Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Морис Метерлинк и «Синяя птица»: интересные факты об авторе и знаменитой пьесе

Морис Метерлинк и «Синяя птица»: интересные факты об авторе и знаменитой пьесе

22.09.2021

Бельгийский писатель Морис Метерлинк был уже всемирно известным автором успешных пьес, и за его произведениями гонялись ведущие театры Европы, когда он написал «Синюю птицу», обессмертившую его имя для потомков. Через шесть лет, в 1911 году, с формулировкой «за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией» ему вручили Нобелевскую премию в области литературы.

Еще больше о литературных героях и их создателях вы узнаете из нашего Яндекс.Дзен‑канала.

Еще в 27 лет за самые первые пьесы Метерлинка прозвали «бельгийским Шекспиром». С каждым новым произведением он становился все более популярным в среде европейских литераторов и театралов.

На творчество Метерлинка оказали огромное влияние французские символисты. Поэтому почти все его произведения наполнены символическими, в том числе мистическими и оккультными, образами, а также интересными экзистенциальными вопросами. Собственно, поэтому главное его произведение сегодня называют не иначе как «философской сказкой».

Пьеса «Синяя птица» написана в период, когда Метерлинк уже проделал эволюцию от символистского театра через «театр смерти» и наконец пришел к новому для него видению мира — романтическому. В знаменитой пьесе Метерлинк сделал попытку показать человечеству философский смысл бытия, красоту жизни и ее величие.

Герои Метерлинка, маленькие дети лесника Тильтиль и Митиль, отправляются в путешествие на поиски Синей птицы, которая должна по идее дать здоровье и счастье. Вот только длительные запутанные поиски приводят их назад домой, а волшебной птицей оказывается давно живущий у мальчика в клетке простой сизый голубь.

Знаменитая пьеса‑сказка была написана в 1905 году.

Любопытно и то, что самой первой ее постановкой на сцене стала работа русского режиссера Константина Станиславского. Метерлинк осознанно передал ему на это права. И в 1908 году на сцене МХТ впервые разыгралась пьеса «о приключениях брата и сестры в поисках Синей птицы, символа счастья, пронизанного верой в добро и силу человека, в его победу над непознанными еще, но познаваемыми силами и законами природы, над голодом, преступлениями, войной»...

Наполненная намеками и таинственными образами, пьеса учит детей (и в не меньшей степени взрослых) тому, что весьма полезно уметь видеть за обычными вещами неявные явления и смыслы.

Впрочем, есть и альтернативное мнение. Злые языки поговаривают, что истинное послание сказки Метерлинка в том, что бедным полезно научиться самообману, внушить себе не завидовать богатым и смириться со своим положением.

«Создавая себе фантастический мир, мы ближе к истине, чем пребывая в доступной нашим смущениям реальности».

«Эссе о бессмертии», Морис Метерлинк

Точки зрения на смысл этой пьесы вообще сильно различаются в зависимости от социально‑политических воззрений критиков. Например, философ Александр Дугин трактует ее ни больше ни меньше как шаманское путешествие спящих детей в мир мертвых. Он обращает внимание на символику, которая широко отсылает к немецким мистикам и философии неоплатонизма.

Чуть иная точка зрения у литературоведа и писателя Дмитрия Быкова:

«Это очень хорошая пьеса. Может быть, лучшая в XX веке. Не только потому, что она учит верить в мечту и искать Истинные Блаженства — это как раз довольно просто, и не зря Станиславский ругал в письмах к друзьям „Метерлинковские банальности“. А потому, что она — как и все символистское искусство — учит правильному мировоззрению».

Кстати, мало кто знает, что спустя десять лет после первой постановки пьесы Метерлинк написал ее продолжение. Оно называется «Обручение», и события в нем происходят семь лет спустя после событий первой части. Главные герои Митиль и Тильтиль уже выросли, и однажды в тот же самый домик лесоруба снова заглядывает фея Берилюна. Теперь ее миссия — помочь своим подопечным найти любовь. Пьеса, увы, уже не пользовалась таким успехом, как история о детях.

В 1976 году, в разгар холодной войны, советские и американские кинематографисты сняли экранизацию «Синей птицы». В ней приняли участие мегазвезды того времени — Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Ава Гарднер. С советской стороны в проекте участвовали Маргарита Терехова, Георгий Вицин и хорошо известный в мире клоун Олег Попов в роли... клоуна. Режиссером картины стал Джордж Кьюкор, который, между прочим, снял оскароносные «Унесенные ветром» и «Мою прекрасную леди». В ходе съемок фильма вся американская группа провела в Советском Союзе полгода.

Чуть раньше знаменитой советско‑американской экранизации, в 1970 году, вышел полнометражный мультфильм, поставленный Василием Ливановым, тем самым, что впоследствии станет советским Шерлоком Холмсом.

Мультфильм довольно вольно трактует первоисточник. В нем раскрыта тема страха перед Третьей мировой войной и ядерным оружием, и он определенно не детский. То есть еще менее детский, чем пьеса Метерлинка, лежащая в его основе.

Обращает на себя внимание техническое новаторство аниматоров. В этой картине огромную роль играют фотоколлажи художника Натальи Головановой. Для советской мультипликации это весьма необычное решение.

Комментариев ещё нет
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
/
Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации