Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Как смотреть и понимать корейскую классическую живопись?

Как смотреть и понимать корейскую классическую живопись?

12.12.2023

Корейская классическая живопись: коты — пожелание долгих лет, пионы — символ процветания, а бамбук — образ стойкости настоящего конфуцианца.

Что такое корейская классическая живопись эпохи Чосон, какая она? В русскоязычном пространстве до недавнего времени была представлена лишь разрозненная информация о разных направлениях и жанрах живописи эпохи Чосон. Елена Хохлова, доцент Школы востоковедения НИУ ВШЭ, в своей новой книге «Искусство Кореи» предлагает основные ориентиры, которые позволяют заговорить с произведениями корейских художников данного периода, понимать заложенные в них смыслы, научиться смотреть и видеть.

Искусство Кореи

Хохлова Елена Анатольевна

На протяжении пяти веков с 1392 по 1897 гг. на Корейском полуострове существовало государство Чосон. Культура, эстетические представления и видение задач искусства в целом формировались под влиянием неоконфуцианского учения, которое служило государственной идеологией.

Живопись развивалась в нескольких направлениях, выполняла четко определенную правящей элитой роль воспитания населения, декорирования пространства, реже служила для эстетических целей. Профессиональные художники писали ширмы, свитки, чтобы удовлетворить потребности двора и элиты в декоративном искусстве, создавали портреты правителей и выдающихся государственных деятелей, ученых мужей‑конфуцианцев, а также фиксировали важные события из жизни государства. Так называемые художники‑интеллектуалы занимались живописью с целью скрасить досуг и развивать в себе нравственные качества, характеризующие настоящего конфуцианца: стойкость, нравственность, постоянное стремление к самосовершенствованию с целью познать принцип устройства мироздания.

Живопись эпохи Чосон — это продукт неоконфуцианского учения. Художники редко создавали что‑либо по наитию, существовал набор принятых жанров, тем, сюжетов, в рамках которых мастера писали ширмы, свитки, альбомные листы. Живопись зачастую предназначалась для привилегированного сословия. Произведения не смотрели, а читали, образованные люди считывали заложенные в работах смыслы и послания. Искусство этого периода символично. Поэтому сегодня чтобы не просто смотреть, но понимать, уметь интерпретировать и по достоинству оценить произведения необходимо знать значения символов, сюжетов.

Почему пейзажи непременно изображены с высоты птичьего полета? Какие идеи заложены в портретной живописи? Почему не было принято писать портреты женщин, детей? Зачем художники век за веком создавали ширмы с изображением пионов, цветов, птиц? Какое сообщение заложено в изображении рыб, собаки, кошки? Почему слива, хризантема, орхидея, бамбук считались благородными растениями и служили главным сюжетом корейской классической живописи на протяжении веков? И о чем беседуют тигр и сорока под сосной?

На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в нашей новинке — «Искусство Кореи». Мы предлагаем вашему вниманию гид в увлекательный, яркий и необычный мир корейской классической живописи. Сложно претендовать на истинность трактовок смыслов произведений, так как современный человек не может посмотреть на искусство глазами тех людей, кто его создавал и заказывал. Но предложенные в книге трактовки основаны на новейших исследованиях, знаниях и размышлениях автора.

Елена Хохлова закончила магистратуру по специальности «Истории искусств» в Университете Хоник в Сеуле, получила степень кандидата искусствоведения, занимается исследованием корейского искусства, читает лекции, пишет книги и ведет блог о корейском искусстве и культуре.

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации