Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Морис Метерлинк и «Синяя птица»: интересные факты об авторе и знаменитой пьесе

Морис Метерлинк и «Синяя птица»: интересные факты об авторе и знаменитой пьесе

22.09.2021

Бельгийский писатель Морис Метерлинк был уже всемирно известным автором успешных пьес, и за его произведениями гонялись ведущие театры Европы, когда он написал «Синюю птицу», обессмертившую его имя для потомков. Через шесть лет, в 1911 году, с формулировкой «за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией» ему вручили Нобелевскую премию в области литературы.

Еще больше о литературных героях и их создателях вы узнаете из нашего Яндекс.Дзен‑канала.

Еще в 27 лет за самые первые пьесы Метерлинка прозвали «бельгийским Шекспиром». С каждым новым произведением он становился все более популярным в среде европейских литераторов и театралов.

На творчество Метерлинка оказали огромное влияние французские символисты. Поэтому почти все его произведения наполнены символическими, в том числе мистическими и оккультными, образами, а также интересными экзистенциальными вопросами. Собственно, поэтому главное его произведение сегодня называют не иначе как «философской сказкой».

Пьеса «Синяя птица» написана в период, когда Метерлинк уже проделал эволюцию от символистского театра через «театр смерти» и наконец пришел к новому для него видению мира — романтическому. В знаменитой пьесе Метерлинк сделал попытку показать человечеству философский смысл бытия, красоту жизни и ее величие.

Герои Метерлинка, маленькие дети лесника Тильтиль и Митиль, отправляются в путешествие на поиски Синей птицы, которая должна по идее дать здоровье и счастье. Вот только длительные запутанные поиски приводят их назад домой, а волшебной птицей оказывается давно живущий у мальчика в клетке простой сизый голубь.

Знаменитая пьеса‑сказка была написана в 1905 году.

Любопытно и то, что самой первой ее постановкой на сцене стала работа русского режиссера Константина Станиславского. Метерлинк осознанно передал ему на это права. И в 1908 году на сцене МХТ впервые разыгралась пьеса «о приключениях брата и сестры в поисках Синей птицы, символа счастья, пронизанного верой в добро и силу человека, в его победу над непознанными еще, но познаваемыми силами и законами природы, над голодом, преступлениями, войной»...

Наполненная намеками и таинственными образами, пьеса учит детей (и в не меньшей степени взрослых) тому, что весьма полезно уметь видеть за обычными вещами неявные явления и смыслы.

Впрочем, есть и альтернативное мнение. Злые языки поговаривают, что истинное послание сказки Метерлинка в том, что бедным полезно научиться самообману, внушить себе не завидовать богатым и смириться со своим положением.

«Создавая себе фантастический мир, мы ближе к истине, чем пребывая в доступной нашим смущениям реальности».

«Эссе о бессмертии», Морис Метерлинк

Точки зрения на смысл этой пьесы вообще сильно различаются в зависимости от социально‑политических воззрений критиков. Например, философ Александр Дугин трактует ее ни больше ни меньше как шаманское путешествие спящих детей в мир мертвых. Он обращает внимание на символику, которая широко отсылает к немецким мистикам и философии неоплатонизма.

Чуть иная точка зрения у литературоведа и писателя Дмитрия Быкова:

«Это очень хорошая пьеса. Может быть, лучшая в XX веке. Не только потому, что она учит верить в мечту и искать Истинные Блаженства — это как раз довольно просто, и не зря Станиславский ругал в письмах к друзьям „Метерлинковские банальности“. А потому, что она — как и все символистское искусство — учит правильному мировоззрению».

Кстати, мало кто знает, что спустя десять лет после первой постановки пьесы Метерлинк написал ее продолжение. Оно называется «Обручение», и события в нем происходят семь лет спустя после событий первой части. Главные герои Митиль и Тильтиль уже выросли, и однажды в тот же самый домик лесоруба снова заглядывает фея Берилюна. Теперь ее миссия — помочь своим подопечным найти любовь. Пьеса, увы, уже не пользовалась таким успехом, как история о детях.

В 1976 году, в разгар холодной войны, советские и американские кинематографисты сняли экранизацию «Синей птицы». В ней приняли участие мегазвезды того времени — Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Ава Гарднер. С советской стороны в проекте участвовали Маргарита Терехова, Георгий Вицин и хорошо известный в мире клоун Олег Попов в роли... клоуна. Режиссером картины стал Джордж Кьюкор, который, между прочим, снял оскароносные «Унесенные ветром» и «Мою прекрасную леди». В ходе съемок фильма вся американская группа провела в Советском Союзе полгода.

Чуть раньше знаменитой советско‑американской экранизации, в 1970 году, вышел полнометражный мультфильм, поставленный Василием Ливановым, тем самым, что впоследствии станет советским Шерлоком Холмсом.

Мультфильм довольно вольно трактует первоисточник. В нем раскрыта тема страха перед Третьей мировой войной и ядерным оружием, и он определенно не детский. То есть еще менее детский, чем пьеса Метерлинка, лежащая в его основе.

Обращает на себя внимание техническое новаторство аниматоров. В этой картине огромную роль играют фотоколлажи художника Натальи Головановой. Для советской мультипликации это весьма необычное решение.

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации