
Рэп — жанр не столько музыкальный, сколько литературный: исполнители экспериментируют с ритмами, осваивают новые виды рифм, обогащают повседневную речь необычными словами и поднимают темы, которые их предшественники из числа писателей обходили стороной. Можно сказать, что русский рэп — это новая поэзия. Именно поэтому для исполнителей принципиально важно знать, как правильно писать текст — ведь именно на нем будет сконцентрировано внимание слушателей и коллег по сцене.
Русский рэп — жанр относительно молодой, но с богатым бэкграундом. В его основе — два культурных пласта: русская поэзия с ее двухвековой историей и англоязычный рэп. От каждого из них лучшие русские рэперы позаимствовали наиболее подходящие элементы, создав самобытную субкультуру. В этой статье мы поговорим о том, как стать рэпером и как делать рэп.
Начнем с первого и самого главного шага: разберемся, как рифмовать. Рифмы — это основа рэпа. Во многом из‑за того, что в этом жанре особенно важен элемент соревнования: каждый исполнитель хочет выделиться на фоне своих коллег, а сложные и разнообразные рифмы — самый убедительный аргумент в споре о том, кто круче. Еще один важный момент: поскольку большая часть рэперов не поет, а читает — то есть не связывает слова с помощью мелодии — рифма — то есть звуковые повторы — остается главным организующим началом, которое не дает треку распасться на отдельные фрагменты. Также в отсутствии вокальной мелодии рифма помогает слушателям лучше запомнить трек, что положительно сказывается на его популярности.
Поэтому в рэпе почти невозможно найти трек, в котором не было бы рифм. Но исключения бывают: например, Хаски в песне «Шансон 2» вообще не использует рифмы. Трек держится лишь на интонации исполнителя и смысловом единстве текста:
«Не воскресай, не воскресай, моя безумная мечта.
Эти влюбленные глаза, коленок нежные овалы,
На шее ласковый пушок. Как выветрить из головы?
Что было будто понарошку гримасой ветреного сна
Куда дороги больше нет»
Однако начинающим исполнителям в такие эксперименты ударяться не стоит — коллеги не преминут уколоть тем, что те не умеют рифмовать. Панчи, связанные с бедностью и банальностью рифм, часто звучат на рэп‑баттлах. Особый шик — поддеть оппонента тем, что он сочиняет верлибры. Тем более если для этого есть все основания.
Прежде чем начать разговор о том, какими должны быть рифмы в рэпе, следует сказать, какими они точно быть не должны. Во‑первых, стоит отказаться от грамматических рифм — то есть рифм, в которых используются одинаковые части речи в одной и той же грамматической форме: например, прилагательные «опасный — напрасный», глаголы «пойти — найти». В первую очередь это касается глагольных рифм, которые в рэп‑сообществе уже стали локальным мемом. Причина — в их примитивности и однообразности. И если поэты XVIII века еще могли себе позволить использовать их повсеместно, то для современного рэпера употреблять глагольные рифмы — все равно что расписаться в собственной профнепригодности.
Та же ситуация и с однокоренными рифмами — когда используются слова с одинаковыми корнями. Причина аналогична — такие рифмы легко придумать, и они не удивляют слушателя. Однако ими иногда не брезгуют даже известные исполнители — например, Horus. Вот фрагмент из его песни «Адонай»:
«Философа вдаль уносил пароход,
Грезы художника давит бульдозер,
Лишь бы хватило бы сил на поход,
Но подход твой, по ходу, не кажется грозен»
У слов «пароход», «поход», «ходу» и «подход» один корень — ‑ход‑. И это не единственный трек рэпера с однокоренными рифмами. В песне «Дорожная» Horus также выполнил свой норматив по количеству однокоренных рифм на одно четверостишие:
«Рэп не панацея, но цинично занижаю ценник,
Чтоб в моем лице ты видел целеустремлённость к цели.
Кто‑то ценит, как цыгане, цацки, цепи и наряды,
Для меня же ценно, когда ценят, что я накорябал»
Здесь рэпер зарифмовал существительное «ценник» с предикативом «ценно» и глаголами «ценит» и «ценят». Второй же однокоренной рифмы здесь нет — хотя так и могло бы показаться на первый взгляд: несмотря на то, что слова «целеустремлённость» и «цели» — однокоренные, они не рифмуются, поскольку ударение у первого слова падает не на один из корней — ‑цел‑ — а на суффикс ‑ённ‑.
Тем не менее, фрэшменам начинать с однокоренных рифм точно не стоит. Если Horus может позволить себе подобные эксперименты — у него в запасе есть много песен с сильными и необычными рифмами, за которые коллеги нередко называли его лучшим текстовиком в русском рэпе — то начинающий рэпер может таким образом подмочить свою репутацию уже на старте карьеры.
Также стоит избегать банальных рифм — таких, как «кровь — любовь» или «ночь — прочь». Однако «банальность» — критерий довольно расплывчатый, особенно для начинающих. Определить избитость рифмы можно следующим образом: она первой приходит в голову. Такого мнения придерживался Владимир Маяковский — он раскрыл эту мысль в статье «Как делать стихи?». В рэпе этот критерий сработает не хуже.
Теперь поговорим о рифмах, которые стоит использовать при создании рэпа. Начнем с точных рифм, в которых совпадают ударная гласная и заударная часть слова. На таких рифмах основаны тексты многих олдскульных рэперов. Например, в треке «Щемит в душе тоска» группы «Многоточие» есть такие строчки:
«Сквозь боль и слезы, в руке сжимая ломтик хлеба,
Прошли вдвоем сквозь детство, ненавидя небо»
Рифма «хлеба — небо» — точная: в словах совпадает ударная гласная «е» и заударная часть «ба». При оценке рифмы ориентироваться нужно на слух: в слове «небо» гласная «о» — безударная, поэтому произносится как «а». Обогатить рифму поможет совпадение опорного — то есть предударного — согласного. Как в треке «Тело» белорусской группы «ЛСП»:
«Я бы хотел путешествовать много,
С природой сливаясь лежать на песке,
Или прийти уже все‑таки к Богу,
Не стесняясь дырки в носке»
В словах «песке» и «носке» совпадают ударная гласная и две предшествующие ей согласные. Вторая рифма «много — Богу» выглядит беднее — в ней совпадают только ударная гласная и заударный согласный. Но из‑за яркого запоминающегося образа — появление перед Господом в столь неподобающем виде — эта рифма работает.
Еще больше обогатить рифму поможет ее смещение в сторону предударной части: чем больше звуков там совпадет, тем лучше. Не страшно, если при этом заударные части будут несколько отличаться. Поэт Валерий Брюсов называл это «левизной» рифмы. Русские рэперы, даже не читавшие Брюсова, пользуются тем же принципом. Например, в песне «Ареола» ATL использует несколько подобных рифм:
«Под созвездием Ориона мелькнет ее нежная Ареола»
«Вселенная, дай шанс пацану выпить до дна твой поцелуй»
В рифме «Ориона — Ареола» совпадают практически все звуки. Безударная «о» в слове «Ориона» звучит как «а», безударная «е» в слове «Ареола» звучит как «и». Не совпадают только заударные согласные «н» и «л». Рифма «пацану — поцелуй» менее точная — в ней совпадают ударная гласная «у», предударные согласные «п» и «ц», а также предударная гласная «а», в которую превратилась безударная «о» в слове «поцелуй».
Тот же Horus — мастер глубоких рифм. Вот пример из его трека «Война Марвина», который он выпустил в составе группы «Проект Увечье», названной в честь подпольной организации из романа «Бойцовский клуб» Чака Паланика:
«На что способны мы? Харкать только желчью в микро
В бездне, что глубже метро, ты — жалкий безвольный микрон.
Муравей? Да не, еще скромней — примитивный микроб
Так что рот прикрой и схавай молча медийный пирог»
В этом четверостишии рэпер использует несколько рифм разной степени точности. Точная, но небогатая рифма — «муравей — скромней»: у нее совпадают ударная гласная, предударная гласная и заударная согласная. Наиболее глубокие — «микро — микрон — микроб»: у всех трех слов одинаковая ударная гласная и полностью совпадают предударные части. К ним примыкает менее глубокая рифма со словом «метро» — совпадает ударная гласная, предударная согласная, первая согласная и первая гласная — безударная «е» читается как «и». Менее точная рифма образуется со словом «прикрой» — в ней совпадают только гласные и два предударных согласных. Наименее точная рифма из этого четверостишия образуется со словом «пирог»: в ней совпадают только гласные и предударный согласный.
Чем более глубокие рифмы вы используете, тем лучше. Но не всегда: в рэп‑сообществе пока не сложилось единого мнения относительно омонимической рифмы. Это крайнее проявление глубокой рифмы, в которой задействованы слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Омонимические рифмы часто встречаются в творчестве группы «Птицу ЕмЪ». Вот пример из их трека «Не нифер»:
«Вместо тернового венка — бандана, скрученная в жгут.
Поют ночами песни, выпивают и помойку жгут»
Здесь зарифмованы существительное «жгут» и глагол «жечь» в форме третьего лица множественного числа настоящего времени. Использовать омонимические рифмы или нет — дело вкуса. Кто‑то считает их слишком очевидными, кто‑то, напротив, отдает им должное из‑за их звучания и возможности поиграть со смыслами.
Глубина рифм — это хорошо. Но не стоит забывать, что даже глубокие рифмы не должны быть банальными. Если придумать оригинальную глубокую рифму не получается, выход есть — неточные рифмы. Одна из их разновидностей — ассонансная рифма: в ней должны совпадать только гласные звуки, согласные же — по желанию. Это самый часто встречающийся вид рифм в творчестве англоязычных исполнителей, поскольку он позволяет значительно расширить выбор используемых слов.
Для русскоязычной поэтической традиции, на которую нередко опираются наши соотечественники‑рэперы, такой вид рифм менее привычен. Но в последнее время исполнители используют его все чаще. Например, в самом названии трека «Две бутылки вина и полпачки „Житан“» проекта «Эхопрокуренныхпоездов» уже содержится ассонансная рифма «вина — „Житан“», в которой совпадают только гласные.
Ассонансом называют не только разновидность неточной рифмы, но и прием, который заключается в повторе гласных звуков. К нему часто прибегает рэпер Schokk — вот пример из его трека «Такси»:
«Я так сильно люблю жизнь. Хруст пластинки по радио ночью,
Свист таксиста под блюз‑ритм случайным тактом замыкает на кочках,
А я окна спущу вниз. Как дела, весь мир? Рассказывай срочно!»
В этом фрагменте рифмуются односложные слова «жизнь — ритм — вниз — мир». Также рэпер использует здесь и другие рифмы, о некоторых из них мы поговорим позже. Обратите внимание: на протяжении всего фрагмента Schokk использует звук «и» — причем не только в словах, связанных между собой ассонансной рифмой.
Существует и рифма, основанная на совпадении согласных — консонанс. При этом гласные звуки — даже ударный — могут отличаться. Консонансная рифма встречается в текстах русскоязычных рэперов довольно редко. В отличие от аллитерации — приема, который заключается в повторении одинаковых согласных. В пример можно привести строчку из песни «Крот» Хаски, в которой он делает акцент на звуке «х»:
«Впопыхах распихав барахло по карманам»
В песне «По накатанной» «Проекта Увечья» Horus делает такой же акцент на звуке «ж»:
«Среди одеяний тех мажорных пожухлым и желтым
Будто павший лист, стал русский рэп, и никто не зажжет там
...
Бог бережет береженых, всяк себя мнит дирижером»
Аллитерация и ассонанс позволяют придать тексту особую звуковую выразительность, поэтому они ценятся среди рэперов.
Теперь перейдем к рифмам, которые из‑за своей сложности и оригинальности считаются в рэп-игре наиболее престижными. К ним относится составная рифма, в которых одно слово рифмуется с двумя и более. В приведенном выше фрагменте песни «Такси» Schokk рифмует «так сильно» и «таксиста». Чаще всего в такую рифму входит слово с ослабленным ударением — частица или же местоимение. Пример из трека «Черное солнышко», который сочинил Pyrokinesis:
«И я счел — это сон лишь, но
Вдруг взошло мое черное солнышко»
В нем рэпер к слову «солнышко» подобрал рифму, состоящую из существительного «сон», частицы «лишь» и союза «но». Однако это не правило — в составную рифму могут входить и несколько самостоятельных слов. Как в песне «Могилка ангела» ATL:
«Тут безнадега, тут скорбь, тлен
На лике стыли, словно корпспейнт»
В этих строчках рэпер зарифмовал «корпспейнт» с существительными «скорбь» и «тлен».
Еще одна разновидность «престижных» рифм — двойные рифмы или дабл райм — от английского double rhyme. Ее суть в том, что слова рифмуются парами. Например, в уже упомянутой песне «По накатанной» Horus рифмует «кипы предъяв» и «Киплинг Редьярд».
Для англоязычных исполнителей даблрайм — норма, так рифмуют даже новички. Но в русском рэпе ситуация иная: двойная рифма — показатель мастеровитости исполнителя. Причина — в различиях двух языков: в английском и слова короче, и рифмы к ним подобрать проще. Из‑за этого в текстах англоязычных авторов часто встречаются даже трипл раймы — строчки, в которых зарифмованы три слова подряд. В русском рэпе пример трипл райма найти сложнее:
«Дай мне верного товарища — рукастого кента —
И окоп, будто влагалище усатого кита»
В этих строчках из песни «Весело и грустно» Хаски образовал три пары рифм, идущих подряд: «товарища — влагалище», «рукастого — усатого», «кента — кита». Крайняя форма рифмы, построенной по такому принципу — панторим, в котором рифмуются все слова, стоящие в двух соседних строчках. И трипл райм, и панторим для русского рэпа — экзотика. Но если вы сумеете придумать их, не потеряв при этом основной посыл вашего текста, то уважение рэп‑сообщества вам обеспечено.
Подытожим: чтобы написать хороший рэп‑текст, нужны сложные и, самое главное, оригинальные рифмы — слушатель не должен заранее знать, какое именно слово вы используете в следующей строчке. Однако не менее важно, чтобы рифмы работали на раскрытие темы трека: рифмовать ради самой рифмы — удел версификаторов. Практикуйтесь чаще, слушайте талантливых исполнителей, читайте больше книг для обогащения словарного запаса — и у вас все получится!
Бедерова Ю.А.; Ганкин Л.А.; Сокольская А.
Кан Александр
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.