«Нос» — повесть Николая Гоголя, ставшая одним из самых загадочных и неоднозначных произведений писателя. Критики дают ей множество трактовок — от библейских до фрейдистских. Несмотря на то, что подавляющее большинство современников писателя не восприняли повесть всерьез, она оказала колоссальное влияние на последующие поколения литераторов. Так же, как из «Шинели» вышел весь русский реализм, из «Носа» вышла вся абсурдистская литература XX века — и не только русская. Сейчас повесть входит в учебную программу российских школ.
По мотивам произведения композитор Дмитрий Шостакович написал оперу. В создании либретто участвовал писатель Евгений Замятин. «Нос» Гоголя лег в основу ряда экранизаций, в том числе фильма, который снял советский режиссер Ролан Быков. Также по мотивам повести создали мультфильмы такие режиссеры, как Александр Алексеев и Андрей Хржановский.
Гоголь начал работу над повестью в 1832 году. Первая черновая версия произведения была закончена три года спустя. Писатель попытался опубликовать повесть в журнале «Московский наблюдатель», но редакторы ему отказали, поскольку сочли ее «пошлой» и «грязной». Однако произведение высоко оценил Александр Пушкин, который опубликовал его в своем журнале «Современник» в 1836 году. Солнце русской поэзии предварило повесть доброжелательным предисловием. Через шесть лет «Нос» вышел в составе собрания сочинений Гоголя в новой редакции. В ней писатель выделил финал в отдельную третью главу и значительно его переработал.
Большинство современников Гоголя не поняли и не приняли его повесть. Друг Гоголя критик‑славянофил Степан Шевырев — которому приписывают авторство мема «загнивающий Запад» — считал «Нос» одним из самых слабых его произведений. Друг Пушкина литературный критик Егор Розен не понимал, почему тот решился напечатать в своем журнале такую «отвратительную бессмыслицу» и «пустейший, непонятный фарс». Основатель газеты «Северная пчела» Фаддей Булгарин раскритиковал Гоголя за «вульгарный язык» повести и излишне натуралистические описания. Критик Осип Сенковский высмеял пристрастие писателя к изображению носов в своих произведениях.
Из крупных критиков лишь Виссарион Белинский отозвался о повести положительно, назвав ее «арабеском, небрежно набросанным карандашом великого мастера». Примечательно, что несмотря на явно фантастическое содержание «Носа», Белинский сосредоточился в основном на его социальном аспекте, посчитав, что в лице главного героя коллежского асессора Ковалева Гоголь описал отрицательный чиновничий типаж.
Отношение к повести Гоголя изменилось в начале XX века. Философ Василий Розанов отверг подход критиков‑реалистов и назвал писателя «гением формы», чьи произведения, несмотря на обилие реалистических деталей — фантасмагоричны. Повестью вдохновлялись такие видные авторы‑модернисты, как Франц Кафка, Даниил Хармс и Рюноскэ Акутагава, которые сделали абсурд важной частью своих произведений.
Гоголь Николай Васильевич
Утром 25 марта цирюльник Иван Яковлевич увидел, что его супруга испекла хлеб. В нем он нашел отрезанный нос. Цирюльник узнал в нем нос своего постоянного клиента коллежского асессора Ковалева, которого он брил дважды в неделю. Супруга цирюльника устроила скандал — она решила, что тот, когда находился в подпитии, случайно отрезал нос клиенту. Иван Яковлевич сначала собирался спрятать нос дома. Однако супруга заставила цирюльника выкинуть нос на улицу.
Цирюльник завернул нос в тряпочку и стал искать подходящее место, чтобы незаметно от него избавиться. Однако сделать это не удавалось — на его пути постоянно встречались знакомые, которые интересовались, зачем он вышел из дома в такую рань. Цирюльник все же улучил момент, когда, как ему казалось, на него никто не смотрит, и выбросил нос на землю. Но его догнал будочник и потребовал подобрать то, что он уронил.
В итоге Иван Яковлевич выбросил нос в Неву с Исаакиевского моста. Он подумал, что на этом история завершилась. Однако на другом конце моста его заметил квартальный — так в Российской империи называлась одна из полицейских должностей — который потребовал от цирюльника объяснений. Автор не рассказывает, чем закончился их разговор — «...что далее произошло, решительно ничего не известно».
Утром коллежский асессор и известный ловелас Ковалев собрался посмотреть на прыщ, который появился у него на носу накануне. Взяв зеркало, он с ужасом увидел, что вместо носа у него на лице образовалось гладкое место. Он решил заявить о пропаже в полицию, но долго не мог поймать извозчика, чтобы доехать до обер‑полицмейстера.
Внезапно на улице он увидел карету, из которой вышел его нос в мундире статского советника. Ковалев бросился в погоню за носом. Ему удалось нагнать его в Казанском соборе, где тот стоял и молился. Ковалев вежливо попытался уговорить нос вернуться на свое место, однако тот сначала сделал вид, что не понимает его, а потом добавил, что он теперь «сам по себе».
Носу снова удалось скрыться от опешившего Ковалева. Коллежский асессор вновь начал его разыскивать. Он добрался до обер‑полицмейстера, но не застал его дома. Ковалев решил обратиться в газету и дать объявление о пропаже носа. Но там отказались его принимать, чтобы не навредить репутации издания. После этого коллежский асессор обратился к частному приставу — еще один полицейский чин Российской империи. Частный пристав сухо отказался принимать заявление Ковалева о пропаже его носа.
Коллежский асессор вернулся домой. Там он стал размышлять, каким образом нос мог исчезнуть с его лица. Он пришел к выводу, что штаб‑офицерша Подточина, которая некогда хотела выдать за него свою дочь, наняла колдуний, которые испортили ему внешность. Через некоторое время к нему домой пришел полицейский чиновник, который известил Ковалева о том, что он нашел его нос. Коллежский асессор попытался прикрепить нос на его прежнее место, однако ему это не удалось. Он обратился к доктору, который жил в его доме, но и тот ничем не смог ему помочь. Коллежский асессор написал письмо Подточиной. Ее ответ убедил Ковалева, что она непричастна к его проблемам с носом.
По городу начинают расползаться слухи о том, что нос коллежского асессора видели в разных частях Санкт‑Петербурга. Автор не рассказывает, к чему это все привело — «...происшествие скрывается туманом, и что было потом, решительно неизвестно».
Утром седьмого апреля нос вновь оказался на лице Ковалева. Это очень обрадовало коллежского асессора, который после этого происшествия стал постоянно пребывать в хорошем расположении духа. Цирюльник же отныне стал брить Ковалева очень осторожно.
Гоголь Николай Васильевич
Гоголь Николай Васильевич
Гоголь Николай Васильевич
Гоголь Николай Васильевич
Симоне Сьерра
Дмитриева Валентина Геннадьевна
A4 Влад
Цискаридзе Николай Максимович
Горбатовский Владимир Васильевич
Кузнецова Екатерина Александровна
Ершова Евгения Сергеевна
Нет глаз - нет слез
Ли Сьюзан
Стайнер Кэнди
Комарова Марина Сергеевна
Трясорукова Татьяна Петровна
Завидова Елена
Литвак Михаил Ефимович
Литвак Михаил Ефимович
Ликсо Вячеслав Владимирович
Артеева Юля
Райн Александр
Уркхарт Элейна
Коэльо Пауло
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.