Почти о каждом известном литераторе распускали сплетни. Особенно если он был по‑настоящему неоднозначной личностью — как поэт Сергей Есенин. С одной стороны, улыбчивый и обаятельный молодой человек неизменно производил приятное впечатление на своих знакомых, а его талант невозможно было отрицать. С другой, он действительно был хулиганом — устраивал пьяные дебоши, о чем свидетельствуют многочисленные документы правоохранителей, и был склонен к эпатажным выходкам. Среди самых громких из них — акции группы имажинистов, которые переименовывали улицы в свою честь, устраивали митинги против футуристов и рисовали на стенах храма неприличные надписи.
Подобное поведение привело к тому, что поэту стали приписывать поступки, которые он не совершал, и качества, которыми он не обладал. Некоторые из таких слухов настолько прочно укоренились в сознании читателей, что стали почти неотъемлемой частью биографии поэта. Мы обратимся к самым странным мифам о Есенине и попытаемся разобраться, что из них правда, а что — нет.
Обоюдная ненависть между двумя выдающимися русскими поэтами — один из самых устойчивых мифов Серебряного века. Стоит признать, что предпосылки у него все же были — писатели действительно не упускали случая уколоть друг друга как в своих произведениях, так и на публичных выступлениях. Однако это было скорее творческое соперничество — Маяковский ревновал к славе Есенина, а тот отвечал ему взаимностью. До драк же дело никогда не доходило — встречаясь на концертах, поэты всего лишь обменивались остротами. Возможно, кому‑то они могли показаться жестковатыми, но ни о какой реальной ненависти речи не шло.
На самом деле отношения писателей можно охарактеризовать скорее как приятельские. Оба знали цену таланту друг друга. Маяковский часто хвалил Есенина — правда, только в моменты, когда его не было поблизости. Есенин же признавал, что вклад Маяковского останется в истории русской литературы навсегда. После смерти «последнего поэта деревни» Маяковский написал в память о нем трогательное стихотворение.
Поэт действительно употреблял в своем творчестве обсценную лексику, но таких произведений у него немного. Мат Есенин использовал лишь в поэме о Пугачеве — ее герой окрестил императрицу продажной женщиной. В других же стихах он изредка использовал крепкие выражения и специфические образы, но только такие, которые не требуют цензурирования. Например, в стихотворении «Сорокоуст» поэт предложил любителям «песенных блох» ублажить коня, а в «Пой же, пой на проклятой гитаре...» посылал возлюбленную на три разрешенные буквы.
Другие случаи появления обсценной лексики в творчестве поэта литературоведам обнаружить не удалось. Такие же известные стихи, как «Ветер веет с юга», «Не смотри, что рассеян в россыпь» и прочие рифмованные воспевания любви на свежем сене — народная фантазия на тему поэзии Есенина, основанная на слухах о его хулиганском характере.
Корень этого мифа — в пристрастии поэта к алкоголю, которое он неоднократно упоминал в своем творчестве. Из‑за этого у читателей сложилось представление о Есенине как о писателе‑выпивохе, который ничего не может сочинить без бутылки. На деле же все было ровно наоборот — по собственному признанию Есенина, он не мог сочинять стихи пьяным. Именно поэтому к личному кризису, который поэт пытался заглушить алкоголем, добавился творческий, который лишь усугубил душевные терзания. Ранимый Есенин не смог разорвать этот порочный круг — итогом стала его преждевременная смерть.
Источник мифа — сценический образ поэта, в котором он представал в столице перед своими первыми слушателями. Его подробно описал Маяковский в материале «Как делать стихи». Он вспоминал, что при их знакомстве Есенин был в «рубахе с какими‑то вышивками крестиками» и лаптях, разговаривал нарочито просторечно, по‑деревенски. Маяковский не поверил новому знакомому — решил, что он так оделся «для рекламы» — и предположил, что через некоторое время он сменит свой народный костюм «на штиблеты и пиджак». И оказался прав — вскоре Есенин отошел от группы новокрестьянских поэтов и стал одним из главных щеголей столицы. Впоследствии Маяковский любил напоминать Есенину о своей давней догадке, чем чрезвычайно его злил.
Необразованным Есенин не был — он с отличием окончил земскую школу, затем учительскую школу, был слушателем в Московском городском народном институте и готовился поступать в учительский институт. Конечно, он не был академиком, но и представлять поэта простым парнем, которого только вчера оторвали от сохи, не стоит.
Преувеличивал Есенин и свою близость к деревне. Об этом свидетельствовал его близкий друг писатель Анатолий Мариенгоф. По его словам, поэт не любил ездить в свое родное село Константиново, а оказавшись там, сразу же рвался обратно в город. Как метко подметил Маяковский, Есенина привлекала цивилизация — в своих заграничных поездках он тоже не стремился знакомиться с реднеками и пейзанами, предпочитая вращаться в «высшем свете».
Слухи об этом распространились из‑за того, что во время Первой мировой войны поэт попал не на фронт, а в Царскосельский лазарет, которому покровительствовали дочери императора Анастасия и Мария. В это же время поэт создал стих «В багровом зареве закат...», в котором воспел «младых царевен» за «кротость юную в их ласковых сердцах».
Да, Есенин действительно мог быть знаком с представителями императорской семьи — дочери Николая II часто лично бывали в лазарете — однако достоверного свидетельства их знакомства найти не удалось. Тем более не удалось найти подтверждения его романтических отношений с великой княжной Анастасией.
Сомнения в их возможности вызывает то, что Есенин в это время только начинал свой творческий путь — выступал на концертах в Петербурге и издал дебютный сборник стихов «Радуница» — а значит не был столь значимой фигурой, чтобы непременно попасть в поле зрения монарших особ. Тем не менее, несмотря на отсутствие убедительных доказательств, миф об отношениях Есенина и Анастасии оказался достаточно живуч — многим людям хочется верить в красивую историю о любви дочки императора и талантливого деревенского парня.
Анненков Юрий Павлович
Горький Максим
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.