Автор романа по фильму Данилы Козловского рассказал историю появления книги.


Фильм «Тренер» – режиссёрский дебют Данилы Козловского – вышел на экраны на минувшей неделе, и сразу же возглавил российский прокат. В издательстве АСТ вышла официальная новеллизация фильма, написанная Дмитрием Манасыповым. Специально для нашего сайта автор рассказал о том, каково было работать над этой книгой, и чем она отличается от фильма.



Впервые о том, что «Жанрам» понадобилась книга о футболе, я узнал от Юрия Уленгова, который отказался по личным причинам. А я как раз увидел в кино трейлер «Тренера», задал вопрос Вадиму Чекунову, тот подтвердил и все завертелось.

Проектом я заинтересовался сразу, даже до того, как получил какую-то часть сценария на ознакомление. Сюжет фильма был ясен еще по трейлеру, ожидать оригинальных ходов не приходилось, но возможность сделать новеллизацию показалась крайне занятной. Причина довольно проста: каждый спортсмен хочет получить второй шанс. И если понимаешь это, если сам когда-то играл, то тема интересна. Я играл в баскетбол с 3 и по 11 класс, и никогда не забуду то, что думал и как себя чувствовал на площадке. Наверное, что никогда. Часть игровых моментов книги как раз из прошлого, последних двух лет спорта, когда моя команда играла не просто хорошо, она играла отлично, когда каждый на площадке знал – где будет другой, почти не глядя.

Прочитав сценарий полностью, я понял, что мне интересна фигура Столешникова, который, пусть и не особо оригинально по сравнению с, чаще всего, американскими спортивными драмами, но все же становится другим человеком. И помогает стать лучше прочим, находящимся рядом.

Работать по чужому сюжету и с чужими диалогами с одной стороны чуть проще, так как все линии и повороты ясны, с другой... С другой в ряде моментов ощущаешь себя несколько странно. Ты хочешь раскрыть в тексте некоторые очевидные в кино вещи. Ты понимаешь – вот этому персонажу, весьма интересному, места не отведено практически от словам совсем. Ты начинаешь пытаться как-то это исправить, хотя результат для тебя неизвестен.

Дмитрий Манасыпов
Дмитрий Манасыпов


Честно скажу, я сдал текст, где попытался придать оттенков большинству задействованных персонажей. Даже охраннице стадиона. Даже крейсеру-музею «Михаил Кутузов», десантуре Новоросса, самому городу и моему любимому юношеской любовью солдата-срочника Краснодару.

Как мог сделал Столешникова более простым и человечным, т.к персонаж того заслуживает. Он мне понравился, если честно. Хочу посмотреть на то, как его сыграл Козловский. Потенциал режиссера и актера хороший, но чаще всего в фильмах его не раскрывают, как мне кажется, либо по каким-то причинам отыгрывается герой, очень похожий на предыдущего. А тут, как не крути, он сам создал персонажа. Потому и интересно.

Президент клуба, Лариса, оказалась очень интересным персонажем, крайне ярким и запоминающимся. Желаю видеть ее уже в кино, чтобы понять - не ошибался ли в своих оценках?

Понравился фанат в исполнении Александра Ильина-младшего. Он для меня не Семен Семеныч Лобанов, а крайне интересный актер, пусть пока и второго плана. И рок-музыкант. Жаль, что эпиграфы из песен «Плана Ломоносова» не вошли в книгу, как планировалось. Но это вопрос не ко мне.

Самое же сложное оказалось даже не написать саму книгу, хотя справился я с ней в рекордные для себя сроки... Сложнее оказался сам момент с согласованием изменений и правок. Но, по факту, книга готова, а это самое главное. Ну и честно говоря, я бы не отказался перед началом работы посмотреть сам фильм, а не только прочитать сценарий.

Книга, даже написанная по мотивам и сценарию фильма, все же есть книга. Потому сцен, никак не указанных в кино, здесь достаточно. Некоторые даже чуть расходятся с первоисточником, но вряд ли это плохо. Те, кому фильм понравится, наверняка смогут сравнить и оценить – как получилось, плохо или хорошо. А те, кому не понравится кино, вряд ли станут что-то оценивать.

Я получил очень хороший опыт работы именно с кинематографом и людьми, задействованными в нем, за что отдельное спасибо продюсеру Александре Лазаревской, курировавшей этот проект и ставшей моим фактическим соавтором, и Валерии, продюсеру Данилы Козловского.

Что касается столь нашумевшего интервью Данилы Козловского сайту Sports.ru, то вот что хочу сказать, хотя никто не просит:

1) «Тренер», при всей своей вторичности в плане мирового кинематографа, вспомним даже «Костоломов» с Винни Джонсом, где речь именно о изменении спортсмена в связи с некоторыми обстоятельствами, для России фильм очень нужный. Причины простые: это явно добрый фильм, и такие в стране необходимы, чересчур уж много негатива повсюду, и, порой, люди сами не замечают, как видят только плохое.

2) Если судить по трейлеру, нас ждет фильм с красивой картинкой, а кино, если кто забыл, штука, должная развлекать, удивлять и заставлять ждать следующего эпизода из-за невероятных кадров, что в жизни случаются крайне быстро.

3) Это фильм, где крайне мало постоянно мелькающих кино-лиц. Думаю, что Смоляков и Ильин вряд ли смогут раздражать даже самых притязательных поклонников кино, а актер и режиссер Козловский, будем честными, имеет право на свой второй шанс, как творческая личность и как артист. И охально осуждать дебютный фильм, как режиссера, не видев его и рассуждая даже не о клубе «Метеор», а о сборной... глупо. Просто не очень умно, равно как «Я Пастернака не читал, но осуждаю...»

Да и если уж вчитаться в текст интервью Козловского, а не читать выдернутое из контекста, то смысл складывается несколько иной.

Так что – схожу в кино и напишу, как можно честнее, для своих друзей и подписчиков - о чем фильм «Тренер», с чем его едят и хорош ли он, либо плох.

«Викинг» оказался шайссе? Так вопросы к режиссеру. В «Пятнице»-то Данила Козловский играет весьма хорошо. Почему именно их вспомнил? Просто они последние, что с ним видел.

И, напоследок: огромное спасибо АСТ и «Жанрам», давшим возможность написать книгу про жизнь, пусть и не совсем свою.

Марии Сергеевой, в самом начале работы по моей просьбе долбавшей кино-личностей из-за необходимых мне материалов.

Вадиму Чекунову, решившему не устраивать кастинг по авторам редакции, а просто поверившему в меня.

Анастасии Калябиной за: сдержанность, профессионализм, четкость и компанию в ряде сложных моментов правок и согласований.