Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Искусство улиц

Искусство улиц

21.12.2022

Почву для самовыражения художника готовят время и место. Поэтому неудивительно, что в конце прошлого века — времени геополитических катастроф, развития и деградации городов, а также активного распространения интернета — у молодежи возник свой взгляд на искусство, который сильно отличался от воззрений их консервативных родителей. Улица вдохновила подростков на поиск новых художественных приемов, которые, выдержав проверку временем, стали неотъемлемой частью современной культуры. В этой статье мы рассмотрим, как развивалось уличное искусство, его изобразительная и поэтическая составляющие.

Одна из первых форм — граффити. Первоначально так называли надписи, сделанные на стенах, как в публичных местах, так и в тех, что скрыты от глаз обычного прохожего. Позже термин «граффити» стали применять и к рисункам, хотя чаще всего их все же называют стрит‑артом.

Культура граффити зародилась в США в конце 1970‑х годов. В это время горожане в погоне за американской мечтой о собственном доме активно переезжали в пригород. Это привело к запустению целых кварталов во многих городах, включая такие крупные, как Нью‑Йорк. И, как известно, свято место пусто не бывает — в заброшках стали собираться ребята из оставшихся в городе семей, по преимуществу малоимущих.

Они, как и любые трудные подростки, развлекались как могли: выпивали, дебоширили и, естественно, конфликтовали между собой. Так и возникли первые граффити. Они были своеобразными посланиями от одних компаний другим о том, чья это территория. Власти отреагировали на новое веяние жестко: граффити признали нарушением правопорядка и приравняли к вандализму.

Затем посылы уличных художников стали усложняться, а их техника — улучшаться. Так появился стрит‑арт, который использовал множество художественных приемов — от рисования баллончиком на стенах до масштабных постеров и даже скульптурных инсталляций. Исследователи считают, что основное отличие граффити от стрит‑арта — целевая аудитория. Если создатели граффити ориентировались лишь на своих, то уличные художники стремились донести собственные идеи до максимально широкого круга зрителей. Во многом именно поэтому стрит‑арт не считается маргинальным искусством, а бизнесмены и городские власти даже нанимают команды художников для создания заказных работ.

Стрит‑арт постоянно развивается. Одна из его последних тенденций — мода на муралы, концептуальные изображения, занимающие целые стены домов. Этот вид популярен во всем мире, в том числе в России, где был востребован еще с советских времен.

Сейчас во многих городах нашей страны команды уличных художников создают муралы с героями советских фильмов. Также популярны работы на патриотическую тематику, многие из которых обладают локальной привязкой: художники изображают на фасадах домов знаменитых героев‑земляков.

Граффити и стрит‑арт развивались параллельно с другими видами уличного искусства, например с рэпом — читкой зарифмованных текстов под ритмичную музыку. Считается, что зародился он в Нью‑Йорке. Там подростки из бедных районов собирались вместе и рассказывали друг другу о наболевшем под зацикленные отрывки чужой музыки. В силу многих причин первые тексты были очень простыми — с незамысловатыми рифмами и обилием жаргона. Но со временем они стали усложняться: рифмы и ритмы становились все техничнее, а вопросы, которые исполнители поднимали в песнях, — все сложнее. Изменялось и музыкальное сопровождение, вплоть до появления живых групп, аккомпанирующих рэперу.

В России об этом жанре узнали в конце 1980‑х, и он органично вписался в культуру нашей текстоцентричной страны. Сейчас русскоязычные исполнители достигли такого уровня, что рэп можно рассматривать как неотъемлемую часть современной русской поэзии.

В этой подборке мы представляем вам документальные книги о развитии уличного искусства и биографии самых ярких его представителей, а также художественную литературу, в которой стрит‑арт играет важную роль.

Дежавю. Богемский рэп, сода и я

Аннотация

«Дежавю» — максимально откровенная и провокационная автобиография самого известного российского рэп‑артиста KIZARU. Лайфстайл Олега Нечипоренко уже давно ассоциируется с жизнью, о которой тайком мечтают сотни тысяч — стремительная карьера, побег из России, миллионы подписчиков в соцсетях.

Эта книга честный рассказ об изнанке популярности, предательстве друзей и жизненных уроках. И пусть биография автора неоднозначна, его предприимчивость и талант привели музыканта на вершину российского хип‑хопа.

Книга дополнена редкими иллюстрациями из личного архива KIZARU.

Подробнее о книге

История гангста-рэпа

Аннотация

«История гангста‑рэпа» — это подробное изучение одного из самых удивительных жанров музыки. В шестнадцати главах, расположенных в хронологическом порядке, подробно описана эволюция гангста‑рэпа: главные герои и социальные потрясения, культура банд и системный расизм, которые послужили предпосылками для революционной музыки. Сплетая вместе проницательные интервью, эта книга рассказывает историю словами легендарных исполнителей рэпа, таких как Ice‑T, Snoop Dogg, Ice Cube, Dr. Dre, MC Ren, DJ Quik, Schoolly D, MC Eiht и многих других влиятельных фигур, которые способствовали становлению этого жанра музыки. Наполненная фотографиями, вырезками, картами, графиками и другим разнообразным материалом, книга служит веским доказательством всей важности гангста‑рэпа как культурного феномена, которым он был и остается по сей день.

Подробнее о книге

50 Cent: Hustle Harder, Hustle Smarter. Уроки жизни от одного из самых успешных рэперов XXI века

Аннотация

В свои 20 с небольшим Кертис Джексон, известный как 50 Cent, поднялся к вершинам славы и власти, покорив музыкальный Олимп. Более десяти лет назад мультиплатиновый рэпер совершил крутой разворот в своей карьере и занялся ТВ‑продюсированием. Его способность адаптироваться к переменам сыграла ему на руку, когда он стал исполнительным продюсером и звездой сериала «Власть в ночном городе» — высокооктановой, захватывающей криминальной драме о семье наркобарона. Телесериал был высоко оценен зрителями, и канал Starz заключил с Джексоном четырехлетний контракт на 150 миллионов долларов. Эта сделка стала самой прибыльной в истории кабельного телевидения премиум‑класса.

В своей новой книге Кертис Джексон врывается в жанр self‑help, предлагая читателям уникальные, опробованные на собственном опыте стратегии и советы по принятию перемен. В Hustle Harder, Hustle Smarter уроки жизни и суровые законы улиц замиксованы с бизнес‑чутьем самого Кертиса, хитростями корпоративного управления и воодушевляющей историей о том, как совершить идеальный камбэк.

Подробнее о книге

Стрит-арт: от Бэнкси до Вилса

Аннотация

Познакомьтесь с 20 оригинальными уличными художниками со всего мира — включая Бэнкси.

Искусство переместилось на улицы, где художники‑визионеры используют свое творчество для преобразования пространства повседневной жизни, порой акцентируя внимание на социальных и политических проблемах.

Журналист Алессандра Маттанца взяла интервью у двадцати, пожалуй, самых известных деятелей стрит‑арта — от художников до скульпторов и трафаретчиков. Они поведали о своем творческом пути и рассказали о том, что их вдохновляет. Это ARYZ из Барселоны, создающий грандиозные фрески на зданиях и грузовиках; художник NUNCA из Сан‑Паулу, который начал рисовать в двенадцать лет; Шепард Фейри, прославившийся своей работой «HOPE» с изображением Барака Обамы; Эвол из Берлина, известный своими инсталляциями, в том числе миниатюрных зданий; Форил, чьи работы на основе фотографий иллюстрируют проблемы нищеты; Swoon, сочетающая искусство с общественной деятельностью своей некоммерческой организации.

Крис Вёрстег, эксперт в области графического дизайна, дает подробное историческое введение в эту популярную форму современного искусства.

Подробнее о книге

Бэнкси

Аннотация

Бэнкси — самый загадочный, самый обсуждаемый и самый востребованный художник в мире. Яркий представитель андеграунда и стрит‑арта. Его называют величайшим мастером уличного искусства. Его бунтарские работы окрашены своеобразным черным юмором по отношению к социальным и политическим аспектам современного общества. В своем творчестве он выступает с острой критикой неравенства, несправедливости, и потребительского мира истеблишмента.

Бэнкси являет собой образцовый пример славы и дурной славы одновременно, построенных на его отсутствии и анонимности. Его отношения с рынком искусства крайне сложны и отмечены насмешливой враждебностью.

Этот альбом включает в себя все знаковые работы, среди которых «Девочка с воздушным шаром» или «Любовь в мусорной корзине», «Криминальное чтиво», «Любовь витает в воздухе», «Штрих‑код», «Королева обезьян» и многие другие. Помимо знаковых работ в нем содержится множество картин, трафаретов и инсталляций, многие из которых ранее нигде не публиковались.

Альбом создан в сотрудничестве с Pest Control — организацией, регулирующей все правовые вопросы, связанные с правами на произведения Бэнкси, и являющейся единственным проводником для коммуникации с художником. Поэтому данное издание такое же официальное и аутентичное, как и любая работа всемирно известного гения стрит‑арта.

Подробнее о книге

Бэнкси. Неофициальная биография

Аннотация

Его граффити мгновенно становятся арт‑объектами и продаются на аукционах за сотни тысяч долларов. Он творит на злобу дня, обличая консюмеризм, социальное неравенство, политику и морализаторство. Весь мир гадает: «Кто такой Бэнкси?». Эта книга ставит перед собой другую, значительно более важную задачу: раскрыть личность художника, понять его идеи и творческий метод.

Алессандра Маттанца — журналист, фотограф и эксперт по уличному искусству, автор книги «Стрит‑арт: от Бэнкси до Вилса». В своей новой работе обширное исследование произведений художника, которое на сегодняшний день является самым актуальным. В качестве автора предисловия и эксперта выступил Джон Брэндлер, английский галерист, владелец нескольких произведений Бэнкси.

Подробнее о книге

Бэнкси

Аннотация

Бэнкси. Самый загадочный из современных художников. Своими талантливыми работами этот художник превратил рисование на заборе в мощное искусство социального высказывания. И теперь творения уличного художника продаются за миллионы. Его рисунки таинственным образом появляются ночью на стенах домов, но увидеть их автора никому не удается. Неизвестно его настоящее имя. Но сам художник всячески нам намекает на то, что пора бы уже отвлечься от игры "Кто такой Бэнкси?" и посмотреть вглубь. Попытаться понять, что он делает и зачем. Рассмотреть его искусство в контексте мировой живописи и выяснить, какие у него отношения с граффити и стрит-артом. Проанализировать основные темы его работ и научиться считывать скрытые в них смыслы. Именно этим вопросам и будет посвящена эта книга.
Подробнее о книге

Средняя Эдда

Аннотация

В центре событий романа «Средняя Эдда» — история появления «русского Бэнкси», уличного художника Хиропрактика (hp), рисующего цикл из 12 картин на стенах домов. У граффити всегда политический подтекст, их герои — видные государственные начальники, и после появления новой работы кто-то из ее персонажей непременно погибает…

Подробнее о книге
Комментариев ещё нет
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
/
Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Вам уже есть 18 лет?
Да, есть
Ещё нет

Новости, новинки,
подборки и рекомендации