Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Николай Некрасов: биография, журналы и политика

Николай Некрасов: биография, журналы и политика

10.12.2025

10 декабря родился Николай Некрасов — русский писатель, публицист, драматург, издатель, литературный критик, просветитель и общественный деятель. Наибольшую известность ему принесли новаторские по меркам XIX века стихи и поэмы. Для них характерны обращение к русскому фольклору, политическая ангажированность и обилие прозаизмов. Творчеством Некрасова восхищались Виссарион Белинский, Николай Чернышевский, Валерий Брюсов, Георгий Плеханов и Владимир Ленин.

Некрасов родился в семье небогатого военного. Его отец отличался жестким и даже жестоким характером. Юный Некрасов неоднократно видел, как его отец выбивал долги из своих нищих крестьян. К жене и сыну мужчина тоже был весьма суров.

В гимназические годы у Некрасова произошел конфликт с директором из‑за сатирических стихов. Отец не стал поддерживать сына и забрал его из гимназии. Мужчина отправил юного Некрасова в Санкт‑Петербург, чтобы тот пошел по его стопам и поступил в Дворянский полк. Однако юноша встретил в столице своего гимназического товарища, который был студентом Санкт‑Петербургского университета, и тоже захотел туда поступить. Отец Некрасова пригрозил, что если тот не станет военным, он лишит его материальной поддержки. Некрасов проигнорировал его угрозы и стал готовиться к вступительным экзаменам. Отец перестал посылать сыну деньги. Некрасов не смог сдать экзамены и стал посещать занятия филологического отделения вуза как вольнослушатель.

Молодой человек попал в затруднительное положение. На протяжении нескольких лет все свободное от учебы время он посвящал различным подработкам. Однако денег все равно не хватало: Некрасов нередко не мог позволить себе поесть, а однажды не смог вовремя заплатить за комнату и оказался в приюте для нищих.

Проблема с финансами разрешилась, когда Некрасов занялся литературным трудом: сочинял подписи для лубков, сказки, сатирические стихи, критические заметки и небольшие статьи для ряда популярных изданий. Работать приходилось много, а денег подобный труд приносил довольно мало — их хватало лишь на еду и съем жилья.

Чтобы увеличить заработок, Некрасов подался в драматургию — петербургские театры того времени требовали огромного количества пьес для регулярных премьер. Качество этих пьес было не особо важно — решающее значение имела скорость их создания. Однако даже быстро работавший Некрасов подчас не успевал завершить заказ к сроку, поэтому ему приходилось заниматься пересказом произведений других авторов. Все эти пьесы он писал под псевдонимом Перепельский.

В это же время Некрасов занялся собственным творчеством. Он писал стихи, находившиеся под явным влиянием русской романтической традиции. В 19 лет Некрасов за собственный счет издал первый поэтический сборник «Мечты и звуки». Несмотря на то, что для дебюта молодого автора книга получила довольно неплохие отзывы — Николай Полевой высказался о ней достаточно лестно, Василий Жуковский похвалил два стихотворения, а Виссарион Белинский, немного поругав стихи, назвал их «вышедшими из души» — Некрасов был огорчен. Он выкупил все экземпляры книги, которые смог найти, и уничтожил их.

После этого Некрасов сосредоточился на создании прозы и стихов в реалистическом ключе. Он сошелся с кружком Белинского и познакомился со многими литераторами. После этого Некрасов загорелся идеей выпуска тематических альманахов, которые будут отражать настроения кружка Белинского, и стал активно собирать для них материалы.

Наибольшую популярность снискали его альманахи «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник», вышедшие в 1845 и 1846 годах соответственно. В первом были собраны произведения самого Некрасова, Белинского, Владимира Даля, Дмитрия Григоровича и Ивана Панаева. Во второй вошли как произведения уже известных читателям Некрасова, Белинского и Владимира Одоевского, так и работы талантливых молодых писателей: Александра Герцена, публиковавшегося под псевдонимом Искандер, Ивана Тургенева и Федора Достоевского. Последний опубликовал в альманахе свой дебютный роман «Бедные люди», вызвавший широкий общественный резонанс. Можно сказать, что именно Некрасов открыл талант Достоевского читателям. Эти альманахи стали важной вехой в становлении русской натуральной школы.

Бедные люди

Достоевский Федор Михайлович

В 1846 году Некрасов решил издавать собственный журнал. Поскольку открывать новые журналы было запрещено императорским указом, литератор решил перекупить один из уже существующих. Для этого он заручился поддержкой своего товарища Ивана Панаева, который дал большую часть денег, и профессора Александра Никитенко. Выбор Некрасова пал на журнал «Современник», который создал Александр Пушкин. После его смерти издание стало убыточным. Именно поэтому издатель журнала Петр Плетнев с радостью передал его в аренду Некрасову.

Некрасов стал привлекать к работе над журналом своих давних знакомых, сделав особую ставку на молодых писателей. В разные годы с «Современником» сотрудничали Белинский, Тургенев, Герцен, Достоевский, Дмитрий Григорович, Иван Гончаров и Михаил Салтыков‑Щедрин. Именно в журнале Некрасова были впервые опубликованы «Записки охотника» и «Дворянское гнездо» Тургенева, «Обыкновенная история» Гончарова, «Кто виноват?» Герцена, «Что делать?» Чернышевского, а также «Детство. Отрочество. Юность» и «Севастопольские рассказы» Льва Толстого.

Сам Некрасов на страницах своего издания нередко выступал в роли критика. Именно он написал статью о творчестве Тютчева — опытного, но малоизвестного поэта, который печатался в «Современнике» еще во времена Пушкина. Благодаря Некрасову стихи Тютчева привлекли внимание широкой аудитории и стали неотъемлемой частью русской поэзии.

«Современник» имел ярко выраженную политическую направленность: через него Некрасов продвигал революционно‑демократические идеи. Со временем это привело к конфликту с рядом авторов: с журналом прекратили сотрудничество Тургенев, Толстой и Григорович.

Также продвигаемая Некрасовым политическая повестка вызывала вопросы у цензоров. В 1862 году они приостановили выпуск издания на восемь месяцев, а в 1866 году, после покушения на императора Александра II, оно было закрыто. Пытаясь сохранить «Современник», Некрасов написал хвалебные стихи Осипу Комиссарову, который спас жизнь императора, и генералу Михаилу Муравьеву, который вел дело о покушении. Однако этот жест не помог сохранить журнал и нанес серьезный ущерб политической репутации Некрасова. После этого он возглавил журнал «Отечественные записки», который был главным конкурентом «Современника» и откуда Некрасов некогда переманил ряд авторов.

Как революционный демократ, Некрасов понимал, что просвещать следует не только столичную интеллигенцию, но и народные массы. Поняв, что материалы «Современника» слишком сложны для простых людей, а подписка на него слишком дорого стоит, Некрасов наладил выпуск «красных книжек» — дешевых изданий, которые распространялись через бродячих торговцев. Именно в таком формате писатель переиздал свою поэму «Коробейники», посвященную бродячим торговцам, которые и предлагали его книги читателям.

Последним крупным произведением Некрасова стала поэма «Кому на Руси жить хорошо». Ее главные герои — простые русские мужики, которые после отмены крепостного права в России пытаются найти в ней хотя бы одного счастливого человека. Некрасов критически относился к реформам Александра II, в частности к условиям отмены крепостного права, считая их недостаточными. Первая часть поэмы была опубликована в 1866 году в «Современнике». Еще несколько частей произведения были опубликованы в журнале «Отечественные записки». Над поэмой Некрасов продолжал работать вплоть до своей смерти в 1877 году. Изначально его замысел был масштабнее, однако писатель понимал, что скоро умрет, поэтому в качестве финала представил последнюю полностью завершенную им часть.

На похороны писателя пришло несколько тысяч человек, которые сопровождали его тело от дома до Новодевичьего кладбища. Церемония прощания превратилась в политический митинг. Когда выступавший на похоронах Достоевский сказал, что Некрасов — третий русский поэт после Пушкина и Михаила Лермонтова, толпа прервала его криками: «Некрасов — первый!». На могилу писателя возложили венки многие революционные организации, в том числе «Земля и воля».

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь с условиями использования cookie-файлов.

Новости, новинки,
подборки и рекомендации