Корейская классическая живопись: коты — пожелание долгих лет, пионы — символ процветания, а бамбук — образ стойкости настоящего конфуцианца.
Что такое корейская классическая живопись эпохи Чосон, какая она? В русскоязычном пространстве до недавнего времени была представлена лишь разрозненная информация о разных направлениях и жанрах живописи эпохи Чосон. Елена Хохлова, доцент Школы востоковедения НИУ ВШЭ, в своей новой книге «Искусство Кореи» предлагает основные ориентиры, которые позволяют заговорить с произведениями корейских художников данного периода, понимать заложенные в них смыслы, научиться смотреть и видеть.
Хохлова Елена Анатольевна
На протяжении пяти веков с 1392 по 1897 гг. на Корейском полуострове существовало государство Чосон. Культура, эстетические представления и видение задач искусства в целом формировались под влиянием неоконфуцианского учения, которое служило государственной идеологией.
Живопись развивалась в нескольких направлениях, выполняла четко определенную правящей элитой роль воспитания населения, декорирования пространства, реже служила для эстетических целей. Профессиональные художники писали ширмы, свитки, чтобы удовлетворить потребности двора и элиты в декоративном искусстве, создавали портреты правителей и выдающихся государственных деятелей, ученых мужей‑конфуцианцев, а также фиксировали важные события из жизни государства. Так называемые художники‑интеллектуалы занимались живописью с целью скрасить досуг и развивать в себе нравственные качества, характеризующие настоящего конфуцианца: стойкость, нравственность, постоянное стремление к самосовершенствованию с целью познать принцип устройства мироздания.
Живопись эпохи Чосон — это продукт неоконфуцианского учения. Художники редко создавали что‑либо по наитию, существовал набор принятых жанров, тем, сюжетов, в рамках которых мастера писали ширмы, свитки, альбомные листы. Живопись зачастую предназначалась для привилегированного сословия. Произведения не смотрели, а читали, образованные люди считывали заложенные в работах смыслы и послания. Искусство этого периода символично. Поэтому сегодня чтобы не просто смотреть, но понимать, уметь интерпретировать и по достоинству оценить произведения необходимо знать значения символов, сюжетов.
Почему пейзажи непременно изображены с высоты птичьего полета? Какие идеи заложены в портретной живописи? Почему не было принято писать портреты женщин, детей? Зачем художники век за веком создавали ширмы с изображением пионов, цветов, птиц? Какое сообщение заложено в изображении рыб, собаки, кошки? Почему слива, хризантема, орхидея, бамбук считались благородными растениями и служили главным сюжетом корейской классической живописи на протяжении веков? И о чем беседуют тигр и сорока под сосной?
На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в нашей новинке — «Искусство Кореи». Мы предлагаем вашему вниманию гид в увлекательный, яркий и необычный мир корейской классической живописи. Сложно претендовать на истинность трактовок смыслов произведений, так как современный человек не может посмотреть на искусство глазами тех людей, кто его создавал и заказывал. Но предложенные в книге трактовки основаны на новейших исследованиях, знаниях и размышлениях автора.
Елена Хохлова закончила магистратуру по специальности «Истории искусств» в Университете Хоник в Сеуле, получила степень кандидата искусствоведения, занимается исследованием корейского искусства, читает лекции, пишет книги и ведет блог о корейском искусстве и культуре.
Чжунхо Сон
Солодовникова Ольга Николаевна
Баженов Владимир Михайлович
Кортунова Наталья Дмитриевна
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.