Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Искусство улиц
21.12.2022
Почву для самовыражения художника готовят время и место. Поэтому неудивительно, что в конце прошлого века — времени геополитических катастроф, развития и деградации городов, а также активного распространения интернета — у молодежи возник свой взгляд на искусство, который сильно отличался от воззрений их консервативных родителей. Улица вдохновила подростков на поиск новых художественных приемов, которые, выдержав проверку временем, стали неотъемлемой частью современной культуры. В этой статье мы рассмотрим, как развивалось уличное искусство, его изобразительная и поэтическая составляющие.
Одна из первых форм — граффити. Первоначально так называли надписи, сделанные на стенах, как в публичных местах, так и в тех, что скрыты от глаз обычного прохожего. Позже термин «граффити» стали применять и к рисункам, хотя чаще всего их все же называют стрит‑артом.
Культура граффити зародилась в США в конце 1970‑х годов. В это время горожане в погоне за американской мечтой о собственном доме активно переезжали в пригород. Это привело к запустению целых кварталов во многих городах, включая такие крупные, как Нью‑Йорк. И, как известно, свято место пусто не бывает — в заброшках стали собираться ребята из оставшихся в городе семей, по преимуществу малоимущих.
Они, как и любые трудные подростки, развлекались как могли: выпивали, дебоширили и, естественно, конфликтовали между собой. Так и возникли первые граффити. Они были своеобразными посланиями от одних компаний другим о том, чья это территория. Власти отреагировали на новое веяние жестко: граффити признали нарушением правопорядка и приравняли к вандализму.
Затем посылы уличных художников стали усложняться, а их техника — улучшаться. Так появился стрит‑арт, который использовал множество художественных приемов — от рисования баллончиком на стенах до масштабных постеров и даже скульптурных инсталляций. Исследователи считают, что основное отличие граффити от стрит‑арта — целевая аудитория. Если создатели граффити ориентировались лишь на своих, то уличные художники стремились донести собственные идеи до максимально широкого круга зрителей. Во многом именно поэтому стрит‑арт не считается маргинальным искусством, а бизнесмены и городские власти даже нанимают команды художников для создания заказных работ.
Стрит‑арт постоянно развивается. Одна из его последних тенденций — мода на муралы, концептуальные изображения, занимающие целые стены домов. Этот вид популярен во всем мире, в том числе в России, где был востребован еще с советских времен.
Сейчас во многих городах нашей страны команды уличных художников создают муралы с героями советских фильмов. Также популярны работы на патриотическую тематику, многие из которых обладают локальной привязкой: художники изображают на фасадах домов знаменитых героев‑земляков.
Граффити и стрит‑арт развивались параллельно с другими видами уличного искусства, например с рэпом — читкой зарифмованных текстов под ритмичную музыку. Считается, что зародился он в Нью‑Йорке. Там подростки из бедных районов собирались вместе и рассказывали друг другу о наболевшем под зацикленные отрывки чужой музыки. В силу многих причин первые тексты были очень простыми — с незамысловатыми рифмами и обилием жаргона. Но со временем они стали усложняться: рифмы и ритмы становились все техничнее, а вопросы, которые исполнители поднимали в песнях, — все сложнее. Изменялось и музыкальное сопровождение, вплоть до появления живых групп, аккомпанирующих рэперу.
В России об этом жанре узнали в конце 1980‑х, и он органично вписался в культуру нашей текстоцентричной страны. Сейчас русскоязычные исполнители достигли такого уровня, что рэп можно рассматривать как неотъемлемую часть современной русской поэзии.
В этой подборке мы представляем вам документальные книги о развитии уличного искусства и биографии самых ярких его представителей, а также художественную литературу, в которой стрит‑арт играет важную роль.
Дежавю. Богемский рэп, сода и я
Аннотация
«Дежавю» — максимально откровенная и провокационная автобиография самого известного российского рэп‑артиста KIZARU. Лайфстайл Олега Нечипоренко уже давно ассоциируется с жизнью, о которой тайком мечтают сотни тысяч — стремительная карьера, побег из России, миллионы подписчиков в соцсетях.
Эта книга честный рассказ об изнанке популярности, предательстве друзей и жизненных уроках. И пусть биография автора неоднозначна, его предприимчивость и талант привели музыканта на вершину российского хип‑хопа.
Книга дополнена редкими иллюстрациями из личного архива KIZARU.
«История гангста‑рэпа» — это подробное изучение одного из самых удивительных жанров музыки. В шестнадцати главах, расположенных в хронологическом порядке, подробно описана эволюция гангста‑рэпа: главные герои и социальные потрясения, культура банд и системный расизм, которые послужили предпосылками для революционной музыки. Сплетая вместе проницательные интервью, эта книга рассказывает историю словами легендарных исполнителей рэпа, таких как Ice‑T, Snoop Dogg, Ice Cube, Dr. Dre, MC Ren, DJ Quik, Schoolly D, MC Eiht и многих других влиятельных фигур, которые способствовали становлению этого жанра музыки. Наполненная фотографиями, вырезками, картами, графиками и другим разнообразным материалом, книга служит веским доказательством всей важности гангста‑рэпа как культурного феномена, которым он был и остается по сей день.
50 Cent: Hustle Harder, Hustle Smarter. Уроки жизни от одного из самых успешных рэперов XXI века
Аннотация
В свои 20 с небольшим Кертис Джексон, известный как 50 Cent, поднялся к вершинам славы и власти, покорив музыкальный Олимп. Более десяти лет назад мультиплатиновый рэпер совершил крутой разворот в своей карьере и занялся ТВ‑продюсированием. Его способность адаптироваться к переменам сыграла ему на руку, когда он стал исполнительным продюсером и звездой сериала «Власть в ночном городе» — высокооктановой, захватывающей криминальной драме о семье наркобарона. Телесериал был высоко оценен зрителями, и канал Starz заключил с Джексоном четырехлетний контракт на 150 миллионов долларов. Эта сделка стала самой прибыльной в истории кабельного телевидения премиум‑класса.
В своей новой книге Кертис Джексон врывается в жанр self‑help, предлагая читателям уникальные, опробованные на собственном опыте стратегии и советы по принятию перемен. В Hustle Harder, Hustle Smarter уроки жизни и суровые законы улиц замиксованы с бизнес‑чутьем самого Кертиса, хитростями корпоративного управления и воодушевляющей историей о том, как совершить идеальный камбэк.
Познакомьтесь с 20 оригинальными уличными художниками со всего мира — включая Бэнкси.
Искусство переместилось на улицы, где художники‑визионеры используют свое творчество для преобразования пространства повседневной жизни, порой акцентируя внимание на социальных и политических проблемах.
Журналист Алессандра Маттанца взяла интервью у двадцати, пожалуй, самых известных деятелей стрит‑арта — от художников до скульпторов и трафаретчиков. Они поведали о своем творческом пути и рассказали о том, что их вдохновляет. Это ARYZ из Барселоны, создающий грандиозные фрески на зданиях и грузовиках; художник NUNCA из Сан‑Паулу, который начал рисовать в двенадцать лет; Шепард Фейри, прославившийся своей работой «HOPE» с изображением Барака Обамы; Эвол из Берлина, известный своими инсталляциями, в том числе миниатюрных зданий; Форил, чьи работы на основе фотографий иллюстрируют проблемы нищеты; Swoon, сочетающая искусство с общественной деятельностью своей некоммерческой организации.
Крис Вёрстег, эксперт в области графического дизайна, дает подробное историческое введение в эту популярную форму современного искусства.
Бэнкси — самый загадочный, самый обсуждаемый и самый востребованный художник в мире. Яркий представитель андеграунда и стрит‑арта. Его называют величайшим мастером уличного искусства. Его бунтарские работы окрашены своеобразным черным юмором по отношению к социальным и политическим аспектам современного общества. В своем творчестве он выступает с острой критикой неравенства, несправедливости, и потребительского мира истеблишмента.
Бэнкси являет собой образцовый пример славы и дурной славы одновременно, построенных на его отсутствии и анонимности. Его отношения с рынком искусства крайне сложны и отмечены насмешливой враждебностью.
Этот альбом включает в себя все знаковые работы, среди которых «Девочка с воздушным шаром» или «Любовь в мусорной корзине», «Криминальное чтиво», «Любовь витает в воздухе», «Штрих‑код», «Королева обезьян» и многие другие. Помимо знаковых работ в нем содержится множество картин, трафаретов и инсталляций, многие из которых ранее нигде не публиковались.
Альбом создан в сотрудничестве с Pest Control — организацией, регулирующей все правовые вопросы, связанные с правами на произведения Бэнкси, и являющейся единственным проводником для коммуникации с художником. Поэтому данное издание такое же официальное и аутентичное, как и любая работа всемирно известного гения стрит‑арта.
Его граффити мгновенно становятся арт‑объектами и продаются на аукционах за сотни тысяч долларов. Он творит на злобу дня, обличая консюмеризм, социальное неравенство, политику и морализаторство. Весь мир гадает: «Кто такой Бэнкси?». Эта книга ставит перед собой другую, значительно более важную задачу: раскрыть личность художника, понять его идеи и творческий метод.
Алессандра Маттанца — журналист, фотограф и эксперт по уличному искусству, автор книги «Стрит‑арт: от Бэнкси до Вилса». В своей новой работе обширное исследование произведений художника, которое на сегодняшний день является самым актуальным. В качестве автора предисловия и эксперта выступил Джон Брэндлер, английский галерист, владелец нескольких произведений Бэнкси.
Бэнкси. Самый загадочный из современных художников. Своими талантливыми работами этот художник превратил рисование на заборе в мощное искусство социального высказывания. И теперь творения уличного художника продаются за миллионы. Его рисунки таинственным образом появляются ночью на стенах домов, но увидеть их автора никому не удается. Неизвестно его настоящее имя. Но сам художник всячески нам намекает на то, что пора бы уже отвлечься от игры "Кто такой Бэнкси?" и посмотреть вглубь. Попытаться понять, что он делает и зачем. Рассмотреть его искусство в контексте мировой живописи и выяснить, какие у него отношения с граффити и стрит-артом. Проанализировать основные темы его работ и научиться считывать скрытые в них смыслы. Именно этим вопросам и будет посвящена эта книга.
В центре событий романа «Средняя Эдда» — история появления «русского Бэнкси», уличного художника Хиропрактика (hp), рисующего цикл из 12 картин на стенах домов. У граффити всегда политический подтекст, их герои — видные государственные начальники, и после появления новой работы кто-то из ее персонажей непременно погибает…
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Политика публикации отзывов
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
2. Мы за вежливость
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
3. Ваш отзыв должно быть удобно читать
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
6. Отзыв – место для ваших впечатлений
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
7. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
8. Мы уважаем законы РФ
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.