В «Редакции Елены Шубиной» готовится к публикации роман «До февраля» — новое произведение дважды лауреата премии «Большая книга» Шамиля Идиатуллина. На этот раз автор, работающий в разных жанрах и направлениях, предлагает читателям триллер об орудующем в небольшом российском городе серийном убийце. Но, как это часто бывает с текстами Идиатуллина, уже с первых глав становится очевидно, что к прочтению предлагается вещь абсолютно не жанровая, а многоплановая, больше задающая вопросы и вызывающая болезненные инсайты, нежели предлагающая ответы.
Сарасовск, как ты его ни назови, похож на «каждый любой» среднероссийский городок: обязательный памятник Ленину в сердце магистральной улицы, заброшки и дряхлеющая вторичка на фоне хрома и стекла свеженьких бизнес‑центров, одинокие старики — надежные пользователи дисковых телефонных аппаратов — и хипстоватая молодежь в модном трикотаже по любому случаю, вечный огонь, стекляшки, фитнес‑центры, местный Союз писателей и средней руки СМИ, предсказуемо подконтрольные местным властям.
Однажды локальный князек придумывает занятную игрушку, в перспективе полезную и несколько манипулятивную — возрожденный из пепла и архивной пыли литературный журнал «Пламя». Заниматься воскрешением широко известного в узких кругах «толстяка» собирается крошечная команда: главред Наталья Викторовна — единственная, кто понимает философскую бессмысленность предприятия, копирайтер Паша — бывший репортер криминальной хроники — и редактор Аня — вообще‑то студентка факультета прикладной математики, но не срослось.
Идиатуллин Шамиль Шаукатович
Точкой отсчета новой истории «Пламени» становится разбор архива для первого выпуска. Среди папок Аня находит рукопись, решительно графоманскую на первый взгляд и чрезвычайно притягательную на второй. Погружаясь в путаный, пересыщенный «право имею» и прочим пафосом текст все глубже, Аня понимает, что напряженный триллер на самом деле самый что ни есть тру‑крайм, посвященный событиям 15‑летней давности. И автор, искренне считающий себя новым Достоевским, можно сказать, непосредственный инициатор, — оставшийся на свободе убийца и, по всей вероятности, находящийся где‑то рядом. Неотступно.
«Пришла пора нового этапа. Не рассказа, а романа. В рассказе одна линия, которую надо достойно завершить. В сборнике рассказов одна завершенная линия упирается в другую, иногда с нею связанную, иногда нет, но такой веник свяжет любая фирма. В романе линий должно быть множество, и завершение каждой служит общему финалу, даже если происходит на старте истории. И только хорошо, интересно и сложно придуманная история достойна запечатления. Достойна существования. Достойна, хаха, истории.
Управление чужими жизнями может стать не только банальным финалом, но промежуточным ускорителем, стеночкой или, если уложить как следует, ступенькой, от которой можно оттолкнуться и рвануть в неожиданную сторону с дополнительной скоростью».
По закону жанра вызванный ноосферой социопат, замерший было, как впадающий в спячку маньяк из «Секретных материалов», материализуется из страниц рукописи в обеих своих ипостасях — как жаждущий публикации творец и как герой собственного романа. Убийства возобновляются, и в их хаотичном поначалу рисунке проступает вполне очевидный раппорт. Кто бы мог подумать, но профайл преступника конструирует тревожная и пугливая, как еще не полинявший к зиме заяц, студентка — зелененький редактор, умеющий читать между строк. Но, прежде чем Аня поймет что к чему, уже до февраля случится немало неотвратимого.
За что бы ни брался Идиатуллин: подростковую фантастику, микрохорроры, этнофэнтези, ностальгический реализм или политический триллер — получается беспристрастный и от того пугающе достоверный социальный срез. Персонажи ведут себя как живые люди: идиотничают, от души занимаются саморазрушением, не без мазохистского удовольствия ходят по разбросанным в знакомых местах граблям и пытаются постичь самих себя, чтобы лучше спасать других. И оказывается, что маньяк движим не мистическим зовом крови, а вполне житейским резоном. Заикающаяся под желчным взглядом профессора‑мизогина молоденькая дурочка на самом деле внимательный аналитик, проходящий свой путь героя. Глянцево, не по‑сарасовски романтический красавец опрокидывает архетипы и занимает место девы в беде. А циничный, полнеющий от отсутствия режима и сколько‑нибудь спокойной жизни мент на самом деле убитый горем мужик, потерявший двух самых дорогих людей из имеющихся трех.
Классический детектив, в основе которого лежит детская считалка с финалом «и никого не стало», не всегда удачно натягивается на российскую действительность. Поэтому ритм жизни в прозе Идиатуллина не ровный, согласно канонам, а непредсказуемый, гудящий в атмосфере то ли как провода в высокой влажности, то ли как предостережение самим себе, когда на самом деле все уже случилось и видимое — просто последствия событий многолетней давности, ошарашивающее чтение архивной графоманской летописи о нас самих.
Усачев Андрей Алексеевич
Танака Иори
Ступников Денис Олегович
Синдаловский Наум Александрович
Аркатов Антон
Кайдалов Антон Сергеевич
Пелевина Оксана
Третьякова Наталья Александровна
Энтин Юрий Сергеевич
Силлов Дмитрий Олегович
Фуллер Ася
Чон Минхи
Карнеги Дейл
Зуенко Иван Юрьевич
Эпплбаум Энн
Малышева Анна Витальевна
Танака Иори
Крамер Стейс
Диккер Жоэль
Волков Александр Мелентьевич
Вуд Яна
Силлов Дмитрий Олегович
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.