Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Книжные свадьбы в классической литературе

Книжные свадьбы в классической литературе

27.10.2024

Свадьба — одно из самых значимых событий для любого человека — оно меняет его социальный статус и привычный образ жизни. Еще большее значение оно имело в XIX веке. Если наши современники, как правило, самостоятельно выбирают спутников жизни, то раньше брачующихся под венец нередко толкала либо железная воля родителей, либо неблагоприятные обстоятельства. Разумеется, отношения в таких семьях зачастую складывались непростые. Это дало писателям‑классикам богатый материал для множества интересных сюжетов, которые они использовали в своих произведениях. И сцена свадьбы в них становилась одной из важнейших для понимания авторского замысла.

В романе «Дело Артамоновых» Максим Горький описал жизнь провинциальных промышленников. Он был отлично знаком с этой темой — часто сталкивался с отпрысками таких семей в Нижнем Новгороде и Казани. Несмотря на богатство их родителей, судьба многих из них сложилась печально. Идею книги о вырождении богатой семьи писатель вынашивал более 20 лет. Согласно воспоминаниям Горького, он поделился своим замыслом с Львом Толстым, и тот горячо одобрил его. Высоко оценил задумку литератора и Владимир Ленин, но убедил его отложить работу над произведением до революции.

Свадьба Петра Артамонова — сына основателя фабрики — и Натальи Баймаковой — дочери городского старосты — происходит в самом начале книги. Молодые люди не были знакомы друг с другом. Их брак был выгоден в первую очередь их родителям: Артамонову‑старшему — чтобы закрепиться в новом городе, умирающему Баймакову — чтобы оставить дочь и вдову на попечение надежным предприимчивым людям.

Горький подробно описал и процесс сватовства, и саму свадьбу. Он подчеркнул полное отсутствие интереса всех Артамоновых к невесте в сцене знакомства с ней — она воспринималась ими лишь как инструмент в достижении целей. Также он сделал акцент на непонимании и неприятии старшим Артамоновым заведенных в городе порядков — свадебные традиции Дремова включали в себя мордовские и чувашские обычаи, с которыми тот никогда не сталкивался ранее и не собирался в них углубляться сейчас. Но игнорировал он и общепринятые порядки — во время застолья стал недвусмысленно ухаживать за вдовой Баймакова, которая еще носила траур по мужу.

Другой характерный момент, который писатель вывел в сцене свадьбы — конфликт поколений. Подружки невесты не желали оплакивать Наталью, как того требовали взрослые — они хотели веселиться вместе с парнями. Петру же был неприятен свадебный пир и вид пьяных гостей, а также наставления старших по поводу первой брачной ночи, которые он нашел неуместными.

Дело Артамоновых

Горький Максим

В романе «Анна Каренина» Лев Толстой описал нравы высшего общества. Нездоровым отношениям между замужней Карениной и легкомысленным Вронским он противопоставил любовь надежного Константина Левина и наивной Кити Щербацкой.

Изначально Щербацкая отказала сватавшемуся к ней Левину — она была увлечена красавцем Вронским. Однако тот обманул ее ожидания, поэтому девушка согласилась выйти замуж за своего верного ухажера. Но Левин до последнего не верил своему счастью. Даже в день свадьбы он зашел к Щербацкой удостовериться в силе ее чувств, чем нарушил обычай — жених не должен был видеть невесту перед церемонией.

Свадьба началась с обряда обручения. Вокруг церкви собралось больше 20 карет, которые помогали расставлять жандармы — на праздник съехался весь высший свет Москвы. Жених задерживался, и гости свадьбы развлекались, сплетничая друг о друге. Левин опаздывал из‑за оплошности своего слуги — он забыл взять его рубашку и был вынужден срочно искать ей замену.

Однако заминка не сказалась на настроении влюбленных. Когда жених приехал, они полностью ушли в раздумья о своих чувствах и совсем не замечали, что творилось вокруг. Гостям и священникам приходилось внимательно следить за брачующимися, которые были так радостны и взволнованы, что перепутали кольца, не сразу надели венцы и забыли о примете, согласно которой определяется глава семьи. Стоит отметить, что Толстой подробно описал лишь церемонию в церкви — последующему застолью уделено лишь одно предложение. Тем самым писатель подчеркнул, что духовная составляющая брака и связанные с ней традиции гораздо важнее светских.

Анна Каренина

Толстой Лев Николаевич

Английский классик Шарлотта Бронте описала в романе «Джейн Эйр» две свадьбы. Первая церемония выглядела очень скромно. Главной героине досталось самое простое платье и неказистая фата, в которых она была не похожа на саму себя. Ее жених — мистер Рочестер — постоянно торопил невесту. Брачующиеся шли в храм пешком, хотя Рочестер имел возможность довезти свою будущую жену на карете. На месте не оказалось ни гостей, ни свидетелей, ни родственников — лишь священнослужители и двое незнакомцев. Именно из‑за них церемонию пришлось прервать — они рассказали, что брак невозможен, поскольку мистер Рочестер уже женат. В итоге свадьбе не состоялась.

Позже Джейн все же вышла замуж за мистера Рочестера. К тому времени он ослеп и потерял кисть руки в результате пожара, в котором погибла его жена. Тем не менее, его уродство не оттолкнуло девушку, и она согласилась на предложение Рочестера стать его женой. Вторая церемония тоже была предельно скромной — в церкви не было никого, кроме брачующихся и священников. Тем не менее, на этот раз все прошло удачно. Противопоставляя две свадьбы, Бронте делает акцент на духовном перерождении мистера Рочестера, а также важности честности и искренних чувств для обретения семейного счастья.

Джейн Эйр

Бронте Шарлотта

В романе «Ярмарка тщеславия» современник Бронте писатель Уильям Теккерей описал более типичную английскую свадьбу того времени. Офицер Джордж Осборн был помолвлен с дочерью богатого коммерсанта Эмилией Седли. Это был брак по расчету — жених не любил невесту и надеялся благодаря ее отцу поправить свое материальное положение. Но его планам не суждено было сбыться — семья Эмилии разорилась, и некоторое время женитьба была под вопросом. Тем не менее, напоминания друзей Осборна о слове офицера дали свои плоды — он все же повел девушку под венец.

Несмотря на нехватку денег, отец невесты смог нанять четверку лошадей и парадный экипаж. Тем не менее лакеи оценили свадьбу как «никудышную» из‑за отсутствия завтрака и богатого декора. Эмилия была одета в коричневое платье, соломенную шляпу с лентами и белую вуаль — не вполне обычный образ для невесты по меркам современных читателей. Гостей было немного — лишь родственники, ближайшие друзья и их прислуга. После окончания церемонии в церкви гости разъехались по домам, а новобрачные отправились отмечать медовый месяц.

Ярмарка тщеславия

Теккерей Уильям Мейкпис

Поправить свое положение за счет выгодного брака запланировал и Жорж Дюруа — главный герой романа «Милый друг» Ги де Мопассана. Правда он, в отличие от Осборна, не был обременен офицерской моралью. Бывший солдат, он сделал блестящую карьеру благодаря отношениям с замужними женщинами, которых он менял, как перчатки. Апофеозом афер Дюруа стал брак с Сюзанной Вальтер — дочерью медиамагната, самого богатого человека Франции. Молодого человека даже не смутило, что он был любовником своей тещи. Она же восприняла брак крайне болезненно — попыталась отравиться, а когда это не удалось, ушла в монастырь.

Свадьба стала главным светским событием страны, к которому было привлечено внимание всех — от журналистов и элиты до простых французов. Именно поэтому церемония просто обязана была пройти с размахом. На ступенях перед церковью был расстелен красный ковер — знак важного торжества. Полиция отгоняла толпу зевак. На свадьбе собрался весь высший свет. Однако даже знатным гостям приходилось искать себе место — так много было приглашенных.

Церемония была тщательно отрепетирована — солисты оперы пели под сопровождение органа, подруги невесты и шаферы двигались с ловкостью танцоров, родственники брачующихся неукоснительно соблюдали установленный регламент. Невеста и жених были одеты по последней моде. Фрак Дюруа украшал орден Почетного легиона — высший знак отличия во Франции. Бракосочетание проводил лично епископ.

Однако за внешним лоском церемонии скрывались неприглядные подробности. Мать невесты открыто ненавидела зятя и дочь. Одна из любовниц Дюруа, поздравляя его, намекнула на желание продолжить их связь. И он ответил согласием, несмотря на стоящую неподалеку жену.

Мопассан не случайно описал богатую свадьбу в мельчайших подробностях. Писатель продемонстрировал читателям, какие ужасные вещи могут скрываться за ширмой благополучия, а также насколько недостойным образом высокопоставленные люди могут прийти к власти и богатству. И прогноз Мопассана для общества, которым управляют люди вроде Дюруа, неутешителен — как метко подметил один из гостей свадьбы: «Будущее принадлежит пройдохам!».

Милый друг

Мопассан Ги де

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Вы смотрели

Черникова Любовь Сергеевна

Дмитриева Валентина Геннадьевна

Калюжный Виктор Васильевич

Кожевников Александр Юрьевич

Гнедич Петр Петрович

Бурцева Валентина Васильевна

Поляков Юрий Михайлович

Булычев Андрей Владимирович

Погодин Радий Петрович

Успенский Эдуард Николаевич

Пикуль Валентин Саввич

Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь с условиями использования cookie-файлов.

Новости, новинки,
подборки и рекомендации