Жанр ужасов веками был одним из основных в литературе, очаровывал читателей способностью вызывать страх и тревогу. Но как именно хорроры создают атмосферу ужаса и беспокойства?
Один из самых известных авторов жанра — Стивен Кинг, который написал множество книг, включая «Оно», «Мертвую зону» и «КлаТбище домашних жЫвотных». Его произведения стали бестселлерами и были экранизированы.
Другой знаменитый создатель хорроров — Говард Филлипс Лавкрафт, который сочинил множество историй о монстрах. Одно из его самых известных произведений — «Зов Ктулху».
Жанр ужасов увлекает читателей рассказами о таких чудовищах, как Франкенштейн и Дракула. Они заставляют переживать противоречивые чувства — от страха до симпатии.
Одна из основных особенностей хорроров — использование саспенса, также характерного для триллеров. Это состояние тревожного ожидания. В английском языке термин широко употребляется при описании бытовых ситуаций. В русском — только применительно к кинематографу, видеоиграм и изредка литературе. Словом «саспенс» обозначают особое продолжительное тревожное состояние зрителя при просмотре кинофильма, а также набор неких художественных приемов, используемых для погружения в него.
Но что именно делает литературное произведение по‑настоящему ужасающим? И что делает хорроры столь эффективными для пробуждения страха и беспокойства у читателей?
Окружение может играть в этом решающую роль. Хорошо продуманный сеттинг способен перенести читателей в мир, где неизвестное скрывается за каждым углом, усиливая напряжение и неопределенность. Например, изолированная и вызывающая клаустрофобию обстановка в «Сиянии» Кинга вносит значительный вклад в общее чувство страха. Или темный и жуткий лес может создать ощущение предчувствия опасности. Использование сеттинга также может отражать психологическое или эмоциональное состояние персонажей.
Также распространенный прием, используемый в литературе ужасов, — скример, внезапное событие, которое пугает читателя. Предвидение — это еще одна техника, используемая для создания напряжения и неопределенности, поскольку она намекает на грядущее.
Сверхъестественные элементы — другая отличительная черта хорроров в литературе. Монстры, призраки и подобные существа часто используются для погружения в страх и напряжение. В «Дракуле» Брэма Стокера изображен вампир, который охотится на людей, а в «Франкенштейне» Мэри Шелли — чудовище, ожившее с помощью научных средств.
Сверхъестественные элементы также могут представлять глубокие общественные тревоги. Так, вампир в «Дракуле» олицетворяет страх перед болезнями, а монстр во «Франкенштейне» символизирует опасность игры в Бога.
Ну а если вы Клайв Баркер, то можете не заморачиваться с саспенсом и сдобрить произведение отборной порцией жестоких натуралистичных сцен, ступив на скользкую от крови дорожку сплаттерпанка.
Современный хоррор довольно далеко ушел не только от предтеч жанра, но и от его золотого века — 80‑х годов прошлого столетия. Однако отголоски и множественные отсылки мы наблюдаем и по сей день.
В этой подборке мы собрали классические ужастики, бестселлеры современности и малоизвестные, но изумительно хорошие книги.
Стикли Джон
Джейкобс Джон Хорнор
Хартли Лесли Поулз
Бирс Амброз
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.