23 июня родилась Анна Ахматова — русский поэт, переводчик, исследователь литературы, важнейший представитель Серебряного века. Также она известна как первая супруга поэта Николая Гумилева и мать их сына — авторитетного историка и философа Льва Гумилева. В специальной праздничной статье мы подготовили для вас интересные факты об Ахматовой.
Ахматову номинировали на Нобелевскую премию по литературе дважды — в 1965 и 1966 годах. В первый раз ее кандидатуру выдвинули шведский славист из Гетеборгского университета Гуннар Якобссон и русский литературовед из Гарвардского университета Роман Якобсон.
Творчество и биография Ахматовой произвели на членов Шведской академии сильнейшее впечатление. Тем не менее, политическая обстановка требовала, чтобы премию получил официальный советский литератор Михаил Шолохов. Из архивных записей известно, что Нобелевский комитет рассматривал компромиссный вариант — поделить премию между Шолоховым и Ахматовой. Однако его председатель — шведский поэт Андерс Эстерлунд — возразил, что между этими авторами нет ничего общего, кроме того, что они оба писали на русском языке. В итоге нобелиатом стал Шолохов.
Повторно Ахматову номинировали на премию в 1966. Однако из‑за ее скоропостижной смерти в начале года комитет снял с обсуждения кандидатуру поэтессы. Примечательно, что вместе с ней выдвигались еще два русских писателя — Константин Паустовский и Владимир Набоков, который на тот момент имел гражданство США.
Русская поэтесса и итальянский художник познакомились в Париже. Примечательно, что произошло это во время свадебного путешествия Ахматовой и Гумилева. Спустя год поэтесса встречалась со своим новым знакомым уже одна.
Отношения между Модильяни и Ахматовой действительно были. Об этом свидетельствуют как ее воспоминания, так и его рисунки, на которых изображена поэтесса — в том числе в обнаженном виде. Но какой характер они носили — дружеский или романтический — доподлинно не известно. Исследователей творчества художника смущает, что не сохранилось его писем и дневников, из которых становилось бы ясно, что между ними было нечто большее, чем просто дружба.
Однако их знакомство оставило значительный след в творчестве обоих. Помимо рисунков Модильяни, на которых изображена Ахматова, сохранились также проекты кариатид, прототипом которых стала она. Художник же появляется в нескольких произведениях поэтессы — а в строчках, не вошедших в окончательный вариант «Поэмы без героя», он и вовсе назван по имени.
По воспоминаниям современников, поэтесса была абсолютно равнодушна к роскоши и комфорту, поэтому со спокойной душой раздаривала знакомым даже нужные — а порой и жизненно необходимые — вещи. По воспоминаниям писателя Корнея Чуковского, в голодные годы Гражданской войны у Ахматовой появилась банка муки — неслыханное богатство по меркам того времени. Однако она легко и безо всяких сомнений передала ее Чуковскому — решила, что его маленькой дочке она будет нужнее.
Но были и вещи, с которыми Ахматова отказывалась прощаться. Это был ее портрет работы Модильяни, несколько украшений — среди которых были перстень, который ей подарил Гумилев, и кольцо, доставшееся от бабушки, брошка в виде лиры, которую она нашла в Царском Селе и искренне верила, что когда‑то она принадлежала Александру Пушкину, а также синяя шаль, которую ей подарила поэтесса Марина Цветаева.
Поэтесса с детства любила произведения Пушкина. Однако профессионально исследовать его творчество она стала в 1920‑х годах, когда из‑за цензуры не могла публиковать собственные произведения. Именно Ахматова установила первоисточник сюжета «Сказки о золотом петушке» — глава «Легенда об арабском звездочете» из книги «Альгамбра», которую написал классик американской литературы Вашингтон Ирвинг. Также поэтесса выявила связь между «Евгением Онегиным» и романом «Адольф» французского писателя Бенжамена Констана. Сейчас статьи Ахматовой о творчестве Пушкина рассматриваются научным сообществом как авторитетный источник — наравне с работами профессиональных литературоведов.
С единственным сыном Львом Гумилевым у Ахматовой сложились непростые отношения. Отчасти это произошло из‑за того, что она практически не участвовала в его воспитании — вскоре после рождения она отдала мальчика на попечение его бабушки по отцу, которая жила в Тверской области. Ей помогала тетя Гумилева‑младшего Александра Сверчкова. Родители же виделись с сыном не так часто — у них были свои дела в Северной столице.
После Октябрьской революции бабушка и внук были вынуждены покинуть ее провинциальное имение и перебрались в Санкт‑Петербург к Николаю Гумилеву. Ахматова стала видеться с сыном чаще, однако так и не сблизилась с ним. Гумилев‑старший вскоре был расстрелян, а у поэтессы была своя личная жизнь. Лишь в 17 лет Лев Гумилев стал жить с матерью и ее гражданским мужем Николаем Пуниным. Отношения у них не сложились. Поэтесса тяжело переживала размолвки с сыном — в своих стихах называла себя «дурной матерью».
Гумилева‑младшего несколько раз арестовывали, он дважды отбывал наказание в лагерях. Несмотря на то, что Ахматова всячески старалась облегчить участь сына, о чем свидетельствуют ее многочисленные письма в его защиту и сведения о переданных ему посылках, тот считал, что она сделала недостаточно. Окончательный разрыв между ними произошел незадолго до смерти Ахматовой. По словам ряда современников, Лев Гумилев даже не присутствовал на похоронах матери.
Ахматова Анна Андреевна
Ахматова Анна Андреевна
Ахматова Анна Андреевна
Ахматова Анна Андреевна
Ахматова Анна Андреевна
Ахапкин Денис Николаевич
Герштейн Эмма Григорьевна
Анненков Юрий Павлович
Богатырева Софья Игнатьевна
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.