Для начала стоит признать, что Новый Год — самый древний из всех праздников. Он, в том или ином виде, отмечается практически всеми культурами, знающими календарь, а первые свидетельства о нем относятся к третьему тысячелетию до нашей эры.
С переходом древнего человека от охоты и собирательства к ведению сельского хозяйства (в результате палеолитической революции или «великого скачка») люди стали отмечать начало сельскохозяйственного цикла. И новый год, соответственно, начинался весной. Это довольно универсальная история, общая для огромного множества культур и цивилизаций от Древней Индии до Древней Армении.
Итак, самое первое упоминание о празднике, который можно ассоциировать с Новым годом мы находим в древней Месопотамии (на территории современного Ирана). В бассейне Тигра и Евфрата отмечали разлив этих рек, который совпадал с началом сельскохозяйственных работ. Было это 21 марта, в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день божество Мардук победил смерть. Торжества длились 12 дней, в течение которых никому нельзя было работать и все должны были веселиться и участвовать в карнавалах. Праздник начинался с выезда царя из города и заканчивался его торжественным возвращением.
В Древнем Египте, где земледелие зависело от одной единственной реки, наступление нового года отмечалось с разливом Нила. Случалось это сильно позже, чем в Месопотамии, когда восходила звезда Сириус. Этим событием начинался первый сезон египетского календаря, который назывался «ахет». Разлив Нила считался приходом бога Хапи, который даровал народу изобилие и приходился на самое окончание посевного сезона.
Подготовка к празднику начиналась задолго до этого. В хозяйствах при храмах откармливали огромных жертвенных быков и разнообразную птицу, массово закупались пряности и ароматические масла.
Жрецы точно предсказывали день прихода разлива и накануне этого события народ собирался по берегам великой реки. Первые валы воды, шедшие с юга на север, вызывали восторг и предсказания производили неизгладимое впечатление на людей. В воду бросались свитки с перечислениями даров богам, а по водам Нила пускали плавать лодку, в которой ставили статую бога Хапи. Статуя плавала так примерно месяц — до самого конца веселья. В эти дни народ Египта отдыхал, развлекался и ждал урожая.
У древних греков приход нового года отмечался летом, в день летнего солнцестояния (22 июня). Празднования сопровождались чествованием бога виноделия и земледелия Диониса. Люди наряжались в козлоподобных сатиров (детей лесного бога Пана и речных нимф), шумно веселились, упивались вином и предавались разного рода распутствам.
Римская традиция отмечать новый год в январе выглядит некоторым отклонением на общем весенне-летнем фоне и происходит от чествования двуликого бога Януса. Бог отвечал за выбор и разного рода новые начинания. Одно лицо у него смотрело вперед и в будущее, другое было обращено назад в прошлое. Празднества, соответственно, назывались януариями. Отмечались они сравнительно скромно и длились день до праздника и день после — почти как у нас.
С распространением на территории Империи римского календаря местные культуры постепенно переходили от старых обычаев к новой надкультурной традиции.
Так, например, было с кельтами, у которых новый год изначально приходился на осень и совпадал с окончанием уборки урожая. Назывался этот праздник Самайн (или Самхейн) и сопровождался народными гуляньями в масках разнообразных местных богов и чудовищ. В этой же культуре появилась традиция дарить женщинам на праздник небольшие деньги, баловать их подарками.
В восточнославянских племенах, люди изначально праздновали приход весны в марте. Праздник масленицы и был древнеславянским новым годом. Сожгли чучело Зимы, символически прогнав её, поели круглый хлеб в форме солнца — встретили весну.
С принятием христианства, славянами был усвоен и новый календарь (Юлианский) с сеткой традиционных христианских празднеств. Однако языческий Новый год на Руси отмечался либо весной (как встарь, одновременно с пасхой), либо осенью. Так в 1492 году Иоанн III (дед Ивана Грозного) повелел отмечать сей праздник 1 сентября. В этот день полагалось возвращать все долги и оплачивать налоги (и всем становилось не до праздника), но зато каждый имел право встретиться в Кремле с самим царем и поделиться с ним своими заботами и радостями.
Эту систему понадобилось обновить еще раз уже при Петре Первом. Именно царь-реформатор помимо религиозного Рождества ввел светский праздник, приходившийся на 31 декабря. На него полагалось наряжать елку, а у кого денег не было, тем стоило хотя бы украсить еловой веткой свои ворота. Поначалу официальное празднование Нового года встретило сопротивление церковных властей, но им доступно объяснили, что все правильно: сначала 25 декабря идет особо важный духовный праздник, а потом (по остаточному принципу) народ веселится уже по-простому, «в светском режиме».
Так и продолжалось ровно до прихода к власти большевиков в 1917 году. Ими был введен более продвинутый и точный, за счет сокращения високосных годов, Григорианский календарь, по которому на тот момент веками (с 1582 года) жила вся остальная Европа. К 1917 году между Григорианским и Юлианским календарями накопилась разница в 13 дней, что начинало уже представлять определенные неудобства.
Ортодоксальные верующие в пику власти продолжали отмечать праздники по старому стилю: привычное Рождество приходилось уже не до, а после светского праздника Нового года. Таким образом, мы стали одной из немногих стран в мире с двумя праздниками Рождества — по Григорианскому календарю (мы теперь его называем «католическое Рождество») и по Юлианскому («православное»). И, наверное, мы остались единственной страной, где люди празднуют «Старый новый год» по тому самому Юлианскому календарю. А ведь кому-то сегодня мало и этого — энтузиасты дополнительно отмечают и еще один Новый год по восточному календарю!
Надо отметить, что какое-то время Новый год и тем более Рождество в Стране Советов не отмечались вовсе, поскольку эти праздники считались буржуазными и церковными пережитками. Так продолжалось не очень долго — с 1929 по 1935 годы. При Иосифе Виссарионовиче было дано добро на возвращение царского обычая и проведена первая в истории СССР новогодняя елка.
Единственным отличием советской елки от прежней было наличие на вершине красной пятиконечной звезды и отсутствие дорогой вышивки на шубе Деда Мороза (этот момент был отдельно регламентирован). Считалось, что дети советской страны получают праздник, который им не был доступен при прежнем режиме по причине пролетарской бедности их родителей.
Сегодня Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января поистине глобальный и всенародно любимый праздник, который одновременно (с учетом только разницы часовых поясов) встречает вся планета.
Кобейн Курт
Цзятун Чэнь
Фонтен Максим
Елизаров Михаил Юрьевич
Джексон Холли
Стенберг Леа
Демченко Владимир Сергеевич
Коскэ
Итагаки Пару
Марков Алексей Викторович
Гарсиа Маркес Габриэль
Вялов Сергей Сергеевич
Мирай Медина
Шемякин Михаил Михайлович
Казанцева Ася
Комарова Марина Сергеевна
Прилепин Захар
Уайт Рейн
Антеро Валерия
Лендж Трейси
Череватый Влад
Козлов Сергей Григорьевич
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.