Это он придумал и нарисовал экранные образы Карлсона, блудного попугая Кеши, Вовки из Тридесятого царства, домовенка Кузьки и других знаменитых персонажей мультфильмов и книг. Его герои – часть культурного кода многих поколений россиян. При этом о самом Савченко известно немного. Он вел тихую жизнь и крайне редко соглашался на интервью. Работал на «Союзмультфильме» более 40 лет, кроме того, оформлял детские книги и рисовал диафильмы. Не получил ни одной серьёзной профессиональной награды, но никогда об этом не жалел.
Анатолия Михайловича не стало 7 лет назад. Накануне дня рождения художника мы навестили его вдову, Клавдию Васильевну Савченко.
Двухкомнатная уютная квартира напоминает музей – не только из-за картин на стенах, но и из-за необычного декора на стенах и мебели. Всё это – дело рук самого хозяина. Нас встречает улыбчивая Клавдия Васильевна и ведет прямиком к накрытому столу.
Расскажите, как вы познакомились с Анатолием Михайловичем?
Случайно! Мы познакомились в гостях у приятельницы. Это было в 60-ом году. Буквально через месяц он переехал ко мне жить.
Сразу нашли общий язык?
Да. У него характер очень мягкий, доброжелательный. На протяжении 50 лет у нас не было никаких раздоров. Я прожила с ним хорошую жизнь. Если вы спросите, ругались ли мы когда-нибудь, я отвечу, что нет. Не было даже такого, чтобы мы не разговаривали. Поэтому когда говорят, что муж с женой поругались, для меня это нонсенс. Он был очень домашним. Не любил путешествовать, говорил, что санаторий у него на балконе. Не любил сидеть без дела. Однажды поехали отдыхать на курорт, Толя два дня побыл и говорит: «Не могу. Это надо вставать, идти к девяти на завтрак. Дают кашу, а я ее не хочу». И уехал.
Я потом звонила ему и спрашивала: «Толенька, как у тебя там с едой?», он говорил: «У меня все есть. Я борщ сварил и чахохбили». Он любил грузинскую кухню, сам хорошо готовил. Стол, по его мнению, должен быть всегда красиво накрыт. И одеваться красиво любил. Костюмы, галстуки…
Расскажите про его семью. Были ли у него братья или сестры?
Родных не было. Двоюродные братья были. Иногда они приезжали, но очень редко. У внука вот правнучка родилась, Анечка, ей уже 1,5 года. Сын Толи, Женя, ушел из жизни в 63 года. Он тоже был художником, работал заместителем главного художественного редактора в каком-то издательстве. Внук по работе тоже связан с печатью.
Анатолий Михайлович и его сын, Женя
Расскажите про маму Анатолия Михайловича, она с вами жила?
Да, мама с нами жила 15 лет. И вот за 15 лет мы с ней ни разу не поссорились. Она тоже очень добрый человек, очень светлый. Она прожила 102 года и до последних дней интересовалась всем, что в мире делается, читала «Московский комсомолец»…
А папа?
Папа его был провизором в Новочеркасске. Он всегда говорил: «Толя, ты будешь или хорошим художником, или хорошим врачом». Толя очень хорошо разбирался в медицине. Все мои подруги, которые заболевали, звонили ему и спрашивали, что надо принимать - всегда что-нибудь советовал...
Анатолий Михайлович был на войне?
Да, на фронт ушел в 17 лет. В плену был. Он об этом только один раз рассказывал, тяжело было вспоминать. Называл плен адом. Однажды в Чехословакию попал, в одной казарме увидел пианино. А Толя когда-то учился музыке, хотя и не очень охотно. А тут сел и заиграл. Все солдатики окружили его. Потом и начальник его просил, чтобы поиграл, а солдатики слушали. Так что, выходит, не зря учился - помогло ему на фронте. А сразу после войны он поступил во ВГИК. Принес свои детские работы, которые в Доме Культуры рисовал. Желающих учиться на мультипликацию было немного, но зато потом получились настоящие мастера. Толя там отучился и пошел на «Союзмультфильм», всю жизнь там проработал. Так и осталась одна запись в трудовой: «Прибыл - убыл».
С кем из коллег по «Союзмультфильму» Ваш муж дружил, кто заходил в гости?
Ой, очень много, кто приходил. Борис Степанцев, с которым он рисовал все его фильмы, наша соседка Маша Рудаченко - большинства, конечно уже нет… Вообще Толю все любили, а в «Союзмультфильме» звали просто «Толя-лапочка».
Как рождались знаменитые персонажи Анатолия Михайловича? Вы участвовали в их создании?
Нет, не участвовала, я же не специалист. Хотя подготовительную работу он всегда проводил дома. И почти по всем мультфильмам, к которым придумывал героев, он потом рисовал книжки и альбомы для «Малыша».
Например, Карлсон - сначала Толя читал только оригинальный сценарий к мультфильму, так как книгу было тяжело достать. Там была такая компиляция из разных глав, собранных вместе. А вот когда он делал диафильм, там был сценарий по всем трём частям (потом из этих рисунков в «Малыше» собрали толстую книгу с полным текстом).
Говорят, когда Фаина Раневская увидела нарисованную Фрекен Бок, то её персонаж ей не понравился. Анатолий Михайлович расстроился?
Да, был такой случай. Она спросила: «Что же вы нарисовали меня такую страшную?», а Толя ответил: «Нет, это просто образ, а вы очень красивая женщина». Думаю, она не всерьёз это говорила, потому что потом с удовольствием её озвучивала. Персонажи придумывались очень долго: прежде чем найти нужный образ, он выкидывал не одну корзину бумаги. Эти промежуточные рисунки никто никогда не видел. Он показывал их мне только когда герой был полностью готов. У Толи была своя очень интересная технология цветных оригиналов. Когда я разбирала коробки, нашла очень много свечей. Он их варил, накладывал воск на бумагу, а потом иголкой процарапывал фактуру, причем уже с учетом будущего рисунка.
У него был свой любимый персонаж?
Попугай Кеша и, конечно, Карлсон. Его и прозвали «Папа Карлсона». Кто-то ему даже говорил, что он сам себя нарисовал. Во всяком случае, придумал этот образ полностью он сам, не видя никаких других иллюстраций. У него был только текст и больше ничего. Он делал раскадровку фильма, рисовал персонажей и сдавал творческой группе. А потом уже с ними работали мультипликаторы… Интерьеры и пейзажи в фильме тоже его, хотя обычно их рисуют другие художники, специалисты по фонам.
Где можно найти оригиналы работ Анатолия Савченко?
Все работы по мультфильмам, которые у меня хранились, забрал Музей кино. А книжные иллюстрации - в «Малыше», они время от времени что-нибудь переиздают, например совсем недавно вышел большой сборник сказок с Красной шапочкой на обложке, там везде его иллюстрации.
Какой своей работой он больше всего гордился?
Да он вообще ничем особенно не гордился, не такой человек. Наверное, поэтому его и любили на студии.
А мастерская своя у него когда-нибудь была?
Только здесь, дома, в маленькой комнате. Там он всё и рисовал. Толя вообще очень любил свою квартиру, и все, что здесь есть, он сделал своими руками. Вот, например, купил по дешёвке старые стулья, отремонтировал, украсил – и посмотрите, что получилось… И конечно, здесь же он рисовал все свои книжки, и не только по мультфильмам – сказки, стихи, смешные рассказы, была даже книжка про войну… И всё это он делал с удовольствием – так же, как и жил!