Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Никакой не секрет писательского мастерства

Никакой не секрет писательского мастерства

14.03.2024

Тираж моих книг перевалил за 200 тысяч экземпляров — это в бумаге; в электронном виде ещё 100 тысяч точно было продано и ещё больше спирачено. Не так уж много для худлита, но в нон-фикшене я несколько лет вхожу в топ-10 российских писателей; но ещё есть к чему стремиться. Это не ради хвастовства, — лишь для того, чтоб вы прислушались, если продали меньше 100 тысяч книг. А если вы продали больше — я с удовольствием прочитаю про ваши секреты.

Есть три составляющих писательского мастерства. Все о них знают, а что толку?

У похудения тоже нет никаких секретов, всё давно известно. Всего-то нужно есть меньше углеводов и больше двигаться, но люди продолжают неутомимо жиреть. С писательством та же история: всё элементарно, Гермиона. Нужно всего лишь больше писать, а потом удалять плохое.

Почему люди так плохо выражают свои мысли? Поначалу я обвинял уроки литературы в школе, на которых «автор имел в виду совсем не это». Но когда я сам стал печататься, на уроки пенять перестал: у великих они тоже были.

Лет пять назад замечательный писатель Виталий Сероклинов из Новосибирска решил помочь восьмикласснице с сочинением по своему собственному рассказу «Пряники». Вы уже догадались: ему влепили тройбан, потому что — ну конечно! — «автор имел в виду совсем не это». Но Сероклинов оказался живой и, в отличие от Некрасова и Лермонтова, мог ответить. Так вот: то, что вы имеете в виду, не имеет значения. Просто пишите классные тексты. Пусть даже это будет «100 оттенков Серого»: читатель решит, удачный это текст или нет.

Стивен Кинг не раз говорил о том, что не получится хорошо писать, если вы мало читаете. Поэтому вот самое первое правило: нужно много читать. Желательно не только фантастику, но и классику, и нон-фикшн, и биографии. И рассказы, и стилистически чудовищные бестселлеры вроде Шантарама. И даже детективы. И блоги писателей. И свои собственные дневники.

В детстве я читал невероятно много, брал в библиотеке по 5 книг за раз, все прочитывал от корки до корки — и всегда возвращал. Бросать книги недочитанными я начал лет в тридцать пять, когда почувствовал, что на дочитывание всякой чепухи мне уже явно не хватает времени. Я с ужасом осознал, что за оставшуюся жизнь мне вряд ли удастся прочитать больше трёх сотен произведений; а ведь иногда хочется перечитать и хорошо забытое старое. В мире очень много хороших книг — и намного больше плохих.

В старшей школе я читал больше 100 книг в год, в институте — точно больше 50. Кстати, одно из лучших решений в моей жизни — записывать мысли после (и во время) чтения; жалко, что я додумался до этого так поздно. Между 25 и 35 годами — до появления детей — средняя цифра устаканилась в районе 20 книг в год; тогда же выросло количество прочтённых статей и заметок. То есть текста я стал потреблять даже больше; русскоязычное видео я смотрю на х2, и каждый раз хочу переключиться на чтение транскрипции.

Сейчас я считаю, что если человеку больше сорока и он читает больше 2-3 книг в месяц, он, скорее всего, бездельник. Исключения, конечно, есть: он может быть литературным критиком или интенсивно осваивать какой-то новый навык, или если он писатель или сценарист. То есть когда чтение — часть профессии. В остальных случаях это крайне подозрительно. Итак, первое правило писательского клуба: никому не рассказывать, что ты много читаешь.

Теперь внимание! Это была простая часть писательского мастерства. Сейчас будет очевидная, но нелёгкая вторая часть: нужно много писать.

Профессионалы пишут каждый день. Кто-то считает символы, кто-то — слова, кто-то — страницы. Кто-то считает часы; например, работает 4 часа подряд, и неважно, что из этого выйдет; бывает, что и ничего.

Погодите, а кто такой профессионал? Стивен Кинг выразил всё одним предложением: «если вы написали книгу, и кто-то её напечатал, и вам заплатили гонорар, и вы этим чеком смогли оплатить счёт за электричество — тогда вы настоящий писатель, и я вас уважаю». Меня Стивен точно уважает: книжных гонораров мне хватает даже на портвейн — и это после оплаты коммуналки!

Я (довольно успешный по российским меркам, но незаметный в мировом масштабе автор) стараюсь писать каждый день по 2-3 абзаца текста; иногда получается написать несколько страниц, и тогда я радуюсь. Но писательство — не единственная моя деятельность — хотя и занимающая много времени, — поэтому брать с меня пример будет неправильно.

Я никогда не пишу длинный текст подряд от начала до конца. Не было ещё такого, чтобы я сел и написал 10 страниц, которые идут друг за другом. Я собираю текст из готовых кусков, и бывает, что они несколько раз передвигаются туда-сюда по структуре документа, если для отрывка вдруг появляется более логичное место. Такое пару раз случалось даже в готовой книге.

Не могу сказать, что текст у меня выходит как-то легко и ненапряжно, но формулировать свои мысли я научился давно: тут мне помог блог в Живом Журнале, который я вёл с 25 лет — выходит, почти полжизни. Читатели пишут, что у меня «очень лёгкий язык», но лёгким он стал не сразу. Нужна третья составляющая. О ней написал господин Эрнест наш Хемингуэй: «The only kind of writing is rewriting». «Единственный способ писать — это переписывать».

Эту фразу Хемингуэя я переписывал 5 раз, но она мне всё ещё не очень нравится. Но уже ничего, в первых вариантах было что-то про «мастерство», а это же явно моё украшение, а не оригинальная эрнестова мысль.

«Хулиномика» переписывалась раз 20. Первые 2-3 версии переписаны практически полностью. Сначала я писал черновик — полный текст главы. И я не возвращался к нему, пока не заканчивал ещё хотя бы 5-7 новых глав. После того, как перегорал запал писать что-то новое — и я успевал подзабыть, что было в той первой главе, — я возвращался шлифовать текст. Как? Сейчас расскажу.

Не помню, у кого я подсмотрел эту методику, но теперь уже считаю её своей, потому что мне кажется, что я делал так всегда: я читаю свой текст вслух (или шепчу). И когда фразу не получается быстро и легко произнести (большинство читателей текст именно проговаривают, — даже читая про себя), я буду переставлять в ней слова, искать синонимы и менять что-то в соседних предложениях, чтобы не возникало неудачных созвучий и словосочетаний.

Потом на помощь приходят читатели. Западные писатели вовсю рекомендуют создавать свою email-рассылку. В этом есть логика — емейлы поклонников, в отличие от аккаунта в соцсети, нельзя отнять. Моё главное коммьюнити получилось в телеграме и довольно долго росло само собой — просто потому, что я выдавал много полезного контента (каждый день на протяжении нескольких лет). Так вот: мы вместе с читателями отловили кучу опечаток и нелепостей. Так появились списки благодарностей, которые сопровождают историю версий всех моих книг.

Если насчёт чепухи в каком-то абзаце мне писал кто-то один, то скорее всего, у человека узкий кругозор или это дурачок, который не может уследить за мыслью. Но вот если про одно и то же место написали хотя бы двое, тут уже дурачком объявлялся я сам, — и переписывал текст заново. В этом случае понятно, что это как раз я не смог чего-то объяснить.

«Когда вы пишете историю, вы рассказываете её самому себе. Когда вы переписываете, работа заключается в том, чтобы убрать всё то, что к истории не относится.»

Стивен Кинг, «Как писать книги».

В какой-то момент я решил удалить из «Хулиномики» всю воду и в очередной раз прошерстил её на ненужные повторения, уточнения и неуместные эпитеты.

Потом вдруг я решил удалить из текста все слова «очень» и книга стала не очень. Шучу! Конечно, она стала только лучше. Очень лучше.

После того, как версия стала «окончательной» в очередной раз, я дописал ещё 2 главы, потом ещё 2, и через несколько лет — ещё одну. С ними была проделана та же самая работа. В художественной литературе такая опция есть не всегда, хотя если посмотреть на историю классических произведений даже 100-летней давности, то они печатались не сразу, а по главам — во всевозможных журналах и сборниках. И великому русскому писателю было совершенно окэй (хотя и сомнительно) ещё разок переписать текст перед выходом изданием книги в твёрдой обложке.

Перехожу к практике. Можно долго советовать «Слово живое и мёртвое» Норы Галь, на которое я недавно нашёл отличную критику, Чуковского, Брэдбери и Кинга. Но лучше всего, повторюсь, — читать, писать и переписывать. Одна из лучших по книг в плане текста — это «Госпожа Бовари» Флобера. Гюстав уверял, что каждое слово было доведено до идеала — так оно и есть. «Госпожа Бовари» невелика по объёму, но писал её месье Гюстав целых 5 лет.

У Флобера получился шедевр — или даже памятник — мировой литературы. Там не бог весть какой сюжет (я, честно, говоря, не помню — 150 лет назад все об одном и том же писали: и «Джейн Эйр», и «Гордость и Предубеждение», и «Анна Каренина» о том, что какая-то шибко умная баба неудачно вышла замуж), но текст у Флобера просто потрясающий.

Почитайте — и его, и ещё сотню-другую книг из мировой классики. Это полезно для писательского кругозора. Даже «Улисс» полезен — чтобы понять, что на свете бывает. А вместо «Шума и ярости» Фолкнера будет в миллион раз приятнее прочесть «Цветы для Элджернона» Киза. Скоро соберу для вас топ-100 необходимой классики, чтобы вы всё поняли.

Кстати, за слово «вкусный» не по отношению к еде вы попадёте в ад. И за «томаты» тоже. Даже если вы не писатель, вас там всё равно уже ждут. Берегитесь. Хуже только «крайний раз», да даже и не хуже. И «одеть штаны» — вот это беда. Да, я с большим удивлением узнал, что многие популярные авторы пишут с ошибками. И ничего! Представляете, ничего страшного! Их потом исправляет корректор — и всё. А история остаётся.

А в этом эссе самое классное то, что через год я его перечитаю, а потом перепишу. А потом — ещё разок перечитаю и перепишу.

И буду переписывать пока не сдохну. Как те курицы, которые перешли дорогу.

Источник: alexeymarkov.ru.

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Вы смотрели

Воробьев Константин Дмитриевич

Шубинский Валерий Игоревич

Ожегов Сергей Иванович

Коншин Максим Николаевич

Самарский Михаил Александрович

Коллинз Сьюзен

Савина Людмила Алексеевна

Берг Василий

Сутеев Владимир Григорьевич

Ингерлейб Михаил Борисович

Курдюмов Николай Иванович

Берроуз Уильям С

Драгунский Денис Викторович

Брандхорст Андреас

Оден Скотт

Линдсей Джоанна

Ильин Андрей Александрович

Глотова Мария Дмитриевна

Вам уже есть 18 лет?
Да, есть
Ещё нет
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь с условиями использования cookie-файлов.

Новости, новинки,
подборки и рекомендации