начальник Соловецкого лагеря, который руководил им с 1923 по 1929 год. При Эйхмансе в лагере сначала появились состоящее из заключенных Соловецкое отделение Архангельского общества краеведения (СОАОК), библиотека, биосад и краеведческий музей.
А в 1925 году при помощи предприимчивого заключенного Нафталия Френкеля, бывшего одесского спекулянта, была изменена система поощрения заключенных и произошла замена стандартного пайка на четкий дифференцированный метод распределения продуктов в зависимости от выработки и категории трудоспособности. Производительность труда в лагере резко возросла, и СЛОН превратился в доходное многопрофильное предприятие: с разнообразными мастерскими, лесозаготовкой, производством обуви, а главное, с очень дешевой рабочей силой. Именно в это время в лагере для заключенных появились кино, спортивные секции, журнал «СЛОН», газета «Новые Соловки» и даже театр, в котором играли заключенные, среди которых были профессиональные актеры и музыканты. Только за 1925 год театром было дано 139 спектаклей и 40 концертов. Он стал отдушиной для многих заключенных, которые после 12‑часового рабочего дня еще репетировали и готовили спектакли.
По ходатайству начальника лагеря Эйхманса в 1927 году заключенного Френкеля досрочно освободили, сократив его срок отбывания наказания с 10 до 4 лет. Позже Нафталий Френкель сам войдет в руководство системы ГУЛАГ и будет ведать организацией производства во всех лагерях. Потом он поруководит строительством БАМа и после того как в 1942 в кратчайшие строки построит руками заключенных 1000‑километровую железную дорогу для снабжения осажденного Сталинграда, станет генерал‑лейтенантом инженерно‑технической службы. Тогда как самого Федора Эйхманса объявят английским шпионом и расстреляют в 1938‑м.
Действие романа «Обитель» происходит в 20‑х годах — в самом начале борьбы за власть в советском Кремле. Еще не выслан из страны Троцкий (это произойдет в 1929 году), еще нет ГУЛАГа (образован в 1930‑м), еще не расстреляны бывшие соратники Сталина Зиновьев и Каменев (1936‑й) и не убит Киров (1938‑й). Но в лагерь отправляют тысячи «бывших» офицеров, зажиточных крестьян, представителей интеллигенции и всех, кто попадался под многочисленные облавы чекистов. Для того, чтобы оказаться в СЛОНе, не требовалось решения суда, хватало направления ОГПУ с формулировкой «КР» — «контрреволюция». В это время в Соловецком лагере находятся порядка 6 000 — 10 000 заключенных: «каэры», меньшевики и эсеры, репрессированное духовенство и уголовники.
«Там совершенно очевидно, что и „ГУЛАГ“ Солженицына, и „Колымские рассказы“ Шаламова совершенно другое время, другая эпоха. Это 1920‑е годы. Нельзя сказать, что там все было устроено милосердней. Но, собственно, сам ГУЛАГ еще не был создан».Захар Прилепин в интервью телеканалу «Москва 24»
До настоящего ада остается совсем немного. Точкой отсчета массовых репрессий некоторыми историками принято считать 7 июня 1927 года, когда Сталин отправил Молотову шифрограмму о «повальных обысках и арестах монархистов и всякого рода белогвардейцев по всему СССР с целью их полной ликвидации всеми мерами».
К началу 30‑х годов в системе Соловецких лагерей на островах и материке находятся уже почти 60 000 человек. Очевидцы, Академик Дмитрий Лихачев, писатель Олег Волков, попавшие в СЛОН в 1928 году, описывают совершенно бесчеловечную систему уничтожения людей, пыток и рабские условия существования заключенных.
Роман «Обитель» появился в 2014 году и завоевал три престижные премии: «Большую книгу», «Книгу года» и «Книжную премию Рунета». Дописывая его, Захар Прилепин уже знал, что решение о съемках экранизации принято окончательно. Но до начала производства фильма прошло еще 4 года. И вот телеканал «Россия 1» объявляет, что Александр Велединский завершил съемки и сериал появится в 2019 году. Но в 2019 году сериал так и не появился.
Весной 2020 года «Россия 1» выпускает на экраны сериал по книге Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза» с Чулпан Хаматовой в главной роли. Этот сериал также затрагивает эпоху репрессий 20‑30‑х годов — и выясняется, что телезрители воспринимают его неоднозначно. Особые возмущения вызывают негативно показанные сотрудники органов советской власти. А потому, чтобы сериал «Обитель» не попал под аналогичную волну критики, его снова откладывают.
Сам Захар Прилепин отказывается от комментариев по сериалу:
«К экранизации „Обители“ я никакого отношения не имею. Тщательно отстраняюсь, стараюсь не вовлекаться и ничего не обсуждать».Захар Прилепин в интервью Издательству АСТ
Тем временем «Обитель» перемонтировали — и сериал наконец выходит в свет.
Терехов Александр Михайлович
Иванов Алексей Викторович
Адамова-Слиозберг Ольга Львовна
Сенчин Роман Валерьевич
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.