Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Должна ли музыка быть всем?
19.03.2019
Проект «17 страница» добрался до еще одного современного культурного пространства — павильона «Заповедное посольство» парка «Зарядье». 13 марта Петр Налич прочитал здесь отрывок из «Брисбена» Евгения Водолазкина, который многие называют «самым музыкальным романом современности». Также гость выявил параллели между своей жизнью и историей героя книги, поделился взглядами на творчество и ответил на вопросы зала.
Петр рассказал, что сейчас вслух читает в основном детям: «Правду о Салли Джонс», Стивенсона, Толкина. Сам же, как признался музыкант, он всегда читал не очень много. В школе это ограничивалось классикой, с друзьями у них даже образовались противостоящие команды: поклонники Достоевского и поклонники Толстого. Сегодня же исполнитель только открывает для себя поле современной литературы («Географ глобус пропил», «Лавр», Алла Боссарт), которое периодически совмещает с мифами Древней Греции.
Обсуждаемую книгу музыкант прочитал пока только частично, но во многих эпизодах уже узнал себя. Как и главный герой Глеб Яновский, Петр прошел через долгое обучение в музыкальной школе и постоянно самосовершенствовался: уже став архитектором, он прошел обучение в Мерзляковке и Гнесинке. Провести параллель с романом удалось, говоря и о самоопределении:
«Все наше будущее — очень часто какой-то пошлый коллаж, который состоит из журналов, видео, книжек, где мы увидели или услышали что-то: „Знаете, я буду, как, как... Бетховен. Нет, как... Джон Леннон“. И эти пошлые картинки тебя ведут по жизни, даже когда ты уже взрослый, хотя это нелепо. Точная мысль, которая приводится в романе — о том, что с этими иллюзиями надо бороться».
В чем-то Петр не смог согласиться с главным героем:
«Должна ли профессия, музыка быть всем? На мой взгляд, она всегда на втором плане, как вертикаль к космосу. Иначе ты становишься ее заложником. (…) Есть некоторые божественные распределения, они сложные, и не думаю, что поддаются осмыслению. Но это — о человеческом предназначении в контексте всех его линий судьбы. Человек счастлив, когда у него начинает складываться цельный пазл. И у меня происходит эта постоянная рефлексия, хотя все равно думаю, что никуда я из музыки не денусь».
Отвечая на вопросы слушателей из зала, Петр рассказал о своих театральных работах. Он делал музыкальное сопровождение для спектакля по Шварцу в Перми, исполнял арию Ленского. Перед такими работами, рассказал Налич, стоит перечитать литературный источник, но и слишком увлекаться не стоит: знание, не помогающее умению, превращается в балласт.
Был упомянут спектакль «Северная Одиссея» в РАМТе, ставший для музыканта уникальным опытом: там он играет вживую во время представления, а не просто заранее создает аранжировку, как в случае спектаклей «Питер Пен» и «Горячее сердце». Музыкант поделился, что планирует повторить подобные эксперименты в ближайшем году.
Поговорив об искусстве в целом, затронув и театр, и поэзию, и музыку, перешли к тому, что неизбежно объединяет все это — к вопросу популярности и жизни после славы:
«В романе в этом смысле я тоже проследил некоторые аналогии. Для меня „Евровидение“ стало некоторым взлетом известности. После такого в тебе начинает работать бесенок: „Надо чтобы меня все любили, на руках носили“. А потом: „Что-то меня меньше народу стало любить“. Начинаешь злиться, завидовать, обнаруживаешь в себе самые нехорошие качества. Так что в этом смысле известность — хороший урок. Она приходит и уходит, а в тебе происходят изменения. Если мы с этими бесами начинаем бороться, то всех нас ждет настоящий успех в каком-то духовно-космическом смысле».
В конце встречи успели затронуть и тему архитектуры: Петр признался, что, будучи архитектором, очень ревностно относится к зданиям, особенно в Москве, где часто встречается «живописный винегрет». Не осталась без внимания и архитектура парка «Зарядье»: музыкант рассказал, что ему нравится современное оформление, хотя и есть незначительные нарекания по качеству и планировке.
Баланс между внутренним музыкантом и архитектором, как рассказал гость встречи, устанавливается сам собой: иногда автоматически происходит это переключение, но в целом обе ипостаси — про эстетику, ощущение прекрасного.
Встреча завершилась возвращением к теме литературы и традиционным вопросом от «17 страницы»:
— Открылся ли для вас новый мир вместе с новым автором?
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Политика публикации отзывов
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
2. Мы за вежливость
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
3. Ваш отзыв должно быть удобно читать
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
6. Отзыв – место для ваших впечатлений
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
7. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
8. Мы уважаем законы РФ
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.