Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Факты о Михаиле Булгакове

Факты о Михаиле Булгакове

06.02.2024

Михаил Булгаков — один из самых таинственных русских писателей. Его судьба и творчество полны мистики и противоречий. Он состоял в Белом движении, но стал известным советским писателем. Был любимцем Иосифа Сталина, но его травили чиновники и критики. Его произведения запрещали печатать, но вся страна цитировала их. В этой статье мы подготовили для вас пять необычных фактов о самом загадочном отечественном писателе.

  1. Булгаков исполнил свою детскую мечту.

    В школьные годы Булгаков мечтал стать писателем. И активно работал над этим — свой первый рассказ он сочинил в первом классе, а начиная с пятого активно создавал сатирические стихи и фельетоны.

    Однако позже Булгаков поддался влиянию родителей. Его дяди были известными врачами, и мать долго убеждала сына, что это востребованная и высокооплачиваемая профессия. Именно поэтому он в конце концов решил поступить в медицинский вуз. В течение нескольких лет после его окончания Булгаков работал хирургом и венерологом. Однако занятия литературой не бросил — по вечерам после работы сочинял рассказы и пьесы. Впоследствии Булгаков оставил карьеру врача и целиком посвятил себя творчеству.

  2. Вражда с Маяковским.

    Известные писатели придерживались противоположных политических взглядов, из‑за чего постоянно конфликтовали. Чаще всего им доводилось обмениваться колкостями в бильярдных — оба литератора очень любили эту игру и неплохо владели кием.

    Булгаков нередко делал в своих произведениях язвительные отсылки к творчеству и личности своего оппонента. Так, по мнению литературоведа Бориса Гаспарова, именно Маяковский стал прототипом подлого поэта Рюхина из романа «Мастер и Маргарита».

    Маяковский тоже не оставался в долгу. Однажды он призвал единомышленников сорвать спектакль «Дни Турбиных» по пьесе Булгакова. Когда же устроить массовую акцию ему не удалось, Маяковский сам пришел в театр и выразил свой протест, демонстративно покинув зал во время постановки.

  3. Необычная пьеса к юбилею Александра Пушкина.

    Булгаков часто острил над Маяковским из‑за того, что тот любил создавать произведения к различным праздничным датам. Однако однажды и сам Булгаков не устоял перед подобным искушением — стал готовить пьесу «Последние дни» к столетию со дня гибели Пушкина. Писатель подошел к делу серьезно — привлек к работе профессионального пушкиниста Викентия Вересаева, чтобы он помог со сбором исторических сведений о поэте. Однако в конце концов соавтор отказался работать с Булгаковым — слишком уж разными были их взгляды на личность Дантеса.

    В итоге Булгаков закончил пьесу в одиночестве. Произведение получилось весьма необычным, поскольку в нем отсутствовал главный герой — по задумке писателя, трагедию Пушкина зрители должны были увидеть через слова и поступки людей из его ближайшего окружения. Этот творческий эксперимент не нашел одобрения ни у театралов, ни у цензуры. В итоге премьера спектакля по пьесе состоялась лишь после смерти Булгакова.

  4. Болезненное отношение к критике.

    По свидетельству второй жены писателя Любови Белозерской, Булгаков в специальной папке коллекционировал вырезки из газет и журналов с отзывами критиков о своих произведениях. Сначала писатель ими бравировал — считал, что если о нем пишут, значит, он создает вещи на злобу дня. Его не смущало, что «враждебно‑ругательных» заметок было на несколько порядков больше, чем хвалебных — по подсчетам самого Булгакова, 298 отрицательных рецензий против трех положительных. Однако со временем критикам все же удалось затравить писателя — Белозерская вспоминает, что он стал раздражительным, начал страдать бессонницей и дергать плечом.

  5. Высмеял Константина Станиславского и Владимира Немировича‑Данченко.

    Одним из самых неоднозначных произведений Булгакова стал «Театральный роман», который первоначально назывался «Записки покойника». Его главным героем стал литератор, который не сумел вписаться в общество театралов советского времени.

    В персонажах Иване Васильевиче и Аристархе Платоновиче явно угадываются их прототипы — Станиславский и Немирович‑Данченко. Несмотря на то, что Булгаков некоторое время сотрудничал с легендарными режиссерами, отношения между ними испортились, поэтому он решил высмеять их в своем произведении. Из‑за этого книгу долго не пропускала цензура, и она была опубликована лишь спустя четверть века после смерти автора.

Мастер и Маргарита

Булгаков Михаил Афанасьевич

Морфий

Булгаков Михаил Афанасьевич

Собачье сердце

Булгаков Михаил Афанасьевич

Белая гвардия

Булгаков Михаил Афанасьевич

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации