Культурные мероприятия и выход автобиографии великого режиссера.

2018 год – особенный для всех любителей кино. В этом году весь мир отмечает столетний юбилей Ингмара Бергмана – гениального режиссера и сценариста, одной из ключевых фигур авторского кино XX века. По всей стране пройдут культурные мероприятия, а в издательстве АСТ при поддержке шведского посольства выйдет знаменитая автобиография Бергмана «Шепоты и крики моей жизни».

Бергман – настоящий мастер, учитель и пример для подражания, вдохновивший сотни режиссеров разных поколений. Автор шедевров, которые известны каждому поклоннику независимого кинематографа. Тонкий художник, которому удавалось поймать и зафиксировать на кинопленку самые сложные и неуловимые эмоции, смыслы и движения человеческой души.

Множество мероприятий, посвященных шведскому гению, пройдет в этом году во многих странах. Вспомнят Бергмана и в России: связанные с жизнью и творчеством режиссера мероприятия запланированы в разных городах нашей страны.

В Москве их готовится сразу несколько.

  • 19 и 20 апреля в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) пройдет Международная конференция «Грани таланта: к 100-летию Ингмара Бергмана», на которой выступит ряд экспертов из Швеции и России; участники выступят с докладами, посвященными различным аспектам творчества режиссера (программа конференции прилагается к релизу).

  • Также на Международном Московском кинофестивале, который будет проходить с 19 по 26 апреля, запланирована большая ретроспектива под названием «Persona: Ингмар Бергман», в рамках которой будет показано более 20 работ мастера – в том числе и те ленты, которые никогда прежде не демонстрировались в России.

Аналогичные мероприятия, посвященные Ингмару Бергману, пройдут также и в других городах России – от Санкт-Петербурга до Владивостока.

В честь столетнего юбилея Ингмара Бергмана в издательстве «АСТ» при поддержке шведского посольства выходит знаменитая автобиография режиссера под названием «Шепоты и крики моей жизни» (оригинальное название – «Laterna Magica»). Это уникальная книга: искренний и подробный автопортрет великого художника, написанный без стеснения и самоцензуры. «Шепоты и крики моей жизни» состоит из интимных признаний, размышлений гения о своей жизни, любви, театре и кино. Вы не найдете здесь тщеславия, ложной скромности, спрятанных от посторонних глаз фактов: все на виду, все честно и открыто.

Ингмар Бергман – один из величайших кинорежиссеров XX века. Трехкратный лауреат премии «Оскар» за лучший иностранный фильм, обладатель наград Берлинского кинофестиваля, «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля (за лучший короткометражный фильм). Его фильмы можно найти в любом списке лучших кинематографических произведений; критики регулярно вспоминают о них в своих рецензиях, режиссеры цитируют их в своих картинах и учатся на его наследии. «Улыбки летней ночи», «Седьмая печать», «Земляничная поляна», «Персона», «Шепоты и крики», «Фанни и Александр» – вот лишь некоторые из всемирно известных шедевров Бергмана. Всего же он оставил после себя целых 60 художественных и документальных картин, сценарий к большинству которых также написал самостоятельно, и более полутора сотен театральных постановок.


Кино, театр и женщины. То, из чего была соткана его жизнь. И он говорит об этом без устали: об этом весь его прекрасно написанный текст. 

Детские воспоминания, юность, первые постановки и фильмы: в автобиографии Бергман сосредоточился именно на этих, ранних периодах своей жизни, ведь детство во многом определяет нашу взрослую жизнь, а «творческое детство», соответственно, – будущее наследие автора.

Ингмар Бергман на съемках фильма Седьмая печать
Ингмар Бергман на съемках фильма «Седьмая печать»


Чувствительный и хрупкий ребенок, тонко и пронзительно ощущающий каждое слово, событие, эмоцию, – и жестокая, полная ярости, соперничества и борьбы жизнь. Чтобы в ней не утонуть, нужно закалиться. Через сомнения, поиски, встречи с новыми людьми, страсть, надежды и разочарования ковался тот характер и та особая творческая энергия, которые навсегда вписали Бергмана в историю кинематографа – и искусства вообще.

Однако это не последовательный роман о юных годах, не цепь событий и не поезд, который всегда идет по проложенным рельсам. Жизнь и воспоминания Бергмана о ней – смесь разных времен, жанров, не связанных между собой эпизодов прошлого. Грандиозный этюд, посвященный не столько самому Бергману, сколько его судьбе, которая предстает в книге в облике неконтролируемой стихии, природной силы.

Что же касается женщин – они всегда были притягательной загадкой для режиссера. Он превозносил их, но навсегда остаться лишь с одной ему не удалось – судьба ли тому виной, или его собственный характер?.. Но каждая из его многочисленных спутниц навсегда осталась в его памяти. В этом также можно убедиться из книги: он помнит их, помнит их всех! Сопоставляя свое восприятие женщин с впечатлениями, полученными в раннем возрасте, Бергман смело и без стеснения описывает личные истории взаимоотношений: мать, бабушка, а затем и первая любовь, первая близость, пробужденная страсть…

Это блестящая автобиография, которая не только позволяет лучше понять Бергмана как режиссера и человека, но и открывает его с неожиданной стороны: помимо очевидных и всем известных талантов, в своей книге он демонстрирует впечатляющие писательские способности. Читать этот текст – одно наслаждение, и, если по какой-то причине его прочтет незнакомый с творчеством режиссера человек, ему наверняка захочется увидеть каждый из фильмов великого шведа.