Что есть детектив? Это произведение, которое описывает процесс исследования загадочного преступления — как правило, убийства — с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Детектив обрисовывает расследование и определение виновных, а в основе конфликта — столкновение справедливости с беззаконием. Сегодня мы вспоминаем, как детективный роман стал брутальным, а его герой — частный сыщик — сменил щеголеватую шляпу и изящную трубку на револьвер и кулаки.
Литературные произведения, которые можно подогнать под такие рамки, были еще в Древнем Египте, но полностью сформировался жанр только к концу XIX века. Обычно при упоминании словосочетания «классический детектив» в голове возникают образы Агаты Кристи, Артура Конан Дойла, милых старушек с пишущими машинками, длинных трубок и уютных шапочек с двумя козырьками. В общем, в представлении читателя классический детектив должен быть непременно английским. Однако правила написания детективного романа были сформированы именно в Америке.
Одним из самых ярких представителей того времени был, несомненно, журналист и искусствовед Уиллард Хантингтон Райт, издававшийся под псевдонимом С. С. Ван Дайн. Именно он создал «20 правил для пишущих детективы» — некий свод законов, соблюдать которые был обязан каждый детективщик. А теперь самое интересное. Вспомните любимый детективный роман и подумайте, какие из правил не были соблюдены. Именно строгие правила и постоянное стремление человека их нарушать породили так называемые крутой детектив и нуар.
Десятилетие, последовавшее за обнародованием условий конвенции Ван Дайна, окончательно дискредитировало детектив как жанр литературы. Неслучайно мы хорошо знаем сыщиков предшествующих эпох и каждый раз обращаемся именно к их опыту. Но едва ли сможем, не залезая в справочники, назвать имена деятелей из клана «Двадцати правил». Современный западный детектив развивался вопреки Ван Дайну, опровергая пункт за пунктом, преодолевая высосанные из пальца ограничения. Причем не только в литературе, но и в кинематографе. Это разумный запрет, потому что он оберегает саму специфику детектива, стержневую его линию. В современном романе мы не увидим и следов «Правил».
20 правил для пишущих детективы
Одним из первых американских детективщиков, кто нарушал правила, стал Дэшил Хэммет. И нарушал он, надо признаться, постоянно. Нарушение всевозможных правил было его жизненным кредо. Он дружил с опальным Хемингуэем, поддерживал идеи марксизма и даже вступил в подпольную коммунистическую партию. И это в самый разгар маккартизма! Лучше всего его прозу охарактеризовал другой мэтр американского детектива — Реймонд Чандлер:
С первых (и до последних) шагов своей писательской карьеры он писал о людях энергичных и агрессивных. Их не пугает изнаночная сторона жизни, они, собственно, только ее и привыкли видеть. Их не огорчает разгул насилия — они с ним старые знакомые. Он изобразил этих людей такими, какими они были в действительности, наделил их живой речью, какая была им свойственна. Хеммет был прекрасным стилистом, но его читатели об этом и не догадывались, поскольку он изъяснялся совсем не так, как положено, по их мнению, изящному стилисту».
Кстати, Чандлер, ровно как и Джеймс Кейн, стал родоначальником крутого детектива и нуара, похожих больше на криминальный роман, чем на классику. Мрачные улицы грязного города, заполненные толпами преступников всех мастей, роковые женщины, постоянная ночь и визг полицейских сирен. И главный герой — настоящий крутой детектив, суровый и циничный. Человеческая природа не представляет для него тайны, не слишком высокое мнение о людях позволяет ему безошибочно раскрывать самые сложные и запутанные преступления.
Авторы пытаются задать читателю вопрос: «Почему человек идет на преступление? И почему, прежде чем остановить преступника, его необходимо понять?» Оказалось, что все это волнует читателя гораздо больше, чем приключения интеллигентных франтов с аккуратными усиками или не по годам проворных старушек с ридикюльчиками.
В те времена авторы писали много. Когда-то — хорошо, когда-то — не очень. Ведь многое зависело от настроения и вечно подгоняющего издателя. Однако для того, чтобы иметь представление о жанре, необязательно читать все. Достаточно одной хорошей антологии.
«Криминальное чтиво и не только: американский детектив первой половины XX века» — это сборник новелл лучших американских авторов детективного жанра начала прошлого столетия. От знаменитых Дэшила Хэммета, Рекса Стаута и Джона Диксона Карра до малоизвестных Ричарда Коннелла, Миньон Эберхарт и Уильяма Роллинза — младшего.
Главное место в этом сборнике отведено крутому детективу (буквально крутосваренному) и его поджанру нуару, возникшему в США и впитавшему в себя безудержную энергетику ревущих двадцатых, мрачность Великой депрессии, вездесущих бутлегеров времен сухого закона, нелегальных игорных домов, брутальных частных детективов, роковых красавиц и безжалостных гангстеров.
Кроме самих новелл, сопровождаемых иллюстрациями из первых, чаще всего журнальных изданий, книга содержит замечательный глоссарий, рассказ об истории развития детективного жанра в США, а также обширный комментарий, повествующий об особенностях той эпохи.
Американские детективные новеллы первой половины XX века отличались большим жанровым своеобразием. Это были и классические головоломки в английском стиле, и домашние детективы, восходящие напрямую к готическому роману, и рассказы, созданные по классической схеме убийства в запертой комнате.
Кейн Джеймс
Кобен Харлан
Карр Калеб
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.