Пьеса «Мещанин во дворянстве» — одно из самых известных произведений французского драматурга Жана‑Батиста Мольера. Она была написана в 1670 году по заказу короля Людовика XIV и впервые представлена при дворе в замке Шамбор. За внешней легкостью и комизмом сюжета скрывается интересная предыстория, связанная с политикой, искусством и личными амбициями. Впоследствии пьеса была неоднократно экранизирована. Сейчас она входит в учебную программу школ в ряде стран, в том числе в России.
Идея пьесы родилась из конкретного социального запроса. В XVII веке во Франции активно развивалось сословие богатых буржуа — купцов, финансистов и чиновников, которые, разбогатев, стремились подражать аристократии. Они покупали дворянские титулы, перенимали манеры высшего сословия и даже женились на обедневших дворянах, чтобы «облагораживать» свои семьи. Это вызывало насмешки как со стороны знати, так и со стороны простого народа.
Мольер, всегда чуткий к социальным изменениям, решил высмеять этот тренд. Главный герой пьесы Журден, — зажиточный буржуа, одержимый идеей стать дворянином. Его наивные попытки освоить аристократические привычки, танцы, фехтование и философию становятся основой для остроумных диалогов и комических ситуаций.
Помимо социального заказа, Мольер ориентировался также и на заказ политический. Людовик XIV велел Мольеру и композитору Жану‑Батисту Люлли создать «турецкий балет» — музыкально‑театральное представление в экзотическом стиле. Причина — прибытие в Париж турецкого посла, который вел себя надменно по отношению к французскому двору. Король, оскорбленный таким поведением, захотел дать туркам достойный ответ.
Мольер мастерски вплел этот замысел в сюжет: в финале Журдена посвятили в вымышленный турецкий сан «мамамуши», что сделало происходящее в пьесе еще более комичным. Сама церемония пародировала дворянские ритуалы, а турецкие мотивы — музыка и костюмы — делали спектакль зрелищным.
Следует отметить, что «Мещанин во дворянстве» — это комедия‑балет, уникальный жанр, который Мольер развивал вместе с Люлли. Музыка и танец здесь не просто дополнение, а важная часть действия. Премьера пьесы прошла с огромным успехом, хотя некоторые современники сочли ее слишком легкомысленной. Однако со временем она стала классикой, а имя Журдена — нарицательным для всех, кто стремится казаться тем, кем не является.
Господин Журден — зажиточный парижский мещанин. Он мечтает во всем походить на аристократа. Окружающие за глаза насмехаются над ним, однако охотно требуют с него деньги за внешние атрибуты принадлежности к дворянскому сословию.
В доме Журдена собираются учитель музыки и учитель танцев. Они репетируют предстоящее выступление, которое Журден планирует дать на обеде в честь титулованной особы. Учителя разговаривают о том, что Журден не разбирается в искусстве, но они готовы простить его невежество за его же деньги.
Появляется сам Журден. Его мало интересует репетиция. Он показывает учителям свой новый халат. Те притворно восхищаются им. Учителя и их подопечные показывают Журдену отрепетированный номер. Тот находит звучание скрипки слишком заунывным и исполняет уличную песню. Учителя хвалят его.
Учителя убеждают Журдена заняться искусствами, поскольку, по их словам, все аристократы увлекаются музыкой и танцами. Тот соглашается их нанять. Он начинает занятие с учителем танцев, но его прерывает учитель фехтования. Он учит Журдена наносить удары, не получая их в ответ. Учитель фехтования нелестно отзывается о музыке и танцах, называя их бесполезными. Учителя музыки и танцев не соглашаются с ним. Начинается ожесточенный спор. Появляется учитель философии. Журден просит его примирить спорящих. Учитель философии пытается их успокоить, но постепенно сам становится участником спора, который заканчивается потасовкой.
Учитель философии предлагает Журдену освоить логику и этику, однако тот отказывается, находя эти науки бесполезными. Он просит научить его правильно писать. Учитель философии рассказывает Журдену о гласных и согласных буквах, чем приводит его в восторг. Журден признается ему, что влюблен в одну титулованную даму, которой нужно сочинить любовную записку. Учитель философии отвечает, что может сочинить ее как в стихах, так и в прозе. Журден осознает, что всю жизнь говорил прозой. Это открытие ошеломляет его.
К Журдену приходит портной, который приносит ему новый костюм. Журден замечает многочисленные недостатки костюма, однако портной возражает, что сейчас так модно в высшем обществе. Он льстит Журдену, и тот платит ему больше, чем было нужно.
Служанка Николь смеется над новым костюмом Журдена. Его жена ругает мужа за то, что он неподобающе выглядит. Журден рассказывает женщинам о том, чему его научили учителя. Однако их не впечатляют новые знания Журдена. Более того, Николь побеждает Журдена в поединке на рапирах — несмотря на то, что она не училась фехтовать.
Госпожа Журден считает, что ее муж занимается глупостями по наущению аристократов, которые под видом дружбы с ним вымогают у него деньги. Один из них — граф Дорант, который постоянно одалживает у Журдена крупные суммы. Дорант вновь приходит в дом к Журдену, хвалит его, и просит занять ему денег. В благодарность он помогает Журдену завоевать расположение маркизы Доримены, в которую тот тайно влюблен. Именно ради нее Журден и заказал выступление, к которому готовились учителя музыки и танцев. Журден приглашает маркизу в гости, а свою жену отправляет к ее сестре, чтобы его ничего не стесняло. Николь случайно слышит обрывки диалога Журдена и Доранта.
Жена Журдена подозревает, что муж ей изменяет. Однако ее больше заботит судьба их дочери Люсиль. Она хочет выдать ее замуж за юношу по имени Клеонт. Молодой человек нравится Люсиль, поэтому она согласна. Рада и Николь, которая влюблена в слугу Клеонта Ковьеля.
Госпожа Журден отправляет Клеонта к мужу просить руки их дочери. Журден спрашивает, дворянин ли Клеонт. Тот признается, что нет. Журден отказывает Клеонту, поскольку хочет, чтобы его дочь стала аристократкой. Клеонт расстроен. Ковьель успокаивает его — он придумал, как обмануть Журдена.
К Журдену приезжает Доримена. Она не знает, что подарки, которые ей дарил ее ухажер Дорант, на самом деле были от Журдена. Дорант же просит Журдена не упоминать о сделанных подарках при маркизе, поскольку это якобы не принято в светском обществе. Журден неловко встречает Доримену. Его нелепое поведение очень забавляет маркизу.
Доримена рада пиру, который в ее честь устроил Журден. Внезапно возвращается жена Журдена, которая устраивает скандал. Испуганный Журден и Дорант пытаются ее убедить, что роскошный обед оплатил граф, однако женщина им не верит. Госпожа Журден обвиняет маркизу в непристойном поведении. Та обижается и уходит вместе с Дорантом.
Появляется переодетый Ковьель, который называет себя другом отца Журдена. Он убеждает Журдена, что его отец на самом деле был не купцом, а принадлежал к дворянскому сословию. Переодетый Ковьель рассказывает, что в Париже сейчас находится сын турецкого султана, который хочет жениться на Люсиль. Ради согласия Журдена на брак он даже готов сделать его турецким дворянином. Появляется переодетый Клеонт в сопровождении переодетых в турков актеров. Клеонт изъясняется с Журденом на выдуманном языке, который тот принимает за турецкий. Ковьель послушно переводит. Клеонт проводит комическую церемонию посвящения Журдена в турецкую знать.
Журден говорит жене, что теперь они стали турецкими дворянами. Госпожа Журден решает, что ее муж сошел с ума. В дом Журдена возвращается Дорант, который вступил в сговор с Ковьелем. Он также приглашает Доримену — вместе они должны поддержать Клеонта и убедить Журдена, что теперь он знатный турецкий дворянин. Также Доримена и Дорант хотят посмотреть на праздничный балет, оплаченный Журденом. Они с серьезным видом поздравляют Журдена с получением им высокого титула.
Журден выдает дочь за переодетого Клеонта. Девушка сопротивляется, но вскоре узнает Клеонта и соглашается. Госпожа Журден тоже выступает против брака с турком, но Ковьель объясняет ей ситуацию, и она решает послать за нотариусом. Дорант говорит, что они с маркизой тоже решили пожениться. Журден этому рад, поскольку думает, что таким образом Дорант пытается отвлечь внимание его жены и Люсиль от происходящего. Журден соединяет руки Люсиль и переодетого Клеонта. Дорант и Доримена тоже расписываются. Пьеса заканчивается балетом.
Жаринов Евгений Викторович
Образцов Константин Александрович
Латунова Ольга Владимировна
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.