Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
«До февраля»: новый роман Шамиля Идиатуллина

«До февраля»: новый роман Шамиля Идиатуллина

04.04.2023

В «Редакции Елены Шубиной» готовится к публикации роман «До февраля» — новое произведение дважды лауреата премии «Большая книга» Шамиля Идиатуллина. На этот раз автор, работающий в разных жанрах и направлениях, предлагает читателям триллер об орудующем в небольшом российском городе серийном убийце. Но, как это часто бывает с текстами Идиатуллина, уже с первых глав становится очевидно, что к прочтению предлагается вещь абсолютно не жанровая, а многоплановая, больше задающая вопросы и вызывающая болезненные инсайты, нежели предлагающая ответы.

Сарасовск, как ты его ни назови, похож на «каждый любой» среднероссийский городок: обязательный памятник Ленину в сердце магистральной улицы, заброшки и дряхлеющая вторичка на фоне хрома и стекла свеженьких бизнес‑центров, одинокие старики — надежные пользователи дисковых телефонных аппаратов — и хипстоватая молодежь в модном трикотаже по любому случаю, вечный огонь, стекляшки, фитнес‑центры, местный Союз писателей и средней руки СМИ, предсказуемо подконтрольные местным властям.

Однажды локальный князек придумывает занятную игрушку, в перспективе полезную и несколько манипулятивную — возрожденный из пепла и архивной пыли литературный журнал «Пламя». Заниматься воскрешением широко известного в узких кругах «толстяка» собирается крошечная команда: главред Наталья Викторовна — единственная, кто понимает философскую бессмысленность предприятия, копирайтер Паша — бывший репортер криминальной хроники — и редактор Аня — вообще‑то студентка факультета прикладной математики, но не срослось.

До февраля
18+

До февраля

Идиатуллин Шамиль Шаукатович

Точкой отсчета новой истории «Пламени» становится разбор архива для первого выпуска. Среди папок Аня находит рукопись, решительно графоманскую на первый взгляд и чрезвычайно притягательную на второй. Погружаясь в путаный, пересыщенный «право имею» и прочим пафосом текст все глубже, Аня понимает, что напряженный триллер на самом деле самый что ни есть тру‑крайм, посвященный событиям 15‑летней давности. И автор, искренне считающий себя новым Достоевским, можно сказать, непосредственный инициатор, — оставшийся на свободе убийца и, по всей вероятности, находящийся где‑то рядом. Неотступно.

«Пришла пора нового этапа. Не рассказа, а романа. В рассказе одна линия, которую надо достойно завершить. В сборнике рассказов одна завершенная линия упирается в другую, иногда с нею связанную, иногда нет, но такой веник свяжет любая фирма. В романе линий должно быть множество, и завершение каждой служит общему финалу, даже если происходит на старте истории. И только хорошо, интересно и сложно придуманная история достойна запечатления. Достойна существования. Достойна, хаха, истории.

Управление чужими жизнями может стать не только банальным финалом, но промежуточным ускорителем, стеночкой или, если уложить как следует, ступенькой, от которой можно оттолкнуться и рвануть в неожиданную сторону с дополнительной скоростью».

По закону жанра вызванный ноосферой социопат, замерший было, как впадающий в спячку маньяк из «Секретных материалов», материализуется из страниц рукописи в обеих своих ипостасях — как жаждущий публикации творец и как герой собственного романа. Убийства возобновляются, и в их хаотичном поначалу рисунке проступает вполне очевидный раппорт. Кто бы мог подумать, но профайл преступника конструирует тревожная и пугливая, как еще не полинявший к зиме заяц, студентка — зелененький редактор, умеющий читать между строк. Но, прежде чем Аня поймет что к чему, уже до февраля случится немало неотвратимого.

За что бы ни брался Идиатуллин: подростковую фантастику, микрохорроры, этнофэнтези, ностальгический реализм или политический триллер — получается беспристрастный и от того пугающе достоверный социальный срез. Персонажи ведут себя как живые люди: идиотничают, от души занимаются саморазрушением, не без мазохистского удовольствия ходят по разбросанным в знакомых местах граблям и пытаются постичь самих себя, чтобы лучше спасать других. И оказывается, что маньяк движим не мистическим зовом крови, а вполне житейским резоном. Заикающаяся под желчным взглядом профессора‑мизогина молоденькая дурочка на самом деле внимательный аналитик, проходящий свой путь героя. Глянцево, не по‑сарасовски романтический красавец опрокидывает архетипы и занимает место девы в беде. А циничный, полнеющий от отсутствия режима и сколько‑нибудь спокойной жизни мент на самом деле убитый горем мужик, потерявший двух самых дорогих людей из имеющихся трех.

Классический детектив, в основе которого лежит детская считалка с финалом «и никого не стало», не всегда удачно натягивается на российскую действительность. Поэтому ритм жизни в прозе Идиатуллина не ровный, согласно канонам, а непредсказуемый, гудящий в атмосфере то ли как провода в высокой влажности, то ли как предостережение самим себе, когда на самом деле все уже случилось и видимое — просто последствия событий многолетней давности, ошарашивающее чтение архивной графоманской летописи о нас самих.

Возможно будет интересно

Легенды и мифы Санкт-Петербурга

Синдаловский Наум Александрович

Бременские музыканты

Энтин Юрий Сергеевич

Закон хабара

Силлов Дмитрий Олегович

Кот и кореец

Фуллер Ася

Китай в эпоху Си Цзиньпина

Зуенко Иван Юрьевич

Железный занавес

Эпплбаум Энн

Солнце восемь минут назад

Малышева Анна Витальевна

Дело Аляски Сандерс

Диккер Жоэль

Урфин Джюс и его деревянные солдаты

Волков Александр Мелентьевич

Закон Арены

Силлов Дмитрий Олегович

Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Вам уже есть 18 лет?
Да, есть
Ещё нет

Новости, новинки,
подборки и рекомендации