Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
«Для детей писать оказалось легче»: интервью с Мартой Кетро

«Для детей писать оказалось легче»: интервью с Мартой Кетро

09.11.2020

В далеком‑далеком южном городе, наполненном солнечным светом и ароматом душистой акации... У синего-пресинего моря... Живут со своей мамой двое очаровательных котиков: Моника и Венсан. С виду Моня и Веня — совсем такие же, как и все котики, которых любят: красивые, ухоженные и ласковые. Свою новую книгу Марта Кетро написала для детей. Сегодня она рассказала о котиках, идеях и рисунках.

Кошки занимают особенное место в вашей жизни и творчестве. Как вы считаете, удалось ли вам проникнуть в тайны загадочной кошачьей души и разгадать их?

Даже не возьмусь утверждать, что я кошатник, это все равно, что про ребенка, который любит папу и маму, сказать, что он обожает всех взрослых. Мы обычно привязываемся к конкретным людям и любим их всем сердцем, а к остальным относимся со спокойным доброжелательным интересом (и то, если они симпатичные). Точно так и с кошками, мне дороги эти отдельные личности, которые с нами живут, и вот они‑то и наполняют мою жизнь нежностью. Секрет кошачьего обаяния, мне кажется, в том, что у каждого из нас есть огромный запас любви, который мы опасаемся выплескивать на других людей, вдруг неправильно поймут, используют, уйдут. А кошкам, как и собакам, можно доверить свое сердце.

Как возникла идея книги «Моня и Веня: котики, которых любят»? Сколько продлилась работа над ней, что было самым интересным?

Это был удивительно долгий путь. Написать какую‑нибудь детскую сказку для детей шести восьми–лет попросил меня один замечательный издатель еще весной 2017 года. Но мы не сошлись в деталях, и я начала искать другое издательство, попутно дописывая истории про Моню и Веню. Потом у нас сменился художник, грянул вирус, и все это задерживало выход книги на долгие месяцы. С тех пор многое изменилось, у меня уже три кошки вместо двух, Хохлома не была моей, и я не собиралась заводить кого‑то еще. Но появление нового кота произошло точно так, как описано в книжке — с ужасными скандалами, криками «или мы, или он», Веня даже болел от обиды и Моника похудела. Но теперь все примирились.

Легче писать для детей или для взрослых? В чем, на ваш взгляд, главное различие взрослого и детского писателя, детской и взрослой литературы?

Для детей писать оказалось легче, я чувствую гораздо больше свободы в тексте. Можно позволить себе говорить простым и ярким языком, главное, чтобы было интересно и смешно. Взрослая проза подразумевает усложнение, и мои романы всегда грустны, а из детской книжки печаль исчезла, я чувствую себя счастливой, когда ее пишу. Так что детский писатель, получается, счастливей взрослого.

Эта книга все‑таки больше для детей или для взрослых? Как вы представляли своего читателя, когда работали над ней?

Мне было важно написать книжку для всей семьи, чтобы дети с родителями листали ее вместе, сидя в обнимку на диване — так, как я читала книги со своим сыном. Поэтому я старалась, чтобы взрослые не тосковали, когда будут перечитывать ее в седьмой раз. Но и ребенок, взявшийся за нее самостоятельно, прекрасно во всем разберется и найдет, над чем посмеяться. Если родители захотят, они объяснят, почему Моника говорит «Хьюстон, у нас проблемы», пишет в блоге «меня трудно найти и легко потерять» — относительно кошек это чистая правда, и откуда взялась фраза «закрой за мной дверь, я ухожу!». Я считаю, что взрослых нужно точно так же щадить и развлекать, как и маленьких.

Если говорить об идеальном читателе, то это ребёнок, с которым разговаривают, находящийся в контакте со своими родителями, смешливый и любопытный — то есть совершенно обычный.

Известно, что Моня и Веня котики очень самостоятельные — у них даже есть свой Instagram и страница в фэйсбуке. Как они относятся к такой популярности и готовы ли стать звездами литературы?

Они полностью готовы к успеху! К тому же, у нас теперь у нас есть обаятельный кот Арсений. У всех троих полно поклонников в сети и многие удивляются, какие эти кошки умные, красивые и смешные. Тем более, Арсений — беспородный уличный котенок, спасенный добрыми людьми прошлой весной. А секрет их уникальности в пристальном внимании, любого кота можно сделать звездой, если наблюдать за ним с любовью, фотографировать и забавно описывать его жизнь.

В книге замечательные рисунки талантливой художницы Елизаветы Третьяковой. Расскажите, как вам работалось с иллюстратором? Рисунки в какой‑то мере создавались «с натуры»?

С художником получилась отдельная история. Поначалу мы собирались делать книжку с отличным иллюстратором Оксаной Мосаловой, хозяйкой Хохломы. Но случилось так, что кошка прожила короткую жизнь, и когда книга нашла своего издателя, ее уже не стало. Оксане было тяжело ее рисовать, но мы решили, пусть Хохлома останется жить хотя бы в книжке. И тогда мы обратились к Елизавете Третьяковой, тоже известной и талантливой. Поначалу Моню и Веню она не видела даже на фото, но картинки оказались изумительно точными, характер персонажей именно такой, как на самом деле.

Стоит ли читателям ждать продолжения приключений Вени и Мони? Расскажите, есть ли планы на вторую часть, а может быть, и серию книг?

На сегодняшний день есть уже две сказки. Я придумала и третью, но мы пока ждем, как читатели примут первую книгу, все‑таки для всех я «взрослый» автор. В второй части будет магия и похищения, Веничка освоит превращения, это драматичная сказка со счастливым финалом, а в третьей появится юнга Арсений с эсминца «Оголтелый».

За вашими плечами — несколько десятков книг, тысячи поклонников... Вы ощущаете себя успешным писателем? Что такое вообще «успех» для современного автора?

Конечно, настоящий успех связан с огромными тиражами и всенародным вниманием, как у Виктора Пелевина и Бориса Акунина. Мои тиражи уронил экономический кризис и вирус, как и у многих авторов средней руки. К тому же, сыграл роль и переезд из Москвы в тот самый «маленький белый город возле теплого синего моря» — ведь написать текст, это половина работы, нужно заниматься продвижением, ходить на встречи с читателями, подписывать книги. Правда, теперь covid уровнял всех, встречи с авторами проводятся онлайн. Но детские книги люди любят покупать в обычных магазинах, не по сети, чтобы подержать в руках, посмотреть картинки, оценить качество полиграфии, поэтому издатели сейчас особенно осторожны с тиражами и планами. Так что успех теперь измеряется не только цифрами, но и возможностью придумать, написать и напечатать книгу, найти хорошего художника и донести свой текст до читателя. В этом смысле я успешный автор, работаю с издательским домом АСТ уже тринадцать лет, и здесь меня всегда поддерживают в начинаниях — теперь и с детской книгой.

Что бы вы посоветовали себе самой в детстве?

Не только себе, всем детям я бы пожелала больше доверять родителям. Множество детских бед происходит от того, что ребенок испугался и отгородился от взрослых, попытался решить свои проблемы сам. Даже с Моникой это случилось. Но самостоятельность хороша в других, повседневных вещах, а когда у тебя неприятности, нужно идти к родителям и не бояться, они всегда на твоей стороне, даже если кажется наоборот. А лично себе я бы посоветовала не грубить маме, однажды от этого будет очень больно мне‑взрослой.

Комментариев ещё нет
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
/
Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации