Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Как смотреть и понимать корейскую классическую живопись?

Как смотреть и понимать корейскую классическую живопись?

12.12.2023

Корейская классическая живопись: коты — пожелание долгих лет, пионы — символ процветания, а бамбук — образ стойкости настоящего конфуцианца.

Что такое корейская классическая живопись эпохи Чосон, какая она? В русскоязычном пространстве до недавнего времени была представлена лишь разрозненная информация о разных направлениях и жанрах живописи эпохи Чосон. Елена Хохлова, доцент Школы востоковедения НИУ ВШЭ, в своей новой книге «Искусство Кореи» предлагает основные ориентиры, которые позволяют заговорить с произведениями корейских художников данного периода, понимать заложенные в них смыслы, научиться смотреть и видеть.

Искусство Кореи

Хохлова Елена Анатольевна

На протяжении пяти веков с 1392 по 1897 гг. на Корейском полуострове существовало государство Чосон. Культура, эстетические представления и видение задач искусства в целом формировались под влиянием неоконфуцианского учения, которое служило государственной идеологией.

Живопись развивалась в нескольких направлениях, выполняла четко определенную правящей элитой роль воспитания населения, декорирования пространства, реже служила для эстетических целей. Профессиональные художники писали ширмы, свитки, чтобы удовлетворить потребности двора и элиты в декоративном искусстве, создавали портреты правителей и выдающихся государственных деятелей, ученых мужей‑конфуцианцев, а также фиксировали важные события из жизни государства. Так называемые художники‑интеллектуалы занимались живописью с целью скрасить досуг и развивать в себе нравственные качества, характеризующие настоящего конфуцианца: стойкость, нравственность, постоянное стремление к самосовершенствованию с целью познать принцип устройства мироздания.

Живопись эпохи Чосон — это продукт неоконфуцианского учения. Художники редко создавали что‑либо по наитию, существовал набор принятых жанров, тем, сюжетов, в рамках которых мастера писали ширмы, свитки, альбомные листы. Живопись зачастую предназначалась для привилегированного сословия. Произведения не смотрели, а читали, образованные люди считывали заложенные в работах смыслы и послания. Искусство этого периода символично. Поэтому сегодня чтобы не просто смотреть, но понимать, уметь интерпретировать и по достоинству оценить произведения необходимо знать значения символов, сюжетов.

Почему пейзажи непременно изображены с высоты птичьего полета? Какие идеи заложены в портретной живописи? Почему не было принято писать портреты женщин, детей? Зачем художники век за веком создавали ширмы с изображением пионов, цветов, птиц? Какое сообщение заложено в изображении рыб, собаки, кошки? Почему слива, хризантема, орхидея, бамбук считались благородными растениями и служили главным сюжетом корейской классической живописи на протяжении веков? И о чем беседуют тигр и сорока под сосной?

На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в нашей новинке — «Искусство Кореи». Мы предлагаем вашему вниманию гид в увлекательный, яркий и необычный мир корейской классической живописи. Сложно претендовать на истинность трактовок смыслов произведений, так как современный человек не может посмотреть на искусство глазами тех людей, кто его создавал и заказывал. Но предложенные в книге трактовки основаны на новейших исследованиях, знаниях и размышлениях автора.

Елена Хохлова закончила магистратуру по специальности «Истории искусств» в Университете Хоник в Сеуле, получила степень кандидата искусствоведения, занимается исследованием корейского искусства, читает лекции, пишет книги и ведет блог о корейском искусстве и культуре.

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Вы смотрели

Лысенко Александр Николаевич

Кинг Стивен

Успенский Эдуард Николаевич

Ярыгин Николай Михайлович

Иванов Петр Константинович

Ломачинский Андрей Анатольевич

Асприн Роберт

Брин К.Ф.

Старовойтова Алиса Евгеньевна

Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь с условиями использования cookie-файлов.

Новости, новинки,
подборки и рекомендации