Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Личность и деятельность: коротко о теории Рубинштейна

Личность и деятельность: коротко о теории Рубинштейна

02.12.2019

Почти 90 лет назад Сергей Рубинштейн предложил идею, которая положила начало научному подходу в советской психологии. Он одним из первых среди отечественных ученых выдвинул принцип единства сознания и деятельности. Теория заключается в том, что сознание побуждает человека совершать определенные поступки, а они, в свою очередь, формируют его сознание. Так советская психология перешла к научным экспериментам, в которых психика человека изучалась через его поведение. 

Свою теорию Рубинштейн изложил в книге «Основы общей психологии». Там же он обобщил и разобрал практически весь опыт мировых исследований в этой научной области. Эта книга стала одним из лучших отечественных учебников по общей психологии и источником знаний для многих поколений специалистов. Рассказываем вкратце о принципе единства сознания и деятельности, а также связанном с ним понятии личности по Рубинштейну.

Предшествующие теории

Философы с давних времен спорили о том, как соотносятся психическое и физическое. Жирную точку в этом вопросе в свое время поставил математик Рене Декарт, который резко противопоставил материю и дух как две различные сущности. Эта идея незначительно менялась, но все же жила и процветала вплоть до ХХ века. В отечественной психологии она господствовала до 30-х годов. 

Со временем появились доказательства того, что психика и тело взаимосвязаны. Например, ученые увидели, что повреждения различных участков головного мозга приводят к нарушениям психических функций. Но даже тогда отечественные психологи не изменили декартовской традиции. Они ухитрились объяснить новые факты двумя способами. 

Теория психофизического параллелизма утверждала, что психическое и физическое составляют два ряда независимых друг от друга явлений, которые просто сопутствуют друг другу. Психическое явление соответствует физическому, но при этом не связано с ним. Сознание человека в таком понимании — это просто тень реальных физических процессов, побочное явление, которое лишено какой-либо власти. 

Теория взаимодействия признавала, что психическое и физическое связано, но тоже только внешне. Например, сильные эмоции могут приводить к изменениям в организме. Но эту связь считали чисто механической. Никакого значения в ней не видели. Психику и физиологию по-прежнему рассматривали раздельно.

Деятельность по Рубинштейну

Такой взгляд на проблему мешал психологии стать наукой. До сих пор она сводилась к философским размышлениям, которые невозможно было обосновать. Но, когда Рубинштейн заявил, что физическое и психическое — это две стороны одного процесса, он открыл советской психологии научные методы. Ведь за поведением человека можно наблюдать и делать выводы о его психике. Поэтому ученый поставил во главу своего принципа единства понятие деятельности. 

Деятельность по Рубинштейну — это действие и занятие, которым человек преобразует действительность. Например, труд, учеба или игра. По теории Рубинштейна психика и деятельность не находятся в равноправных отношениях. Вторая из них первичнее. Конечно, мышление, воображение и чувства человека влияют на его взгляд на мир. Но они, в свою очередь, формируются в результате его действий. 

Чтобы узнать больше о психических процессах, можно наблюдать за поведением людей в определенных условиях. Такие опыты уже ставились за рубежом. Например, ученый Генри Ругер в 1910 году изучал то, как испытуемые разгадывают механическую головоломку. Участники эксперимента сначала явно пытались решить задачу наугад. Но после каждого нечаянного успеха они осмысляли его и допускали все меньше лишних движений. Такое переплетение и взаимодействие случайных и сознательных попыток характерно для образования навыка у человека. 

Так, навык — это действие, которое переносится с одной ситуации на другую. Но также и мыслительный процесс, потому что его выработка требует обобщения.

Личность по Рубинштейну

Она формируется и проявляется в деятельности. Чтобы понять, как это происходит, нужно обратиться к психическим процессам. К ним относятся мышление, память, ощущения, восприятие, воображение, речь, внимание, эмоции и воля. Все они взаимосвязаны, поскольку развиваются одновременно по мере взросления человека и смены жизненных обстоятельств. Со временем они становятся психическими функциями личности, то есть операциями, которые человек может регулировать. Например, восприятие в ходе развития личности превращается в наблюдение, а непроизвольное запечатление сменяется сознательным запоминанием. 

В ходе деятельности психические процессы переходят в свойства личности. Они индивидуальны для каждого человека и отчасти зависят от особенностей нервного аппарата человека. К психическим свойствам относятся особенности восприятия, мышления, памяти и другого. Например, восприимчивость и впечатлительность, наблюдательность, вдумчивость, рассудительность и эмоциональная возбудимость. Они определяют способности, характер и направленность личности. К последней относятся мотивы, которые побуждают человека действовать. Например, потребности, интересы, идеалы и занятая человеком позиция по отношению к его целям и задачам — его установки.

Итак, личность по Рубинштейну складывается из трех аспектов: 

  • Направленность. Чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? 
  • Способности и дарования. Что может личность? 
  • Характер. Что из идеалов, установок и потребностей закрепилось в качестве особенностей его личности? 

Больше — в книге «Основы общей психологии» Сергея Рубинштейна.

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации