
В нашем издательстве открывается новый импринт THE POP‑UP BOOK — шедевры мировой литературы с иллюстрациями ведущих художников в интерактивном подарочном оформлении. В ассортименте импринта будут представлены как книги для детей, так и уникальные подарочные издания мировой классики для коллекционеров и поклонников литературных вселенных.
Открывает импринт бессмертная классика: «Мастер и Маргарита» с иллюстрациями Алексея Дмитриева. Художник шесть раз становился лауреатом Международного конкурса «Образ книги», награждён дипломом Всероссийского фестиваля «Искусство книги. Традиции и современность» (2011) и медалью «Шувалов» Российской академии художеств. За воплощение иллюстраций в объёмные конструкции отвечала бумажный инженер Екатерина Казейкина, трёхкратный лауреат конкурса «Образ книги».
Эта книга — путешествие по знаковым сценам романа. Читателей ждут 8 pop‑up разворотов с ключевыми сценами: Патриаршие пруды, Понтий Пилат, Варьете, Встреча Мастера и Маргариты, Бал, Москва с крыши Дома Пашкова, Подвал Мастера, Всадники над Москвой. Ещё один сюрприз — карта‑путеводитель по булгаковским местам Москвы, составленная Ириной Сергиевской, специалистом по мистической Москве.
Булгаков Михаил Афанасьевич
История этой книги начинается с 2023 года, когда заведующая редакцией Наталья Шутюк привезла из японского магазина Kinokuniya в Дубае книгу с pop‑up с комиксом «Дракула». Тогда и возникла идея о создании книг с объёмными иллюстрациями не только для детей, но и для взрослых читателей. Начались поиски подходящего формата — ведь прежде на российском рынке ничего подобного не было!
Директор по издательской деятельности холдинга Сергей Курунян сразу поддержал проект и поверил, что интерактивные книги могут привлекать поклонников произведений и коллекционеров. В январе 2024 года был утверждён список произведений, по которым будут сделаны pop‑up книги — и началась история нового импринта...
Мы поговорили с создателями объёмной книги «Мастер и Маргарита» — художником Алексеем Дмитриевым и бумажным конструктором Екатериной Казейкиной — о том, как шла работа над этим удивительным проектом.
Что было самое интересное и самое сложное в работе над книгой?
Екатерина Казейкина: Самым интересным стала работа над концепцией книги. Здесь мы впервые пошли на смелый, но очень естественный для формата pop‑up книги шаг — сделать книгу‑посвящение, размышление о знаковых темах романа. Это «книга в книге» в самых разных смыслах — по задумке, графически, пластически. Ключевые сцены, цитаты, что ляжет в основу книги — этот выбор для меня был самой сложной и интересной частью работы. Хочется ещё отметить, как я рада, что в этом проекте мы работали с замечательным художником Алексеем Дмитриевым. Я восхищаюсь тем, как он видит книгу, как сразу почувствовал особенность нашего формата, как смело подошел к работе.
Если говорить про самую сложную часть работы — хочу рассказать не в общем, а о конкретном развороте, самом первом, на котором показана Москва и сцена смерти Берлиоза. Мы с редакцией с самого начала решили, что сцена смерти должна быть, но было очень сложно найти нужную интонацию, чтобы сцена не получилась грубо, в лоб, чтобы не скатиться в дурновкусие. Я пробовала разные композиции, но в итоге я довольна найденным решением — на развороте есть Берлиоз и даже с отрубленной головой, но сцена решена в духе «Падения Икара» Брейгеля — его ещё нужно поискать. На мой взгляд, это очень согласуется с цитатой и общей идеей.
Алексей Дмитриев: И самой интересной, и самой сложной была одна и та же вещь — то, что это pop‑up, а я ещё никогда не сталкивался с работой над такой книгой. У меня были подобные книги с бумажной инженерией в детстве, но я совершенно не предполагал, что мне придётся самому работать над такой книгой. Когда Наталья Шутюк написала мне с предложением поработать над pop‑up — я долго выяснял, не шутка ли это. Такой формат — и вдруг «Мастер и Маргарита»! Но Наталье удалось меня убедить, заразить идеей — сначала по интернету, а потом и при личном знакомстве. Тогда же мы познакомились и с бумажным инженером Катей Казейкиной. При первой же встрече у нас стали рождаться идеи, как лучше сделать эту книгу.
При работе над книгой самое интересное — это найти изобразительный язык, который был бы адекватен тем задачам, которые передо мной стоят. По основной специализации я театральный художник — и к работе над книгами подхожу так же, как к работе над театральными декорациями, костюмами — где очень важно передать тональность, интонацию автора пьесы и режиссёра. Каждый новый спектакль не похож на предыдущий. Так же и с книгами — потому что я стараюсь проникнуться особенностями автора текста, чтобы максимально полно раскрыть именно его замысел. С Булгаковым было сложно, потому что у этой книги огромный бэкграунд по части иллюстрирования. Но pop‑up создавался впервые! И поэтому найти язык, который, с одной стороны, всё‑таки отражал бы прозу Булгакова, а с другой — ложился на машинерию pop‑up, вот это было непросто. Но интересно!
«Мастер и Маргарита» — что эта книга значит лично для вас?
Екатерина Казейкина: Сложно ответить на этот вопрос. Наверное, потому что прежде всего — для меня это многослойность. Поэтому я рада, что для работы я несколько раз перечитывала роман и ещё переслушивала его в аудио‑версии. Каждый раз открываешь что‑то новое. И главная тема для меня — это книга в книге. Её мы и постарались отразить на разных уровнях.
Алексей Дмитриев: Первый раз «Мастера и Маргариту» я прочел в юности, когда роман только начал печататься в журналах. Тогда эти замусоленные номера журнала ходили по рукам. Я ещё учился в школе и не мог понять всей глубины прозы Булгакова, но, тем не менее, был захвачен самим языком и невероятными событиями, которые происходили в романе. После этого обращался к книге и в более взрослом возрасте — с каждым прочтением крепло убеждение, что я никогда не соглашусь иллюстрировать этот роман.
В разговоре с одним именитым иллюстратором мы даже сошлись на том, что у каждого художника есть книги, которые он никогда не возьмется иллюстрировать — и среди них на первых местах были «Мастер и Маргарита» и «Алиса в Стране чудес». И если бы мне предложили проиллюстрировать традиционное издание Булгакова, я бы точно не согласился. Здесь я взялся только потому, что для меня это был эксперимент в квадрате. Это был pop‑up, это был «брехтовский», если говорить театральным языком, подход к Булгакову: метод отстранённости. Когда ты не работаешь напрямую с неким произведением, а что‑то делается «по поводу» произведения. И поскольку наша книга была сильно «по поводу», я согласился.
Потому что на мой взгляд это книга, которая сама по себе не нуждается в иллюстрациях. Многие хорошие иллюстраторы об неё всерьез обламывали зубы. Я очень ценю и уважаю Геннадия Калиновского — но, как мне кажется, «Мастер и Маргарита» не стала его большой удачей.
Самая любимая часть работы над книгой?
Екатерина Казейкина: Для меня каждый этап работы — любимый, за исключением, пожалуй, финальной технической доработки файлов. И то, только потому что она требует очень большой концентрации внимания и забирает много сил. А так — радость есть на каждом этапе, когда видишь, как постепенно начинает буквально оживать идея и конструкция.
Алексей Дмитриев: Я не подхожу к работе над книгой как к чему‑то исключительному, для меня это сродни работе над спектаклем в театре, или над живописным холстом в мастерской. Самая интересная и радостная часть этой работы — это, как сказал однажды Никита Михалков, не когда у тебя получилось. А когда получается. Это тот самый момент, когда ты вдруг осознаешь, что ты не должен даже управлять своей рукой с кистью, пером или карандашом, а ты просто наблюдаешь за тем, как этот инструмент будто бы сам собой рождает картину, иллюстрацию, эскиз декорации. Тот момент, когда получается. Это момент не частый. Но если бы их не было, то работа художника потеряла бы 99% своей привлекательности. Это момент творческого счастья.
Дмитриева Валентина Геннадьевна
ЧеширКо Евгений
Коллинз Сьюзен
Фрай Макс
Пелевина Оксана
Куин Джулия
Марков Алексей Викторович
Паркер Оушен
Панов Вадим Юрьевич
Мельчаев Александр Алексеевич
Хлебова Вероника
Соя Антон Владимирович
Тимошенина Екатерина Игоревна
Вуд Яна
Ликсо Вячеслав Владимирович
Касаткин Михаил Сергеевич
Березович Александра Ильинична
Дмитриева Валентина Геннадьевна
Кострова Мария Леонидовна
Алекс Эсперанса
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.