
Мемуары — особый литературный жанр, в рамках которого автор описывает не только свою жизнь, но и жизнь своих знакомых, а также пытается запечатлеть отличительные признаки эпохи, которые кажутся ему важными. Этим мемуары и отличаются от автобиографии, в которой автор повествует исключительно о себе, и исторической хроники, которая подразумевает объективный взгляд на происходившее, выстраивается в строгом хронологическом порядке и зачастую опирается на архивные документы.
Мемуары может создать любой человек. Однако особый интерес представляют мемуары писателей, которые сочетают в себе достоинства художественных и документальных произведений. Воспоминания писателей позволяют больше узнать как о них самих, так и об их знаменитых коллегах, а также погрузиться в контекст литературного процесса прошлых эпох. В этом материале представляем вам лучшие мемуары русских писателей.
Надежда Лохвицкая — прославившаяся под псевдонимом Тэффи — российский писатель, мемуарист, переводчик, видный деятель русской эмиграции. Ее называли «королевой юмора», среди ее поклонников были Николай II, Иван Бунин и Владимир Ленин.
Судьба Тэффи стала отражением ее непростой эпохи. В начале 1900‑х годов она дебютировала как поэтесса — о ее стихах положительно отзывались Николай Гумилев, Александр Куприн и Федор Сологуб. После Революции 1905 года Тэффи сосредоточилась на создании юмористических рассказов, фельетонов и эпиграмм, которые и принесли ей широкую известность. Она была постоянной сотрудницей популярных юмористических журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». После Октябрьской революции Тэффи покинула страну.
В эмиграции она стала одним из самых популярных авторов «русского Парижа». В 1930‑е годы Тэффи обратилась к мемуарному жанру. На страницах книги «Моя летопись» она создала живые портреты своих друзей и знакомых, среди которых были Леонид Андреев, Александр Куприн, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Сергей Есенин, Григорий Распутин, Александр Керенский и Владимир Ленин.
Тэффи Надежда Александровна
Илья Эренбург — российский и советский писатель, переводчик, журналист, военкор, автор фразы «Увидеть Париж и умереть», лозунга «Убей немца!», а также термина «Оттепель». В Европе его считали агентом Кремля, в СССР — попутчиком. Произведения Эренбурга запрещал лично Иосиф Сталин — что потом не мешало ему же их и цитировать. Писателя считал своим личным врагом Адольф Гитлер — и приказал повесить, если удастся его поймать.
Эренбург прожил очень насыщенную и яркую жизнь. После Революции 1905 года он был вынужден эмигрировать из Российской империи, поскольку был арестован за участие в революционном движении и вполне обоснованно опасался суда. За границей он вошел в круги парижской интеллигенции, подружился с Пабло Пикассо, Жаном Кокто, Гийомом Аполлинером, Амедео Модильяни и другими знаменитостями.
После возвращения на родину Эренбург занял антибольшевистскую позицию, что после Октябрьской революции привело к его аресту и высылке из страны. Однако это не помешало его сотрудничеству с советскими изданиями в дальнейшем. Он стал постоянным корреспондентом газет «Вечерняя Москва» и «Известия». С последней он сотрудничал и как военкор — рассказывал советским читателям о Гражданской войне в Испании.
Вторую мировую войну Эренбург встретил во Франции. После ее оккупации гитлеровскими войсками он вернулся в СССР, где стал ведущим антифашистским публицистом. Во время Великой Отечественной войны Эренбург отправился на фронт в качестве военкора. Его статьи пользовались огромной популярностью как у простых бойцов, так и у высшего командования.
В послевоенные годы писатель создал цикл мемуаров «Люди, годы, жизнь». Его публикации предшествовала борьбой с цензурой — например, была вырезана глава о Николае Бухарине. Лишь после личной встречи с Никитой Хрущевым Эренбургу удалось «пробить» публикацию мемуаров. Которые затем подверглись жесточайшей критике — как со стороны советских публицистов, так и со стороны его коллег — например, Анны Ахматовой и Варлама Шаламова. Несмотря на это, мемуары Эренбурга нашли живой отклик у более молодых писателей, повлияв на всю советскую литературу оттепельной эпохи. В настоящее время цикл «Люди, годы, жизнь» входит в список «100 книг для школьников», рекомендованный Министерством образования России.
Эренбург Илья Григорьевич
Эренбург Илья Григорьевич
Эренбург Илья Григорьевич
Анатолий Приставкин — советский писатель, общественный деятель, педагог. Современным читателям он известен благодаря повести «Ночевала тучка золотая», в которой он затронул темы взросления детей‑сирот во время Великой Отечественной войны и депортации кавказских народов. Повесть была переведена на 30 языков и принесла писателю Государственную премию СССР.
Детство Приставкина выпало на суровые военные годы. Будущий писатель рано осиротел, поэтому воспитывался в детских домах. Он много ездил по стране — жил и работал на Урале, в Сибири и на Северном Кавказе. Как писатель Приставкин дебютировал в 28 лет. Впоследствии он преподавал в Литературном институте им. А. М. Горького, входил в редколлегию литературного журнала «Молодая гвардия» и возглавлял президентскую Комиссию по вопросам помилования — благодаря ему 57 тысячам осужденных был смягчен приговор.
В книгу «Все, что мне дорого» вошли мемуары писателя, в которых он откровенно рассказал читателям о своем времени, о знаменитых знакомых и о себе, а также автобиографические произведения, дневники, письма и статьи.
Приставкин Анатолий Игнатьевич
Андрей Вознесенский — легендарный «шестидесятник», прошедший путь от подпольных квартирников, гонения со стороны советских властей и публичной полемики с Никитой Хрущевым до стадионных концертов, заграничных гастролей и получения Государственной премии СССР. Помимо стихов, поэт написал культовую рок‑оперу «Юнона и Авось», множество популярных песен, а также создал жанр видеом — визуальной поэзии, в которой предметы заменяют часть букв в словах, а сами слова образуют различные фигуры.
Вознесенского можно назвать единственным учеником Бориса Пастернака. И хотя нобелиат не признавал института наставничества, он охотно делился с молодым коллегой своими мыслями, давал ему судьбоносные советы, знакомил его с известными литераторами и радовался его успехам.
Вознесенский на протяжении долгих лет близко дружил с Евгением Евтушенко, Беллой Ахмадулиной и Робертом Рождественским. Поэт часто бывал за рубежом, где подружился с актрисой Мэрилин Монро, драматургом Артуром Миллером, писателем Куртом Воннегутом, поэтом Алленом Гинзбергом и братом президента США Эдвардом Кеннеди. Также Вознесенский был знаком с нобелиатом Жаном‑Полем Сартром, философом Мартином Хайдеггером, художником Пабло Пикассо и музыкантом Бобом Диланом.
В книгу «Ностальгия по настоящему» вошли мемуары Вознесенского, в которых он рисует портреты своих знаменитых знакомых, рассказывает о дружбе с Пастернаком и помогает читателям составить представление о политическом и литературном ландшафте СССР. Издание украшают эксклюзивные фотографии из личного архива семьи поэта.
Вознесенский Андрей Андреевич
Андрей Сергеев — советский писатель, переводчик, один из ключевых представителей неподцензурной поэзии в СССР. Он входил в знаменитую «группу Черткова» — сообщество андеграундных поэтов, которые отвергали каноны соцреализма. Известен Сергеев и как переводчик: он перевел на русский язык произведения Джеймса Джойса, Т. С. Элиота и Роберта Фроста. Сергеев общался с Анной Ахматовой, Николаем Заболоцким и Корнеем Чуковским, а также дружил с Иосифом Бродским, который посвятил ему несколько стихотворений.
В книгу вошел автобиографический роман «Альбом для марок», который дает читателям представление об эпохе 1930 — 1950‑х годов, а также мемуары «Портреты», в которых автор описывает своих известных знакомых и рассказывает о времени, в котором им довелось жить. Роман «Альбом для марок» принес Сергееву престижную литературную премию «Русский Букер».
Сергеев Андрей Яковлевич
Рушди Салман
Богуславская Зоя Борисовна
Холмогорова Елена Сергеевна
Бородицкая Марина Яковлевна
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.